монах Павел Эвергетинос

Источник

О том, что желающему спастись следует общаться с добродетельными людьми, ибо это весьма полезно, и с горячим желанием и большой ревностью спрашивать и учиться у них спасению

А. Из Патерика

Авва Палладий сказал: «Подвизающейся о Боге душе следует или ревностно учиться тому, чего она не знает, или мудро учить тому, что знает.

Если же душа не хочет ни того, ни другого, она безумна. Ибо начало апостасии – нежелание ни учить, ни внимать слову Божию, коего постоянно жаждет боголюбивая душа».

Брат спросил старца:

– Авва, о чем ни спрошу старцев и что бы они ни ответили для пользы моей души, ничего не запоминаю из их слов. Может, я зря их беспокою, если ничего не исполняю и не очищаюсь (от грехов)?

Рядом стояло два кувшина. Старец сказал:

– Пойди возьми один кувшин, налей в него масла, сполосни, вылей и поставь на место.

Брат так и сделал и поставил кувшин на свое место. Старец сказал:

– А теперь возьми оба кувшина и сравни, какой из них чище.

– Тот, в какой я наливал масло, – сказал брат.

– Вот так и душа, – заметил старец. – Даже если она не запоминает ничего из ответов, все равно очищается больше, чем если бы не спрашивала ни о чем.

Авва Палладий говорил: «Человеку следует стремиться к общению с преподобными мужами больше, чем к светлому окну, чтобы научиться от них читать в своем сердце, как по добротно написанной книге, и в сравнении со святыми увидеть свою лень или усердие. И даже внешне в этих добродетельных людях заметно много такого, что указывает на чистоту души. Это и цвет лица, освященного благоговейным образом жизни, и манера одеваться, и прямота характера, и скромность в разговоре, и здравомыслие, и сдержанность в обращении. Во все это стоит внимательно всмотреться, чтобы отложить в своем сердце образ добродетели».

Брат спросил старца:

– Что лучше, ходить к старцам за советом или безмолвствовать?

Старец ответил:

– Древние отцы почитали за правило ходить к старцам за советом.

Как-то один брат пришел к авве Иоанну Колову вечером, намереваясь вскоре уйти. Но они увлеклись разговором и не заметили, как наступило утро. Старец пошел его провожать, и они проговорили еще до шестого часа41. Старец предложил ему поесть, и после этого брат ушел к себе.

Авва Кассиан рассказывал о старце, жившем в пустыне, который просил Бога даровать ему способность не засыпать во время духовной беседы; а когда кто-нибудь начнет оговаривать других или празднословить, сразу впадать в сон, чтобы уши не наполнялись ядом. Он говорил, что дьявол особенно старателен в празднословии, ибо оно враждебно всякому духовному обучению, и привел такой пример:

– Как-то я беседовал с братьями о чем-то душеполезном, но они были столь отягощены сном, что даже веки не могли разомкнуть. А я, желая показать им работу беса, рассказал глупейшую шутку, и они сразу проснулись и оживились. Я вздохнул и сказал:

– Доселе я с вами говорил о небесных вещах, но ваши очи сковал сон. А сказал одно праздное слово, и вы сразу пробудились. Поэтому, братья, умоляю вас, следите за бесовскими кознями и внимайте себе. Остерегайтесь дремоты, когда вы совершаете или слушаете что-нибудь духовное.

Когда авва Пимен был молод, он пошел к одному старцу, чтобы спросить его о трех своих помыслах. Но подойдя к его келье, забыл один помысел и вернулся к себе. И только он стал отодвигать засов, как вспомнил слово, которое забыл, и не отперев двери, опять пошел к старцу. Тот заметил:

– Что-то ты слишком скоро вернулся, брат.

– Я только взялся за засов, – сказал юноша, – как сразу вспомнил то, что забыл, и не стал открывать дверь. Поэтому так быстро и пришел.

А расстояние, пройденное им, было весьма немалое. Старец сказал:

– Ты сущий Пимен, то есть пастырь ангелов, и слух о тебе распространится по всей земле Египетской.

Три старца имели обычай ежегодно собираться у блаженного Антония. Двое расспрашивали его о своих помыслах и о спасении души, а третий всегда молчал и не задавал никаких вопросов. Через много лет авва Антоний спросил молчаливого отца:

– Сколько лет ты сюда ходишь, почему ни о чем меня не спрашиваешь?

– Мне достаточно только видеть тебя, отче, – был ответ.

Авва Пафнутий говорил:

– Пока не кончилось время жизни моих старцев, я дважды в месяц приходил к ним, хотя жил в двенадцати милях от них, и открывал им всякий помысел, но они отвечали мне только одно: «Куда бы ты ни пришел, не превозносись и тогда обретешь покой».

Об одном старце рассказывали, что он провел семьдесят недель, вкушая пищу только раз в семь дней. Он вопрошал Бога о смысле одного изречения из Писания, но Бог ничего не открыл ему. Старец рассудил так: «Если я столько трудов положил, но ничего так и не узнал, то пойду к брату моему и спрошу у него». И только он запер за собой дверь, как явился ему ангел Господень и сказал: «Семьдесят недель твоего поста не приблизили тебя к Богу. А когда ты смирил себя и отправился к брату, я был послан сообщить тебе смысл этого изречения». И открыв ему этот смысл, ангел отлетел.

Б. Из аввы Марка

Человек наставляет своего ближнего в том, что знает сам. А Бог дает слушающему по вере его. Муж долготерпеливый становится весьма рассудительным, и словам премудрости открыты уши его. Не отказывайся учиться и тогда станешь рассудительным.

Нам гораздо полезнее знать домостроительство Божие42, чем то, что мы надумали сами. Решивший взять свой Крест и последовать за Христом, прежде чем приобретать знания и обучаться навыкам, сначала должен научиться непрестанно исследовать собственные помыслы и направлять их ко спасению, а также расспрашивать единомышленных и единодушных с нами рабов Божиих и научиться их подвигам, иначе он не будет знать, как и куда идти, и пойдет по дороге во тьме без светильника. А кто по собственному усмотрению идет по дороге, не имея евангельского ведения, рассудительности и руководства, тот часто падает. Он проваливается во множество ям и ловушек лукавого. Так он блуждает, изнемогает и в какие только опасности ни попадает, и не знает, бедный, когда же будет конец этому.

Немало людей прошло через множество трудов, подвигов и страданий, понеся тяжелейшие труды ради Бога. Но своеволие, нерассудительность и безразличие к пользе ближнего обесценили все эти труды, словно их не было вовсе. По возможности нужно стараться находиться рядом со знающими мужами или во всяком случае изо всех сил стремиться чаще с ними встречаться, можно сказать, бороться за это. Если у человека нет в руке светоча истинного знания, тогда ему нужен проводник, чтобы не заблудиться во тьме. В таком случае ему не страшны ни дожди, ни морозы, и не столкнется он с мысленными зверями, во тьме рыскающими и нападающими на тех, кто блуждает без умопостигаемого светоча Божественного слова, чтобы их сразу же растерзать.

В. Из аввы Исаака Сирина

Во всяком деле знай: ты нуждаешься в обучении и тогда сделаешь свою жизнь мудрой.

Г. Из святого Максима

Как родители пекутся о своих детях, которых произвели на свет, так и ум от природы заботиться о своих мыслях. Родителям, которые слишком пристрастны к своим чадам, кажется, что их дети – самые достойные и красивые, хотя все везде и всюду находят их жалкими до смешного. И безумцу его мысли кажутся самыми благоразумными, даже если они не стоят и ломаного гроша. Только мудрец относится к своим мыслям иначе. Если он хочет убедиться, что они справедливы и верны, то не доверит собственному мнению. И чтобы его труд оказался не напрасным, он отдает свои мысли и помыслы на суд другим, чтобы от них услышать одобрение.

Д. Из Отечника

Старец сказал: «Входящий в лавку благовоний, даже если ничего не купит, впитает в себя ароматы. Таков и тот, кто обращается к старцам перед тем, как приняться за дело. Они укажут ему путь смирения и станут стеной на пути демонских козней».

Брат пришел к авве Филиксу вместе с мирянами и попросил его сказать им слово. Старец молчал. После долгих уговоров, наконец, спросил:

– Вы хотите услышать слово?

– Да, авва, – ответили они.

– С недавних пор слова не стало, – сказал старец. – Потому что (раньше) братья спрашивали старцев и делали то, что им говорили, и Бог давал старцам слово для пользы спрашивающих. Теперь же, поскольку все спрашивают, но не исполняют то, что им говорят, Бог отнял благодать у старцев, и они не знают, что говорить, потому что не стало делателей. Услышав это, они вздохнули и сказали:

– Помолись за нас, авва.

Е. Из святого Ефрема

Не пренебрегай наставлениями святых и станешь знающим человеком. Ведь их наставление – тоже плод знания.

Ж. Из аввы Исаака

Не ищи наставлений у того, кому не знакома твоя жизнь, даже если он весьма премудр. Лучше обратись со своими сомнениями к простецу с опытом жизни, чем к философу, который рассуждает отвлеченными понятиями и не знает жизни. Опыт не в том, чтобы вникнуть в предмет и изучить его во всех подробностях, не получив никакого полезного знания от этого труда, а в том, чтобы занимаясь этим делом долгое время, на деле понимать, что полезно, а что вредно. Ведь подчас какое-нибудь дело только кажется вредным, однако в нем скрыта великая польза. И наоборот, что-то кажется весьма полезным, а на самом деле исключительно вредно. Вот почему многие получают немалый вред от вещей, внешне полезных. Итак, спрашивай совета у того, кто на своем опыте постиг природу и свойства вещей и безошибочно может различать их. Кто сумел правильно распорядиться своей свободой, тому можно, без сомнения, доверить и свободу других.

* * *

41

Имеется в виду византийское время. Оно постоянно меняется: двенадцатый час ночи наступает после заката солнца. Сегодня по византийскому времени живут монахи на святой горе Афон, в некоторых монастырях Греции и других стран, а также у нас.

42

Т. е. Божий замысел нашего спасения


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle