Источник

Собор 1, Раздел 24

СВЯТОЙ СОБОР ВСЕЛЕНСКИЙ СЕДЬМОЙ, НИКЕЙСКИЙ ВТОРОЙ

Из правил шестого вселенского собора, правило 22-е

«Рукополагаемых в епископы ли, или в какие бы то ни было клирики за деньги, а не по испытанию и избранию за образ жизни, повелеваем извергать, а также и тех, кто их рукоположил».

Вникнем в это все – не только архиереи, но и числящиеся в клире и все живущие по вселенной. Подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем (Евр. 2, 1). Яко не истленным златом или сребром искуплены мы от суетного, отцами преданного, жития, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа (1Петр. 1, 18–19). Научай и нас, муж священнейший, следовать заповеданному в писании, Евангелии, у апостолов, в священных правилах и у отцов. Мы убеждаемся словами уст ваших. Взойди на высоту, возвысь и усиль голос твой; обходи широкие пространства, проповедуй смело, чтобы в конец истребить и уничтожить мздоимное рукоположение и все то, что сопутствует ему по сребролюбию и неправде и гнусной корыстной купле. Когда этот и сродные ему пороки будут изъяты из избранного народа, именующегося именем Христовым и даром получившего искупление; тогда искоренятся все скверны, сопутствующие этому пороку, священники процветут как финикс, вдыхая спасаемым благоухание Христово и воспевая церкви победную песнь: отъят Господь от тебе неправды твоя (Софон. 3, 15), а также услаждая пожинаемые плоды и умножая оные в старости маститой, то есть, делая их наследниками блаженной и безконечной жизни.

Боголюбивейшему и досточтимейшему сослужителю господину Иоанну, пресвитеру и игумену, отрекшемуся от мирских забот, Тарасий, архиепископ Константинополя, нового Рима.

Орошенный божественными струями Божия Духа и освященный вдохновением Его Давид, пророк между царями и царь между пророками, воспевая сказал: Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси (Пс. 118, 152). Для имеющих разум это песнопение неложно и для воспевающих его оно твердо. Боговидец Моисей относительно всего богоглаголивого писания сказал, что к нему нельзя прибавить и от него нельзя убавить чего-нибудь (Втор. 12, 32). Ииак прилежно и тщательно, а не поверхностно изучающие все, чему учат (св.) иисание и отцы, внимательно прочитывающие их и укрепившие ум свой в благочестии и истине, а не увлекающиеся своим собственным хотением, чудесным образом освещаются с гор вечных, будучи озаряемы евангельскими и апостольскими заповедями. Псалмопевец называет их горами потому, что усердно привержениые к ним и ходящие в них – восходят к небесному, а вечными (называет их) потому, что не недавно они появились и не временны, а изречены еще до основания мира, хотя проповедниками евангельской проповеди провозглашены и в последние времена. Итак, муж желаний, разумеется желаний Духа, зная, что ты от юности предан Богу, мы ради душевного успокоения сообщаем только некоторые немногие движения сердца. Большая часть их пусть будет почтена молчанием. Конечно вы слышали о соборе, бывшем по благоволению Божию в городе Никее. На этот собор собрались мы, равно как и совершающие священные тайны священнотаинники, представители папы древнего Рима и святейших архиереев восточных и весьма многие из боголюбезных епископов, по повелению благочестивых императоров наших. Присутствовали также и досточтимые архимандриты и игумены и множество иноков. И уже после многих рассуждений, бывших между нами, было определено то, что́ истинно и угодно Богу. Согласно древнему законоположению святых отцов наших, церковь вновь получила законоположение делать живописные изображения и ставить их на видных местах, чтобы они служили к возвышению ума нашего и сообщали нам освящение. Что́ святое Евангелие открывает нам, когда мы читаем его, тоже открывают нам и иконы; о чем свидетельствуют мученические акты, повествующие о страданиях мучеников, о том же (повествуют) и иконы. Мы с любовию принимаем их, так как они суть отображение первообразов, а не что-нибудь другое. Веруя во единого Бога в Троице воспеваемого и одному Ему служа, мы просим ходатайства и непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, святых ангелов и всех святых и преподобных отец наших. При этом большая часть досточтимых епископов принесли жалобу собору, – и мы предвидели эту жалобу, – будто очень многие из епископов продавали священство за деньги. Хотя мы и переполнены грехами и опутаны их узами, – да будет милосерд к нам Господь, – однакоже мы познали и евангельские заповеди и канонические определения и от чистого сердца, не руководясь сребролюбием, и с совестью, быстро стремящеюся к Богу, стремимся во всем следовать каноническим и евангельским определениям. И мы желаем подчиниться и подчиняемся евангельским, апостольским и отеческим определениям; заботимся и о том, чтобы так же поступали и жили и обращались и все те, коим в удел досталось священство, а равно и все именующиеся именем Христовым. Если же некоторые не подчиняются этим заповедям; то я не могу быть общником таких иереев, но чужд части их, потому что не суть иереи. Мне не лень протестовать им, а для них это полезно. Итак божественные правила низлагают и лишают священнического достоинства как дающего, так и принимающего при рукоположении во священство. Боговидец Моисей, как я сказал выше, взывает, что к ним нельзя прибавить что-нибудь, и от них убавить; также и песнописец Давид воспевает, а с ним и мы: исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси (Псал. 118, 152). И кто может противустоят этому? Свидения Божия уже обосновались и укоренились в церкви Божией, хотя по временам некоторые не повинуются им и не сохраняют их. Итак они пребывают в век и блаженны усердно соблюдающие их и повинующиеся им, а не повинующимся горе. – Итак всякий епископ, или пресвитер или диакон, если будет обличен, что за деньги или преподал или получил хиротонию; то да отпадет от священства. Может быть некоторые говорят: мы покаемся и Бог простит нам это. Да и я говорю, что Бог принимает всякое покаяние и в силу покаяния прощает соделанныя нами прегрешения. Знаю, что и Давид был обременен прелюбодеянием и убийством, но покаялся, был принят (Богом) и удостоился свидетельства о себе: обретох Давида сына Иессеова, мужа по сердцу Моему, иже сотворит вся хотения Моя (Деян. 13, 22 и Псал. 88, 21 и след.), – очевидно потому, что исправился чрез покаяние. Но знаю также опять и то, что он от Бога услышал: не созиждеши Мне дому, яко муж кровей еси (1 Паралип. 22, 8 и 28, 3). Знаю и то, что Манассия чрез покаяние получил отпущение нечестия. Знаю и то, что блудницы и мытари были приняты чрез покаяние; но ни один из них не был удостоен священства, кроме того случая, если сделал это до крещения. Знаю некоторых иноков, которые, будучи в мире, были пленены блудом, а будучи иноками подобно светильникам блистали в мире аскетическою жизнию; но ни один из них не вступал в священство. Если же это и случалось, так это не есть церковное правило. Мы знаем и про Марию, что она прежде была блудницею, а потом соделалась целомудренною; однакоже она не была зачислена в диакониссы, хотя и соделалась святою и изъятою от всякого постыдного дела. Да и что говорить об этом? Зная истинное учение и будучи посвящен в тайны божественвыми апостолами и их последователями святыми отцами нашими, я смело и громко говорю, что епископ, или пресвитер или диакон, хиротонисованный за деньги, чужд священства; потому что благодать Духа божественного не продается за деньги. Это – дело каиафское, это изобретение симонианское; оно чуждо священнической чистоты. Если кто-либо будет уличен в блудодеянии после крещения, то пусть он не будет принимаем во священство; это заповедуют божественные каноны. Если же кто либо, совершивший это, будет возведен во священство; то, как скоро будет узнано об этом, да будет низложен. Всякий человек, усердно кающийся во грехах в надежде на благость и человеколюбие Божие, освобождается от грехов своих, как я сказал выше. При этом я анафематствую Новата и приверженцев нечестивой ереси его, как уничижающих покаяние и не принимающих человеколюбия Божия, – Также исповедую, что будет принят (Богом) и епископ, рукоположенный за деньги, если он покается: потому что Бог благ ко всем и милосердие Его отверсто для всякого кающегося. Такого Он вводит и в царство Свое; но так как по словам апостола иерей должен быть непорочен, то хиротонисавший кого либо за деньги или хиротонисованный за них чужд священства, как знаем это все мы, чада церкви, наставленные каноническими определениями. Итак покаяние прекрасно и благостно; оно возводит к Богу и освобождает от грехов. Я и сам имею нужду в милосердии Его; знаю, что Он человеколюбив и принимает всякого, приходящего к Нему; ибо Он сказал чрез пророка: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 26) и: Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего. И: за то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно (Псал. 31. 5–6). Знаю, что и коринфянин соблудивший был принят божественным апостолом Павлом, но не был возведен во священство. Если и отец сына, оставившего его дом и пренебрегшего им самим, по влечению естественной любви своей, принял, когда тот возвратился; то не тем ли более Отец всех нас, Бог, всякого кающегося и принимает и заключает в свои объятия; потому что Он милосерд? Он не хочет смерти грешника, но еже фбратитися, и живу быти ему (Иезек. 33, 11). В Евангелии мы слышали слово Самого Господа, повествующее притчу о безумно проведшем жизнь (и узнали), что Отец небесный принял его, когда тот раскаялся; Он радуется о всяком грешнике кающемся. Великое орудие – покаяние, оно – великий путь ко спасению, руководитель к небесному царствию, путеводитель к нетленной жизни; оно равняется мученическим подвигам, приводит к Богу и соединяет с Богом; оно посох рода человеческого и восстание падших. Блаженни те, которые с любовию принимают его; преданные ему проводят жизнь с ангелами; упражняющиеся в нем удаляются от всякого зла и делают добро. Итак покаяние есть питательница и сожительница любви, милосердия, молитвы, поста, воздержания, целомудрия, смиренномудрия, благости, милосердия и сопутствует всему этому. Или вернее сказать: все это покаяние. Кто пренебрегает им, тот не принадлежит к числу спасаемых, но к числу погибающих, в которых червь не умирает и огонь не угасает. – Да избавимся мы от этого и да удостоимся обетованных благ благостию и милосердием Христа Бога нашего. Вот что мы проповедуем, священнейший муж, хотя некоторые и хотят издеваться над нами. И так как мы знаем, что ты принимаешь и евангельские и апостольские и канонические определения; то и пишем тебе. Просим предложить это и досточтимым мужам, инокам и аскетам, а если тебе будет угодно, то и показать самое послание. Желаем, чтобы вы поминали нас и в возносимых на небо молитвах ваших, дабы нам избавиться от облежащих нас зол; потому что нападения на нас возникают и извнутри и извне; ныне мы избавлены от них и (впредь) надеемся быть избавленными Христом Богом нашим, коль скоро душа наша будет сохранена чистою; потому что надеющийся на Господа не постыдится. Итак мы еще и еще говорим: молись о нас, муж любезный и Богу и нам, или лучше наш отец! Знаем мы, что ты любишь нас, как отец. И Бог мира, призвавший к себе и дальняя и ближняя, да сохранить в мире жизнь всех нас, именующихся именем Его, предстательством и молитвами непорочной Владычицы нашей Богородицы и всех святых Его. Аминь. Всем братьям, каких только встретите, приветствие от нас; просим и их вместе с вами молиться за нас.

Как следует понимать, что имени Божия нельзя ни смешивать, ни обобщать ни с чем, – и как должно смотреть на всякое пророческое изречение, порицающее идолов.

Божественный апостол Павел, восшедший на третье небо и проникнувший в рай, слышавший неизреченные глаголы и проповедавший евангелие от Иерусалима до Иллирии, обличая нечестивое и суетное богослужение еллинов, говорит так: измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека, и птиц и четвероног и гад и почтоша и послужиша твари паче Творца (Римл. 1, 23 и 25). Итак, по смыслу этого места, можно уразуметь, что еллины имя Божие, которого нельзя ни смешивать, ни обобщать ни с чем, усвоили камням и деревьям. Они сделали это потому, что чужды были всякого благочестия и, отделившись от евреев, обезумели; смешались с язычниками и усвоили их обычаи; затем, оставив невидимого и непостижимого Творца всего, Бога нашего, приносили жертвы демонам, Ваалу, Астарте, Аполлону, Зевсу (Юпитеру), Артемиде (Диане), Афродите (Венере), Дионису (Бахусу), Меркурию и весьма многим другим, и идолов их назвали богами, а равно и изображения птиц и четвероногих и гадов. Поэтому то и сказал апостол: предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная: исполненых всякия неправды, злобы, лукавства, лихоимания: исполненых зависти, убийства, рвения: шепотники, клеветники, богомерзски, величавы, горды, обретатели злых (Римл. 1, 28–30).

Поэтому то Бог дал (иудеям) чрез Моисея закон, а затем пророков, предвозвещавших явление Спасителя нашего Христа Бога нашего, обличавших, угрожавших, увещевавших, утешавших, – с целию обратить их к познанию истины, оставлению твари и служению Богу живому и истинному, имя Которого не имеет ничего общего с тварями и идольскими истуканами, ибо апостол говорит: кое общение свету ко тме? кое же согласие Христови с Велиаром? (2Кор. 6, 14–15). Но не могли обратить их ни закон, ни пророки; потому что они упорствовали в своей погибели. Потому явилось предсказанное пророками Слово Самого Бога, собезначальное и совечное Отцу, – Бог, воспринявший плоть от непорочной Богородицы, Приснодевы Марии. Он соделался подобным нам человеком кроме греха, чтобы исхитить нась от заблуждения идольского и избавить от рабства диаволу. Итак, исполнив все тайны Своего домостроигельства, Он пострадал плотию на кресте, был погребен и воскрес, и вознесся на небеса, откуда снисшел: освободил нас от всех язв и пороков и послал ко всем народам святых Своих учеников и апостолов, получивших силу свыше, как Он и обещал им. Духа истинного и животворящего, имеющего одно могущество со Отцем и от Отца чрез Сына исходящего. – Чрез Него они были сильны в деле, и освободили (род) человеческий от суетного служения идолам, научивши нас веровать во единого Бога, в Троице воспеваемого и прославляемого, и как сами они, так и преемники их, преславные отцы наши, оставили в церкви символы. Сохраняя их, а также изображение честного креста, святое Евангелие, преданное письменно, честные иконы и многие другие приношения, посвященные (Богу), прибегая к ним и благоговейно кланяясь им, мы – христиане – получаем от них освящение. Однакож христиане никогда не прибегали к ним как к богам, как язычники прибегали к идолам. Да не будет этого обвинения. Это бредни и пустословие иконоборцев, почему они справедливо и клеветниками на христиан называются. Так как они безумны, то суетная глагола кийждо по-искреннему своему: устне льстивые в сердце, и в сердце глаголаша злая (Пс. 11, 3–4). Сказанное и в божественном законе и пророками и апостолами против идолов они коварно направили против изображения евангельских событий, низвращая божественное Писание по своему желанию. Ни о чем другом они при этом не думали, как только о том, что Христос Бог наш не избавил нас и не спас нас от тех идолов. О безумие и заблуждение! Они не отличили святого от гнусного. Икону Господа и святых Его называли так же, как и изображения идолов. О нечестие! Горе им, потому что они отпали от Бога. Мы же, христиане, почитая единого Бога в Троице воспеваемого и одному Ему служа, посредством чувственных знаков возносимся мыслию к духовному. Будучи чувственными, как иначе стали бы мы устремляться к духовному, если не посредством чувственных знаков, – письменной передачи и иконных изображений, которые служат напоминанием о первообразах и возводят к ним. Одно мы выслушиваем при помощи слуха, а другое постигаем при помощи зрения. Познаваемое тем и другим способом не имеет между собою никакого противоречия, взаимно уясняется и заслуживает одинакового уважения.

Для более ясного уразумения представлю в защиту этого и некоторые другие соображения (а именно): всем творениям Божиим принадлежит то общее свойство, что они находятся во взаимном общении и имеют между собою сродство. Если же одно из них стоит выше другого по своему достоинству и по положению, то все таки все существующее находится во взаимном общении одно с другим. Так ангелы, чистые умы, из небытия в бытие приведены Творцем всего Богом, точно так же и человеческое естество. Оно есть нечто среднее между величием и уничижением, между естеством ангелов и вещей земных; и так как то и другое суть творения, то они находятся в общении между собою. Далее ангелы суть чистые умы и нетленные, а человек смертен; но он, будучи разумным и способным к воспринятию познаний, в этом отношении причастен и ангельского естества. Затем человеческое естество имеет общее и с прочими животными, потому что и оно и они суть естества плотяныя, едят и спят. Имеют они общение и с землею, из которой взяты; потому что опять они разложатся в нее, пока мы не будем преображены из тления в нетление. Таким же образом и четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь, имеют общее одна с другою, а именно: земля суха и холодна, огонь сух и тепел, вода холодна и влажна, воздух тепел и влажен. Так как земля суха, то она имеет общее с огнем, а так как она холодна, то она имеет общее с водою. Точно также в этом смысле и прочие стихии имеют общение между собою. Отсюда по аналогии этих четырех стихий и наши тела состоят тоже из четырех стихий: крови, флегмы, желчи и черной желчи. При этом кровь тепла и влажна и имеет аналогию с воздухом; желчь тепла и суха и имеет аналогию с огнем; черная желчь суха и холодна и имеет аналогию с землею; флегма влажна и холодна и имеет аналогию с водою. Для большей ясности скажу: владыка государь! хотя владычество ваше и блещет над всеми и хотя ты вместе с государынею и императрицею, материю своею, превосходишь всех достоинством и мановению вашему покарается все вам подвластное, – все таки вы люди и подлежите ограничению; потому что всякий человек есть животное разумное смертное. И Петр и Павел и все прочие люди подлежат тому же ограничению. Значит вы причастны тому, что обще людям, и потому имеете признаки общие всем людям, между тем как Бог, будучи невидимым и непостижимым, неисследимым и неописуемым, бесстрастным, бессмертным, единым Царем царствующих и Господом господствующих, не имеет ничего общего ни с ангелами, ни с людьми и ни с каким другим творением; потому что Он есть Творец, а все прочее твари, Он Промыслитель, а все прочее находится под Его промышлением. Итак Бог находится вне всякой сотворенной твари и потому имя Его не имеет ничего общего ни с чем. Если же приобщаются Богу и ангельские силы и благочестивые и богобоязненные мужи, то они приобщаются благодати, а не существу Его. Да удостоишься и ты быть в общении с Ним чрез благие дела. И так да возвысит Он царство ваше и да вознесет ум и помышления ваши к тому, что приводит в вечное Его царство, – благодатию Своею и ходатайством святой и непорочной Владычицы нашей Богородицы и всех святых Своих. Аминь.

Конец седьмого тома.

* * *

*

Текст распознан и отредактирован редакцией интернет-портала «Азбука веры».


Источник: Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при казанской духовной академии. В 7 томах. Издание 3-е. - Казань : Центральная типография. / Том 7. 1909. - 332 с.

Комментарии для сайта Cackle