Сергей Григоровский

Источник

Причины и последствия развода и бракоразводный процесс на суде духовном (Второе тиснение, без перемен, брошюры С. Григоровского под тем же названием, изданной в 1898 году)

Наше современное бракоразводное право как в материальном, так и процессуальном его содержании изложено в Уставе Духовных Консисторий, время от времени пополняемом циркулярными oпределениями и указами Святейшего Синода. Вот почему, задавшись мыслью предложить хотя бы краткий очерк ныне действующего у нас бракоразводного права и попутно остановить внимание на тех или иных его особенностях, мы обращаемся к изучению именно указанных источников и начинаем это изучение с истории издания Устава Духовных Консисторий и общей его характеристики.

Мысль об издании Устава Духовных Консисторий возникла в 1837 году, когда ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ благоугодно было повелеть Синодальному Обер-Прокурору предложить Святейшему Синоду обратить ближайшее внимание на приведение делопроизводства в Духовных Консисториях в правильные и однообразные формы (Предложение Синодального Обер-Прокурора Святейшему Синоду 31 июля 1837г., № 1566). До того времени действующее право Русской Церкви в систематическом его изложении было изображено в Духовном Регламенте, изданном при учреждены Святейшего Синода, а наряду с Духовным регламентом духовное ведомство руководствовалось в своих действиях разновременно в последующее время состоявшимися Высочайшими указами и определениями Святейшего Синода и применительно действующими гражданскими узаконениями. Во исполнение упомянутой Высочайшей воли сначала был составлен Проект Устава Духовных Консисторий, который в 1838 году был введен в действие по епархиям в виде опыта на один год, а затем, по получении от епархиальных apxиeреев, а также от графа Сперанского и министра Юстиции Блудова, коим Проект Устава был предложен по Высочайшему повелению, отзывов о степени применимости новых правил или необходимости их изменения и дополнения, Проект Устава был вновь пересмотрен и уже в окончательном виде Высочайше утвержден в 27 день марта 1841 года.

В последующее затем время, в течение более сорока лет, многие статьи Устава Духовных Консисторий, вследствие разновременно состоявшихся новых узаконений, подверглись значительным изменениям и дополнениям, ввиду чего Устав этот был пересмотрен с целью согласования его с современными узаконениями и в 1883 году вышел новым, Высочайше утвержденным, изданием, продолжающим действовать и доселе. Казалось бы, что Устав Духовных Консисторий 1883 года, изданный спустя почти двадцать лет после судебной реформы ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II-го, создавшей у нас на смену прежнего порядка судопроизводства, признанного самим правительством неудовлетворительным, новые судебные установления, новый суд – суд правый, скорый и милостивый, принесет и новые начала в судоустройство и судопроизводство суда духовного, преобразует то и другое сообразно тем началам, по которым совершена была реформа судоустройства и судопроизводства в судах светских, поскольку, конечно, эти начала оказались бы применимыми к свойству, целям и потребностям суда духовного. Между тем, параллельное изучение Уставов Духовных Консисторий 41 и 83 годов, если и говорит за то, что в последний из этих Уставов вошли некоторые изменения и дополнения (сравнительно с первым) и в видах согласования его с современными действующими узаконениями (как объяснено в предисловии к нему), то, во всяком случае, по существу своему, в основных своих положениях ныне действующий Устав Духовных Консисторий, не говоря уже о материальной его стороне, но и со стороны судопроизводственной-процессуальной, остался вполне верным его первоисточнику, составленному применительно к Своду Законов 1832 года. Отсюда понятно, почему Устав Духовных Консисторий в отделе судопроизводства по делам духовного ведомства не чужд тех недостатков, какие были свойственны до издания судебных уставов 1864 года и судопроизводству по гражданскому ведомству. С этой отрицательной стороны особливое внимание останавливает на себе ныне действующее в духовном суде процессуальное бракоразводное право, в котором по преимуществу сосредоточены недостатки прежнего, в светских судах уже давным-давно отмененного, процесса. И если не весь Устав Духовных Консисторий, то, во всяком случае, тот отдел его, в коем изображен порядок производства на суде духовном дел о разводе брачном, настоятельно требует капитального пересмотра; современная постановка бракоразводного процесса уже отжила свое время, так сказать, износилась и преобразование её, построение вместо неё нового здания новой архитектуры не будет каким-либо либеральным новшеством, посягательством на твердые устои старины, а лишь делом простой необходимости, естественною сменою старого – новым, худшего – лучшим.

В предлагаемых ныне кратких очерках мы имеем в виду прежде всего познакомить с материальною стороною нашего бракоразводного права, трактующею об основаниях, условиях и последствиях развода и за сим указать хотя бы только на существенные недостатки современной постановки бракоразводного процесса.

2 Января 1898г.


Источник: Григоровский С. О разводе. Причины и последствия развода и бракоразводное судопроизводство. Историко-юридические очерки. СПб.: Синод. тип., 1911. – 332 с.

Комментарии для сайта Cackle