Источник

Собор 1, Раздел 21Собор 1, Раздел 23

СВЯТОЙ СОБОР ВСЕЛЕНСКИЙ СЕДЬМОЙ, НИКЕЙСКИЙ ВТОРОЙ

Из четвертой книги царств о проказе Гиезия

И возвратися Нееман к Елисею, и все ополчение его, и прииде, и ста пред ним. И рече: се ныне разумех, яко нест Бога во всей земли, но токмо во Исраили: и ныне приими благословение от раба твоего. И рече Елисей: жив Господь, Емуже предстах пред Ним, аще прииму. И понуждаше его взяти, и непослуша. И несколько далее: И рече Гиезий отрочищ Елисеев: се пощаде господин мой Неемана Сирянина сего, еже не взяти от руки его, яже принесе. Жив Господь, яко имам тещи в след его, и возму от него нечто. И тече Гиезий в след Нееманов. И немного далее: и рече Нееман: возми два таланта сребра. И взя два таланта во два мешца, и две премены риз. И несколько далее: и рече Елисей: откуду (пришел еси) Гиезие? и рече Гиезий: не исходил раб твой никаможе. И рече к нему Елисей: не ходило ли сердце мое с тобою, и видех егда возвращашеся муж с колесницы своей в сретение тебе? и ныне взял еси сребро, и ризы взял еси, да купиши за них вертограды, и маслины, и винограды, и овцы, и волы, и отроки и отроковицы. И проказа Нееманова да прильпнет к тебе, и к семени твоему во веки. И изыде от лица его прокажен яко снег (5, 15–16, 20–21, 23 и 25–27).

Из толкования святого Василия на Исаию.

„Закон в помощь даде, да рекут не якоже слово сие, заньже не леть дары даяти о сем (Исаии 8, 20). А закон сей не то, что́ – сие слово чревовещателя; ибо не для обмана, вымытляет, как это слово, но он – учитель истины. Те прорицают за сребро; и что всего смешнее, обманываемые в награду за ложь платят им серебром. А это слово, то есть, слово закона, не таково, чтобы за него давать дар, потому что никто не продает Божией благодати. Сказано: туне приясте, туне дадите (Матф. 10, 8). Видишь ли, как вознегодовал Петр на Симона, предлагавшего серебро за благодать Духа? Сребро твое, говорит он, с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати (Деян. 8, 20). Итак слово евангельское – не то, что́ продажные слова чревовещателей. Ибо кто может дать достойное за них вознаграждение? Послушай Давида, который недоумевает и говорит: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Псал. 115, 3). Итак не леть дары даяти за сие, дары равноценные благодати Его; один дар достоин – сбережение даруемого. Давший тебе сокровище требует за сие не цены дарованного, но сбережения, которое было бы достойно дара“170.

Из послания его же к подчиненным ему епископам о том, что не следует рукополаuать за деньги.

«Думают, будто бы не грешат, потому что берут не до рукоположения, но по рукоположении. Но когда ни взять – все значит взять. Поэтому умоляю вас, оставьте этот доход, лучше же сказать, этот вход в геенну, и оскверняя руки такими дарами, не делайте себя недостойными совершать чистыя таинства»171.

Из жизни cвятого Иоанна Златоустого.

Приступил ко всем епископам виновник растяжения слова нашего, Евсевий, обвинитель шести прочих епископов, прося о принятии его в общение. Некоторые из епископов воспрекословили (этому, говоря), что не должно принимать его, как клеветника. Тогда он обратился с просьбою, говоря: так как это дело исследовалось в продолжение двух лет и дана отсрочка для свидетелей; то прошу ваше боголюбие, да будет мне позволене представить свидетелей теперь и сейчас же. Хотя и умер Антонин епископ, взявший золото и рукоположивший, однако остаются в живых давшие и рукоположенные. Настоящий собор счел справедливым приступить к рассмотрению дела. И начинается рассмотрение дела чтением записи о том, что было сделано прежде. Вошли свидетели, вошли и шесть давших и рукоположенных. Они сначала отказывались, но так как свидетели и из мирян и из пресвитеров, на которых они по-видимому полагались, твердо стояли в своих показаниях; то они сперва отказывались, но когда свидетели обличали, припоминая и места и времена и сказывая виды данных вещей и количество, тогда совесть их смутилась и они по необходимости добровольно признались, говоря: мы признаемся, что дали; но, мы думали, что таков порядок, чтобы нам быть освобожденными от общественной службы. А ныне просим: если нам не благочестиво оставаться на службе церковной, то по крайней мере пусть получим мы золото, которое дали, потому что мы дали некоторые вещи наших жен. На это Иоанн дал обещание собору: я освобожу их от светского суда, упросив царя; а вы повелите им взять то, что они дали, от наследников Антонина. Собор повелел: золото взять им от наследников Антонина, причащаться им внутри алтаря, но быть им вне священства, чтобы, если мы простим это, не вошел обычай иудейский или египетский продавать и покупать священство. Сказывают, что вредитель и лжеименный патриарх иудейский каждый год или чрез год переменяет архисинагогов для собирания серебра; подобным же образом и его подражатель патриарх египетских иудеев, чтобы исполнилось пророческое слово: жерцы его на мзде отвещаваху, и пророцы его на сребре волхвоваху (Мих. 3, 11).

* * *

*

Текст распознан и отредактирован редакцией интернет-портала «Азбука веры».

170

Твор. Вас. Вел. в русск. пер. Ч. 2-я Москва 1845 г., стр. 308–309.

171

Там же. Ч. 6. Москва 1847 г., стр. 146.


Источник: Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при казанской духовной академии. В 7 томах. Издание 3-е. - Казань : Центральная типография. / Том 7. 1909. - 332 с.

Комментарии для сайта Cackle