Основы христианской нравственности,
или правила духовного возрождения грешной души, по учению епископа Феофана17.
Жить нам надобно так, как Бог создал нас. Многие же потому и не живут, как должно, что думают, будто правила о достодолжной жизни навязываются совне, а не исходят из самого естества человека и не им требуются. Посему разсмотрим, что вложено в нашу природу Самим Творцом, и что привнесено грехом, так сказать, нажито нашей греховной жизнью. Начиная с физической стороны, с телесной жизни, перейдем постепенно к устройству и проявлению высшей духовной жизни.
Тело наше состоит из различных органов, из коих каждый совершает свое отправление, существенно необходимое для жизни телесной. Главных органов три: 1) желудок с легкими, сердцем, артериями и венами, лимфатическими сосудами и множеством других сосудов, сосудцев и желез, служащих для разных отделений из крови и соков тела; отправление всех их – питание тела или плодотворение; 2) систем мускулов и костей, отправление коих есть движение внутри и во вне и 3) система нервов, центр коих – голова, спинной мозг и система ганглий, где-то под брюшною и грудною преградою, a разветвления проникают все тело; отправление ее – чувствительность. Когда ход этих отправлений и взаимное их отношение в порядке, тело здорово и жизнь вне опасности; а когда этот порядок нарушается, тело заболевает и жизнь в опасности. Каждое отправление имеет свою потребность, которую дает живо чувствовать живущему, требуя удовлетворения. Потребности желудочной или питательной и плодотворной части суть – пища, воздух, сон; потребность мускульно-костяной части есть потребность напрягать мускулы, которую всякий чувствует, долго засидевшись, и прямо потребность движения, заставляющая ходить, гулять, работать что-нибудь; потребность нервной части – приятное раздражение нервов всего тела, как мерность тепла, холода и подоб., и особенно приятное раздражение пяти наших чувств, в которых нервная система вышла наружу для общения со внешним миром.
Все это, как видите, телесно; душе какое бы до всего этого дело. Но как она, по теснейшему сочетанию с телом, приняла его в свою личность, то своими считает и все потребности телесные. От того говорим: я хочу есть, пить, спать, хочу ходить, гулять, работать, хочу видеть разноцветы, слышать разноголосие, обонять разноухания и проч. Усвоив себе все потребности телесные, душа заботится и о удовлетворении их, чтобы тело было покойно и не тревожило ее своими докучливыми требованиями.
Совокупность всего этого и есть телесная сторона человеческой жизни. Но не все здесь одинаково телесно, или плотяно и чувственно. Крепко плотяна только питательная часть, но и она облагораживается приспособлением ее удовлетворения к потребностям и целям собственно душевным. Органы же движения и чувства служат более нуждам души, чем тела. А один орган, стоящий будто вне системы прочих органов, именно орган слова – исключительно есть орган души, назначенный для служения ей одной.
Телесная, плотская, чувственная – неодобрительная в нравственном отношении жизнь есть та, когда человек, увлекаясь крайне животолюбием и телолюбием, поставляет главною для себя целью и заботой покой тела, или всестороннее удовлетворение потребностей лишь телесных с забвением о душе и теле, паче о духе.
При этом каждая телесная потребность естественно-простая распложается во множество прививных потребностей чрез привычку и пристрастие к разным способам ее удовлетворения. Возьмем пищу, или питие, или одежду. Что, кажется, проще всего сюда относящегося? А между тем, сколько потребностей распложается у них по этой части, потребностей неотлучных и неотложных: хоть умри, да подай! От того видим, что иные минуты не имеют свободной, бегая за нужным для удовлетворения их. У таких неизбежно должны голодать душа и дух, если они еще не совсем заглушены, забыты и погружены в чувственность.
Рассмотрев низшую, плотскую сторону человеческой природы, перейдем к явлениям высшего порядка, к душевной жизни человека. Но если мы станем смотреть в душу сообща, то ничего не разберем; посему нужно действия ее распределить по родам и каждый потом рассматривать особо. Да уж давно присмотрелись и распределили все действия души на три разряда – мыслей, желаний и чувств, назвав каждый особою стороною души – мыслительною, желательною и чувствующею.
* * *
Взято с небольшим сокращением из книги: «Преосвящ. Феофан, затворн. Вышенский».