К. Смирнов

Обозрение источников по истории I Вселенского Собора

Источник

Введение


Первый вселенский Никейский собор представляет собой в высшей степени крупное, важное и беспримерное явление в церковной жизни. Ничего подобного ему не было в церковной истории предшествовавших веков. Если епископские соборы были обычным в христианской церкви делом еще с первых веков ее исторического существования, то те соборы и по своему характеру и по своему составу не имели ничего общего с собором Никейским. Прежние епископские соборы были прежде всего собраниями если и дозволенными верховной государственной властью, то во всяком случае официально не утвержденными ею: государственная власть только терпела их, но не принимала в них активного участия. Притом соборы первых трех веков были соборы поместные; на эти соборы сходились епископы только одной или нескольких областей. Наконец, эти соборы были не более, как совещательными собраниями, а не законодательными в полном смысле слова. Положим, эти соборы постановляли иногда известные определения; но определения их, имея значение руководительных начал для участвовавших в постановлении их пастырей и предстоятелей церковных, не были положительными законами. «В этом деле, говорит напр. Киприан об одном из определений бывшего при нем Карфагенского собора, — в этом деле мы никого не принуждаем, никому не даем закона, потому что всякий предстоятель свободен управлять церковью по своей воле, имея дать отчет в своем действовании Господу». Та или другая местная церковь подчинялась подобным определениям, как приговору своих пастырей, видя в нем, по обетованию Христову, внушение Духа Святого. Входя в церковную практику, определения эти обращались в правила местных церквей, но в правила в смысле обычаев, а не законов писанных. Не таков был собор Никейский. Это было первое открытое, торжественное собрание епископов, собрание не только дозволенное государственной властью, но официально утвержденное ею. Церковь, еще накануне подвергавшаяся жестоким, кровавым гонениям Диоклетиана и его соправителей, следы которых (гонений) еще не успели сгладиться, здесь — на Никейском соборе — вступает в самые тесные отношения с государством: ее интересы являются интересами всего государства, ее вопросы занимают государственную власть не менее, если не более — вопросов чисто-государственных. Сама государственная власть созывает епископов для решения спорных вопросов; и представители власти церковной — епископы, которые незадолго пред тем являлись преступниками в глазах государства, заслуживавшими терпеть и, действительно, терпевшими наказания и пытки, здесь являются как бы государственными людьми, отправляющими государственные обязанности: они пользуются покровительством государства, получают из государственного казначейства деньги на проезд и содержание, а представитель государственной власти — император — объявляет себя «сослужителем епископов», «епископом внешних дел церкви», принимает живое участие в богословских — догматических, обрядовых и дисциплинарных вопросах, утверждает определения епископов своей печатью и издает их, как государственные законы.

(Фрагмент)


Содержание


ВВЕДЕНИЕ. Значение и важность Никейского собора. 3
ГЛАВА І. Акты Никейского собора. 16
ГЛАВА II. Сказание о Никейском соборе Современников и очевидцев его — Евсевия Кесарийского, св. Афанасия Александрийского и св. Евстафия Антиохийского. 82
ГЛАВА ІІІ. Сказания о Никейском соборе церковных историков: латинских — Руфина, Сульпиция, Севера и греческих — Филосторгия, Сократа, Созомена и Феодорита. 174
ГЛАВА IV. Известия и сказания о Никейском соборе церковных писателей второй половины IV, V и дальнейших веков. 309



Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Обозрение источников истории Первого Вселенского Никейского собора / Соч. на степ. магистра богословия К. Смирнова. - Ярославль : типо-лит. Г. Фальк, 1888. – 358 с.

Комментарии для сайта Cackle