Е.В. Тростникова

Источник

О святителе Феофане Затворнике

Мы не раз говорили о том, что притча по самой сути – дело устное, и уж во вторую очередь литературное, письменное. Но один из чудеснейших русских святых XIX века и один из ярчайших наших церковных писателей, святитель Феофан (Говоров, 1815–1894), недаром получил прозвание «Затворника Вышенского». Через 7 лет епископского служения, в 1866 году, он попросил увольнения на покой в Вышенскую пустынь Тамбовской (ныне Рязанской) епархии, чтобы отдаться своим ученым трудам, – как он писал митрополиту, «чтобы был и плод трудов, – не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». В 1872 году епископ-старец ушел в затвор: затворился в отдельном флигеле, прекратил всякие сношения с людьми (принимал только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника), перестал ходить в монастырский храм на богослужение (но в устроенной им келейной малой церкви служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет ежедневно). В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни архипастыря. В свободное от духовных подвигов время он занимался учено-литературными богословскими трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях, и таким образом нес служение старца. То, что другие старцы передают прежде всего устным словом, святитель Феофан передавал письменным – в книгах и в письмах, которых он писал от 20 до 40 в день. В одном из своих писем святитель говорит: «Писать – это служба Церкви нужная».

Главной темой многочисленных произведений святителя является спасение во Христе. Одна из самых знаменитых его книг, которая заслуживает стать настольной для любого православного христианина, так и называется – «Путь ко спасению». И несколько иначе, в форме писем к духовной дочери, то же последовательное наставление в духовной жизни изложено в книге «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться». В этих живых, проникнутых любовью и мудростью письмах-наставлениях старец нередко прибегает к притчам. В другом известном творении святителя – «Мысли на каждый день года», мы также постоянно сталкиваемся с притчами.


Источник: Притчи православных старцев/ Составитель Е.В. Тростникова. - Издательство Борисова, 2012. - 232 с.

Комментарии для сайта Cackle