О Божием мире

Источник

Чрез рассматривание творений

Божиих видимы вечная сила Его

и Божество (Рим.1:20).

Вступление

Не раз Господь, указывая в Евангелии то на птичек, то на цветки, говорит: посмотрите, и тех вот питает Бог, которые и не сеют и не жнут, и сих одевает, которые ни трудятся, ни прядут. Или ещё, научая нас любить и добрых и злых, воспоминает нам благость Отца небесного, Который солнцем Своим сияет на злых и благих, и дождит на праведных и на неправедных (Мф.6:26–30, 5:45). Всем этим показывает Господь, что человек может многому научиться и от природы, если он будет внимательно смотреть на всё, что в ней творит Бог Своим Промыслом. Так поступая, и Прор. Давид мог через рассматривание Божиих творений прийти в познание величия Его и чудной благости к человеку. – Яко узрю, так говорил он, – когда взираю я на небеса, дела перст Твоих, на луну и звезды, яже Ты основал еси: – то рассуждаю, – что есть человек, яко помниши его? (Пс.8:4–5). – Как перед Тобою мал и ничтожен человек, но Ты, пречудный в благости, ни в чём его не оставляешь!

Так и Антоний Великий, пустынный житель, на вопрос, как он, не учившись книгам, был исполнен высоким разумением о Боге, отвечал: великая книга Божиих дел пред всеми открыта, только рассматривай и понимай, что в ней сказано. И действительно, кто смотрит со вниманием на всё, что Бог устроил в мире сём, как-то – звёздное небо, облака, землю и растения на ней, животные малые и великие, – всё показывает Божие могущество, премудрость и благость.

Справедливо сказал некто из святых: «сей видимый нами мир для спасения человека сотворен, дабы, видя вся сущая в нем, познал Сотворшаго его». – Мир сей есть не иное что, как рассадник или питомник, в коем зарождаются и воспитываются бессмертные наши души, чтобы познать Творца и за то получить от Него вечное блаженство. A потому суетни вси человецы, как говорит Писание, – пропащие и погибшие все те, которые не могут от видимых благ уразуметь Сущаго, ни делом Его внемлюще, познать Творца (Прем.13:1).

Первые дни мира

Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся (Пс.76:6).

Смотря на дом, никто не скажет, что он мог построиться сам собой, – разве y кого ума нет, тот может думать, что дома строятся сами собою. Так если и подумать нельзя, что и такое малое строение может сделаться без строителя, то этот ли необъятный дом наш (мир сей) мог устроиться без помощи кого-либо другого? – Но человек ли какой мог взойти на высоту небесную и засветить там солнце, дать иной свет луне, зажечь звёзды, или на земле воздвигнуть к облакам горы, провести на тысячи вёрст реки? И ребёнок скажет, что не достанет на это и всех сил человеческих. Значит, есть ещё другое Существо, Которое возмогло все это устроить; и вот Сие-то богатое силою и разумом Существо и называем мы Богом. И Прор. Давид справедливо называет того безумным, кто говорит: нет Бога. Не только великие создания Божии, но и самые крохотные из них, – птички, цветки, и те своим существованием как бы говорят нам: мы Им живём и движемся. Как душа в теле, так и Бог в Своём творении явен: невидимая бо Его, от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим.1:20).

Впрочем говорил же Господь Иудеям, хотя Сам и творил пред всеми людьми предивные чудеса: исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин.5:39). Если бы и нам не дано было Божественного Писания, то как бы мы знали, когда и как Бог устроил мир сей? Без откровения Божественного великая тьма царствовала бы в уме нашем; a потому и должны мы верить всему, что Бог возвещает нам через Писание, которое говорит: в начале Бог сотворил небо и землю (Быт.1:1).

Что же было до начала мира? – Господь говорил Иудеям: истинно, истинно говорю вам: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (Ин.8:58). Это тоже, что Он говорил и чрез пророка: зане Бог Аз есмь, a не человек. И Давид потому взывал: прежде даже горам не быти и создатися земли от века и до века Ты еси (Пс.89:3). Ибо им и веки сотворены, как сказано; и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин.1:3). Господь – Сын предвечного Бога, приняв для нашего спасения образ раба, когда отходил к Отцу, то говорил: Отче! прослави Меня славою, которую Я имел y Тебя прежде бытия мира (Ин.17:5). – И так, когда ещё не было видимого света, была слава Господня боголепная; Бог, живущий всегда во свете, как сказано, неприступном (Тим.6:16), сиял вечно Своею славою, и не нуждался в прославлении от кого либо другого, будучи вполне как Бог, всеблажен и самодоволен.

Для чего же Он сотворил мир? – Конечно не по нужде; ибо мог ли нуждаться в чём-нибудь Тот, Кто бесчисленные веки существовал и до начала мира? A потому, когда сотворил мир, то, значит, не по другой причине, но единственно только по благости Своей, чтобы твари, получив от Него бытие, наслаждались бы жизнью своею.

Можем рассудить также и о том, – из чего Бог сотворил мир? – Если вся Тем быша (Ин.1:3), как сказано, и ничего нет самобытного, кроме одного Бога, то понятно, что небо и земля сотворены из ничего. Хотя такого творческого дела понять мы и не можем, потому что сами никакой вещи из ничего сделать не можем; но Бог не человек, для Него все возможно. Для Него не нужны ни время, ни средства, как нужны нам для какого дела. И чего не в силах сделать Бог, когда обещает дать и человеку такую силу, что может он одним словом своим сдвинуть гору? Ибо Господь говорит: истинно говорю вам: если который из вас скажет горе: двигнись и не размыслит что этого быть не может, но веру возымеет, что сбудется по словам его; будет ему, что ни скажет (Мк.11:23). Так, если и человеческому слову может быть сообщена такая сила всесильная, то по всей справедливости должны мы верить, что небо и земля созданы из ничего одним Божественным повелением. Так и Писание говорит: яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася (Пс.32:9).

Ибо Писание говорит: земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух божий носился над водою (Быт.1:2). – He было на земле ни гор, ни рек, ни лесов, ни цветущих лугов; не ходило тогда по ней, не летало и не ползало ни одно живое существо. Земля была смешана так, что составляла одну грязь, почему и названа бездною. Такою сотворил её Бог не потому, что не мог вдруг создать её благоустроенною, но чтобы показать, что Он все делает свободно, что являются от Него творения не по принуждению, как бы какие выродки, но сообразно его назначению. И Дух Божий, Который носился вверху бездны, постепенно довершал творческое дело.

(Поучение). И так, Дух Божий, как видим, от сотворения мира и доныне есть источник благ и жизни податель; и справедливо мы обращаемся к Нему, яко не далече от единаго коегождо от нас суща (Деян.17:27), умоляя Его, чтобы Он пришёл и вселился в нас. Ибо как земля пустая, необразованная действием Св. Духа, сделалась украшенною и плодородною; так и человек, в которого вселится Дух Господень, делается из плотского духовным, и плод свой приносит в своё время. Плод же духовный, как говорит Ап. Павел, есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22–23). Этих свойств должны быть исполнены все мы, которые именуемся Христовыми (Христианами); ибо нам говорит Писание: разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? (1Кор.3:16). – Блажен, в ком есть это Дыхание Вседержителево (Иов.32:8); горе же, кто отчужден от жизни Божией (Еф.4:18). – He имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт.6:3), сказал Бог о людях допотопных, и предал их на истребление. И ныне, как и всегда, Духу Святому противятся все живущие по плоти, – ибо закону Божию не покоряются (Рим.8:7). Хотя Дух, «иже везде сый» и вся исполняяй, во всякое время и на всех путях их окружает, но не вселяется, по причине сопротивления их. Горе же таким; ибо грядет гнев Божий, как сказано, на сыны непокоривые (Еф.5:6).

(Первый день). Земля при начале бытия своего была во тьме, какой не бывает и в самую тёмную ночь. Впрочем такая темнота быть могла только для зрения нашего, a не для Божественного, от которого никакая тьма не затмит ничего. Ибо нет тьмы в очах Господних, – для Него и ночь светла, как день, и тьма пред Ним тоже, что свет (Пс.138:12). Бог пребывает в вечном свете, ни для какой тьмы неприступном. He было только временного света, и Бог сказал: да будет свет! и свет явился мгновенно, земля стала видна, и вселенная приняла новый вид. Наступил день, какого не было на земле, – день первый.

Если бы мы были тогда и видели, как Бог одним словом прогнал тьму с земли и заменил её светом, то от радости воскликнули бы: слава Тебе, Светодавче, слава Тебе! He тоже ли и ныне творит Бог с нами? He повторяется ли каждое утро Его повеление: да будет свет? Потому, как лишь только просыпаемся и видим свет, будем воссылать славу Богу. Стыдно быть неблагодарным и к человеку благодетелю, тем более к Богу, благодеявшему нам. Давид взывал пред Богом: «возвеселил мя еси в творении Твоем, и в делах руку Твою возрадуюся». Кого и из нас не наделил Бог тем же, чем и Давида? Видим и мы свет Божий, – и кого он не радует? кто бывает недоволен им? Свет есть источник всего радостного для нас; через него мы видим величие Божиих дел.

(Поучение). Макарий Великий учил: «когда взираешь на сей свет, помышляй: освещается ли твоя душа светом истинным»? – Некоторые на вопрос Павла: крещены ли они Святым Духом? Отвечали: ниже, аще Дух Святый есть, слышахом (Деян.19:2). – И из нас иной может быть скажет: я и не слыхал, что есть ещё иной свет – истинный?

Господь говорит: Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет. Веруйте во свет, да сынове света будете. Никто же приидет к Отцу, токмо Мною (Ин.12:46,36, 14:6).

He смотря на то, что свет прииде в мир, и просвещает всякого человека, – ибо Бог, как сказано, всем человеком хощет спастися и в разум истины приити, – сей свет не действует на душу, омрачённую суетою мира сего. И возлюбиша человецы, говорит Писание, паче тьму, неже свет; быша бо их дела зла (Ин.3:19). – Так Господь сказал: Мене же ненавидит мир, яко Аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть (Ин.7:7). Как для тех, которые не видят света, точно и нет солнца; так и для слепых душою точно и не существует солнце правды – Христос Бог, слова Которого на них не действуют. Они не приемлют, яже суть от Духа Божия (1Кор.2:14); и за то будут вопиять: заблудихом от пути истиннаго, беззаконных исполнихомся стезь и погибели (Прем.5:6–7). Так и Давид говорил перед Богом: далеко от нечестивых спасение; ибо они уставов Твоих не держатся (Пс.118:155).

Господь сказал ученикам Своим: аще любите Мя, заповеди Мои соблюдете. Аз есмь свет миру: ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный (Ин.14:15; 8:12). Праведник говорит пред Господом: как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем. Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей. Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых. Повелениями Твоими я вразумлён; потому ненавижу всякий путь лжи. – Блажен, кто может сказать перед Господом: яко видеста очи мои спасение Твое, еже уготовал пред лицем всех людей (Лк.2:30–31), – свет для просвещения сидящих во тьме сени смертной.

(Второй день). Настал новый день, второй от сотворения мира, и явились новые дела Божии. В этот день Бог создал твердь, и назвал её небом. Слыша это иной скажет: как и в начале Бог сотворил небо, и во второй день небо: разве два неба?

Апостол Павел пишет: вем человека о Христе, восхищена бывша до третьяго небесе (2Кор.12:2). – Как очевидец, Павел говорит о третьем небе; a потому и должны мы понимать, что есть многое такое, чего мы не видим. Так и Писание говорит указывая на невидимое небо и блага в нём: их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор.2:9). Невидимое небо, которое в начале было сотворено, называется в Писании царством и Божиим домом. – В дому Отца Моего обители многи суть (Ин.14:2), Господь говорит; и указывая на них, при кончине мира скажет: приидите, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34). И верующие откровениям Господним говорят потому: наше житие на небесех есть (Флп.3:20); и когда просят Бога, то взывают: Отче наш, Иже еси на небесех! – Тому, кто может говорить пред Богом истинно; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси (Пс.50:8), – известно сколь велики дары великого Бога. И для временной жизни Он дал нам землю, исполненную многими благами, a что приготовил для вечной и уму непостижимо!

Теперь посмотрим на то небо, которое сотворено было во второй день. Припомним слова Господни: «воззрите на птиц небесных»‎. Нет сомнения, что Господь называет птиц которых мы видим, небесными потому только, что они летают в воздухе; значит, воздух и есть то небо, которое создано во второй день. – A голубой свод небесный – это цвет воздуха, который мы можем уприметить, когда мы смотрим на отдалённый лес, показывающийся голубым потому, что до дальнего леса более воздуха, чем до ближнего. Возблагодарим же Господа и за всё то, что Он сотворил во второй день, и чем поддерживается наша временная жизнь. Ибо без воздуха мы и жить не можем, вместе с ним подаётся нам от Бога и жизнь сама, и непрестанно, так сказать, течёт к нам источник благодеяний Божиих. Каждый вздох наш есть вновь присоединяющийся дар Божий.

(Третий день). Обратим внимание и на те дела, которые сотворил Господь в третий день. Да соберется вода, которая под небом, в одно место, сказал Господь, и да явится суша; и стало так. Поднялись горные хребты, длиною на тысячи вёрст, и на пять, a в иных местах и на восемь вёрст высоты; вода же с шумом устремилась в места, которые ей Бог назначил; и таким образом образовались великие реки, и обширные моря.

«Да произрастит земля былье травное и древо плодовитое», Господь сказал; и стало так. Грубая земля, из которой мы можем сделать только черепье и кирпичи, стала, по воле Божией, производить из себя разнообразные травы, красивые цветки, разнородные деревья и на них вкусом и видом разные плоды. – Кто, смотря на всё это, не скажет, как и Давид: «Дивны дела Твои, Господи»?! Вот до третьего дня вся земля была покрыта водою: a в этот день явилась суша, потекли по ней ручьи и реки, и земля покрылась лесами, кустарниками и благоухающими цветами. И всё это украшение земное Бог устроил в один день. He напрасно Давид восклицал: «как возвеличил Ты, Господь, Свои дела! Премудро, дивно Ты устроил всю природу; богатства Твоего исполнена земля. Волнуются моря великие и обширные».

Кто не видал морей, y которых не видать и берегов, и таких гор, которые вознеслись превыше облаков, тот лишается великого удивления. Ибо нигде так не ощущает человек величия дел Божиих, как на горах или на море, глядя на пространство вод, коему, кажется, и предела нет. Моря и горы своим величием вещают: велик Господь наш и достославен, и величию Его несть конца.

(День четвёртый). Поднимем ещё на высоту взоры свои и рассмотрим, – что сотворил Бог в четвёртый день. В этот день сказал Господь: «да будут светила на высоте небесной, чтобы светить на землю»; и стало так. Образовались светила, из коих одно производить стало на земле день, а другое свой тихий свет изливать на землю стало ночью. К ним присоединились ещё лучезарные звёздочки, коим нет числа, и все они покатились, как видится нам, по небесному своду от востока к западу, освещая всю землю сиянием своим. Удивительно было посмотреть, особенно в первый раз, на такое явление Божией силы; но тогда на земле ещё не было ни одного живого существа, которое могло бы созерцать красоту дел Божиих. Это видеть могли одни только Ангелы Божии; потому и Господь возвестил в Писании: что они тогда восклицали от радости (Иов.38:7). Так, и для небесных сил ничто так не могло быть дивным, как появление бесчисленного множества светил, заблиставших, по слову Господню, во всём беспредельном пространстве.

Всматривается ли кто и из нас и углубляется умом в созерцание небесных светил, – невольно приходит тот в великое удивление бесконечному Божиему могуществу. Давид говорил пред Создателем: «когда взираю на небеса Твои, на луну и звезды, которые Ты сотворил: то что есть человек?».. Посмотрим и мы на эту неизмеримую даль, в коей горят миллионы светил небесных, и уверимся, более познаем, – сколь велик Господь наш, и как мал пред Ним, ничтожен всякий человек! Когда, смотря на луну и звёзды, видим мы как бы небесный свод, то это так только представляется нашим глазам; на самом же деле мы смотрим в даль бесконечную, видим одно лишь пространство, y которого нет конца. Если бы возможно было человеку, как и Ангелу Божиему, отделиться от земли и лететь всё в даль небесного пространства, и пусть он летел бы как бы молния, и тогда он тысячи лет летел бы, и всё ещё не долетел бы до конца вселенной. Пред ним всё оставалось бы такое же звёздное небо, хотя навстречу ему и попадались бы многие звёзды; и тогда он увидел бы, что земля наша – одна капля в мироздании Божием, a весь мир пред Богом, яко капля росы, сходящая на землю (Прем.11:23). Поистине величию Его, как и Писание говорит, несть конца (Пс.144:3).

Много есть в Божием мире чудес, о которых мы и понятия не имели бы, если бы не вдумывались в них и не исследовали бы умом своим. Например, чтоб вернее узнать, сколь велико солнце, нужно на первый раз применить его действия, как оно производит на нас (свет и теплоту его), к тем, которые мы можем сами произвести. Мы знаем, сколь бывает светло ночью от большого пожара, но землю осветить, как днём бывает светло, не могут и сотни пылающих домов. Так же и тепло быть не может на земле такое, как от солнца в летнее время, хотя бы горели где леса и на тысячу вёрст. Теперь пусть рассудит всякий, сколь же должно быть велико солнце, которое освещает и согревает всю землю так, что и жестокую зиму превращает в жаркое лето. – От чего же оно кажется небольшим? – От того, что удалено от нас на 139 миллионов вёрст, – на такое расстояние, что птице, пролетающей по 500 вёрст в сутки, привелось бы лететь до солнца 753 года, даже и пушечному ядру слишком 11 лет, хотя оно и могло бы лететь по 24 версты в минуту. Кто же это может знать? – До всего этого добрались учёные люди посредством науки – астрономии.

От начала мира звёздное небо привлекало к себе взоры всех людей, и потому с давних пор более мудрые из них начали примечать, как двигаются солнце, луна и звёзды; стали свои наблюдения записывать и передавать потомству. Потом искуснейшие наблюдатели придумали смотреть на небо в такие трубы, y которых стёкла увеличивают видимые предметы в триста раз, или как бы приближают к предмету в триста раз, – (дом, отстоящий на версту, представляют как бы в пяти шагах). Вот с помощью то этих труб (телескопов), при постоянных, многолетних наблюдениях, стали вычислять и узнавать величину светил небесных, и дошли до настоящего понятия о величине солнца, луны и звёзд. – Но можно ли учёным людям верить? – Верить им во первых и потому можно, что они все за одно не стали бы обманывать себя и других. Если бы и ошиблись в числении сто учёных, то другие сто могли бы показать их ошибки, и тогда открылась бы ложь. Во вторых и потому можно им верить, что они посредством своих вычислений с точностью узнают затмения солнца и луны, чего конечно нельзя было знать, если бы наука их была неверна.

И то надо сказать, что наука добирается до совершенной точности, и ничему не хочет верить, чего не дознает на самом деле. Например, нам кажется, что будто солнце и луна равны по величине, и что одинаково они далеки от нас; наука же дознала, что луна ближе к земле в четыреста раз, и что поперечник луны менее поперечника солнца в 448 раз. Наука хотя и человеческого ума премудрость, однако же Бог одарил человека и умом таким, которым бы он мог познавать величие дел Божиих; потому и наука служит для славы Божией, она даёт такие понятия о Божием творении, какие не учёным людям и в ум не приходят. Кто, например, мог бы без науки узнать, что солнце столь велико, что если бы поставить его рядом с землёю, то вышло бы тоже, если бы капустный большой вилок положить с чуть заметным семечком, или большую избу в десять аршин с половиною сблизить с мячиком, величиною в полтора вершка. Поперечник земли менее поперечника солнца в 112 раз, поперечника же луны более в 4 раза. Это все показала наука такая, которой человек не может не верить, если сам узнает эту науку.

Сколь же велики звёзды, и как они далеки от нас, – наука и то показала нам. Эти крохотные искорки, по исчислению науки, равняются в величине солнцу, и если показываются нам такими, то потому только, что чрезвычайно далеки от нас. Если бы с ближайшей к нам звезды бросить на землю камень, то привелось бы ему валиться более полумиллиона лет, чтобы упасть на землю. Вот сколь далеки от нас, по исчислению науки, самые ближайшие звёзды! A что касается до того, в каком они расстоянии друг от друга, и сколь велико их число, то надобно наперёд забыть все числа и меры наши, за ничто вменить все земные протяжения, и тогда уже новою мерою и новым счётом производить их счёт и измерять их расстояния. В мире звёздном наши вёрсты и все их числа гибнут как и песчинки в океане; в нём все невообразимо велико, беспредельно широко. Видим вот на небе бледную полосу, названную учёными млечным путём; она состоит из звёзд, которые сливаются в одно тихое сияние, но в зрительные трубы все они представляются отдельными, и счёт их доходит до 18 миллионов. A там за ними ещё виднеются, если смотреть в телескоп, туманные пятна, которые также состоят из множества звёзд. И вообще, если смотреть на небо в самый сильный телескоп, то все небо показывается усеянным звёздами, как морское дно бесчисленным песком. Сколь же – теперь подумаем – неисповедимо велик и славен Бог наш! От величия бо и красоты созданий, сказано в Писании, сравнительно познается Виновник бытия их (Прем.13:5).

(День пятый). Когда сотворены были звёзды и в селениях горних раздавались хвалебные пения Богу, на земле не было ещё ни одного живого существа, и только с наступлением пятого дня вновь явившиеся дела Божии показали, что в реках, озёрах и морях плавают рыбы, a по воздуху летают птицы разной величины, и каждая из них издаёт хвалебный глас. Вчера земля была, как пустыня, погружена в глубокое безмолвие; a сегодня лес и горы огласились пением пернатых. Как дивны дела Божии! Там безустанно кукует пустыннолюбивая кукушка свою однообразную песнь; a здесь в роще раздаётся громкий посвист соловья и разнообразится в длинной песни. В одних местах порхают разноцветные пташки, и каждая на свой лад славит Творца своего! И кусты бездушные сделались как бы живыми, – из своих ветвей издают пение пернатых; даже и с высоты воздушной – слышишь – несётся весёлый говор жаворонка. Везде явилась жизнь, всюду торжество и радость.

Выйдем на зелёный луг и посмотрим, что ещё сотворил Бог в пятый день. Вот с цветка на цветок перепархивают бабочки, носятся мотыльки, и все разного цвета; вот чуть не под каждою травкой то ползают, то прыгают разные насекомые: тут и золотокрылые жуки, и пёстрые червяки, и едва приметные мушки; и все они жужжат, все просят и находят себе пищу, данную им от Бога. He есть ли это чудеса Божии? Но не подумайте, что это только и есть вся тварь Божия, – нет, не только; много есть на земле великих рек, озёр, морей, и во всех их есть множество живых существ малых и больших. Хотя безмерно обширны океаны, неизмеримо глубоки их пучины, но и там существуют животные, живут разные твари, коим нет числа.

Так то, по множеству Своей силы, умножил Господь и тварь Свою. Господи, Боже наш! Как величественны дела Твои по всей земле!

(День шестой). После пяти дней великих дел Божиих, наступил и тот, в который получили бытие своё скоты и звери, и венец всех земных творений – человек. Какая и здесь премудрость Божия явилась во всех делах. Одни создания Божии могли только ползать, другие ходить и бегать, a иные ещё прыгать; каждая порода получила свои наклонности, движения и силы; y всех оказался свой образ жизни, своё самоохранение и выбор пищи. Теперь стало на земле не то, что было в первые дни; по замечанию естествоиспытателей, одних пород (всех тварей) явилось на земле до пяти сот тысяч; и если по несколько пар каждой породы было сотворено в начале, то и тогда миллионы живых существ наполняли землю. Рои же пчёл, муравьёв и прочих насекомых показывают, что были сии созданы в великом множестве; a слова Господни: «раститеся, и множитеся, и наполняйте землю», дают знать, что их было не столь, как теперь, – не по всей земле.

Так, сотворены были небо и земля, и все воинство их (Быт.2:1), как говорит Писание. Оставалось только соединить земное с небесным, создать существо такое, которое принадлежало бы земле и небу, имело естество плотское и в нём сродную небесным силам душу бессмертную, вечно-блаженную. И Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт.1:26).

Сотворим… Кому же это Бог сказал? – Разве с Ангелами так говорил? но Писание говорит: «кто разуме ум Господень? и кто советник Ему бысть?» – и тем отвергает от Божиего совета всякую тварь. Да и мы сами можем рассудить, что, когда Господь созидал тварей земных, также и воинство небесных сил, то ни от кого не требовал Себе совета. Как же теперь, для создания одного человека, Господь вступает в совет, и при том ещё с кем-то равным Себе: сотворим, говорит, по образу Нашему? He правда ли, что как дела, так и сами слова Господни весьма чудны? Ап. Пётр сказал совершенно справедливо: всего, сказаннаго в Писании, нельзя никому уразуметь самому собою (2Пет.1:20). – Божественное Писание дано нам от Бога, a потому и знать всё, что сказано в нём, может Один Бог. Однако Писание же возвещало: и будут все научены Богом (Ис.54:13). – Что действительно так и сделалось. Когда Сый в лоне Отчем явился на землю и, исповедав нам Отца Своего, научил веровать во имя Отца и Сына и Святаго Духа, тогда открылось и то, – кто был в совете Божием при создании человека? Это второе лицо Пресвятой Троицы. Тот – чуден Советник и Бог крепкий (Ис.9:6), как Прор. Исаия называл Его, Который в начале был y Бога и был Бог (Ин.1:1), и по сем на земли явися (Вар.3:38), – яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам (Ис.9:6), да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:15). Это третье лицо Пресвятой Троицы – Дух Святой Животворящий.

Бог, как всеведущий, знал, что человек не устоит на степени своего богоподобного величия, но воспротивится Богу и примет за то должное воздаяние – смерть и вечную муку. Известно было Ему и то, какою жертвою – и со стороны Божеского и со стороны человеческого естества – должен быть примирён человек с правдою вечною. И вот, как бы призывая Сына Своего к делу искупления и спасения, a вместе с тем и приступая к делу творения, Бог Отец и Бог Сын, без Котораго ничтоже бысть, еже бысть (Ин.1:3), и Бог Дух Святый вещал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И сотворил Бог человека, как сказано, из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт.2:7).

Когда в совете Своём определил Господь Бог создать человека по образу Своему и по подобию, то, конечно, таким и сотворил его. Но где же в нём образ Божий? в чём видеть можно подобие своему Создателю?

Бог есть Дух (Ин.4:24), как сказано; потому и образ Божий не в теле человека, a в душе заключается, – в душевных его силах: в уме, сердце и воле; в них и подобие Божеству. Тело создано из праха земного; но душа есть вдохновение Божие, дающее человеку вечную жизнь; и человек первосозданный, действительно, был сообразен во всём и подобен Богу. Хотя за грехопадение и суждено человеку сделаться безобразным и неподобным Божественному величию, и преданным быть проклятию и смерти; однако впоследствии опять назначено ему родиться от Духа (Ин.3:8), и опять чувствовать в себе радость вечной жизни. И вот, слышит он в себе это вдохновение Божие, чувствует живую надежду бессмертия своего.

Для пояснения, в чём заключается y человека подобие Богу, представим двух человек с одинаковыми наклонностями, т. е. что один любит и делает, то и другой. О таких говорят, что они подобны друг другу. Так и человек богоподобен тот, кто любит и делает только то, что любезно Богу. Рассмотрим богоподобные свойства души каждое порознь:

1) Бог есть любовь (1Ин.4:8), как сказано; и совершенство Божественной любви выказывается в том, что Он, благ ко всем; солнцем Своим сияет на добрых и злых, и дождит на праведных и неправедных. Так и главное свойство души человеческой есть любовь или благость, которою более всего должен человек уподобляться Богу. Потому и Господь говорит: будите совершени, якоже и Отец ваш совершен есть (Мф.5:48). И кто имеет в сердце своём любовь к Богу, тот подобен Богу; ибо всякий любит подобного себе. Сей любит и ближних, – по возможности, творит добро и добрым людям, и злым.

2) Уподобляется человек Богу ещё своим разумом или своею премудростью. – Надобно при этом заметить, что бывают как любовь, так и мудрость, двоякого свойства; потому и могут человека сделать богоподобным или богопротивным. Любы мира сего вражда Богу есть (Иак.4:4), как сказано; также и мудрование плотское, сказано, есть вражда на Бога; ибо закону Божию не покоряется (Рим.8:7). Потому-то и всем, иже земная мудрствуют, кончина – погибель. Также и тот, кто любит отца, или матерь, или сына, или дочь, как Господь сказал, паче Мене, несть Мене достоин (Мф.10:37), – не внидет в радость Господа Своего. – Есть мудрость, которая превозносится от людей мира сего, и потому называется мирскою; она умудряет человека в разных земных искусствах, научает приобретению себе чувственных благ, или ещё прельщает разум хитросплетёнными словами. О ней в Писании сказано: несть сия премудрость свыше нисходящая, но земная, душевная, бесовская (Иак.3:15). От сей мудрости (ложно именуемой), и особенно от последней происходят зависть и сварливость, производящие в людях неустройство и все худое (Иак.3:16). Премудрость же, которая делает человека богоподобным, во-первых, как сказано, чиста есть, – чужда всякого земного пристрастия, и потому именуется премудростью, сходящею свыше (Иак.3:17), – от Бога. Она заставляет человека не о том промышлять, как бы ему попривольнее жить на земле, но внушает мысли, производит желание слушать и говорить только о том, – елика суть благочестна, елика праведна, елика богоугодна. Сия премудрость во всей полноте явилась в Господе нашем Иисусе Христе, Которого потому и называет Писание Божию премудростью. Ибо она в Нём была совершенно чиста от всех земных помышлений, – мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих (Иак.3:17).

3) Кроме сих свойств, – благости и мудрости, или любви и разума, – человека уподобляет Богу ещё свободная его воля, когда она во всём согласуется с волею Божиею и покоряет его Богу. Бывает же y человека и такая воля – злая, богопротивная, которая уподобляет его диаволу. – Вы дети отца вашего диавола, – говорил Господь Иудеям, искавшим убить Его; – он был человекоубийца от начала, и вы хотите исполнять желания отца вашего (Ин.8:44). Блажен, кто сделается благопокорен Богу в делах, словах и мыслях, и возлюбит Его всем сердцем, всею душою и всем разумением своим; Господь говорит о нём: вся. елика аще чего просит от Бога, даст ему (Ин.16:23). Сей аще и речет горе: движися, и верзися в море: будет ему, еже аще речет (Мк.11:23). – Кто, видя человека, столь сильного в слове, не скажет, что он подобен Богу? Так и словом своим может человек уподобиться своему Создателю.

Теперь видим, что бессмертное бытие человека сделало его сообразным Богу, a доброта сердечная, благоразумие и направление к добру уподобили его Богу; и все эти свойства были дарованы первому человеку во всей полноте, – не было y него ни малейшей злобы, никаких неблагоразумных поступков и даже наклонности к злым делам. Всё в нём было чисто, всё дышало святостью, непорочностью: сердце исполнено было любовию к Богу, ум озарён великим боговедением, желание одно – непрестанно славить, благодарить и величать своего Создателя.

(Создание жены). Созданием одного человека не кончилось творческое дело, которое должно было уподобиться семени, превратившемуся в плодоносное дерево и распространившему свои отрасли по всей земле. От одного человека не мог бы (по Божиему определению) размножиться род человеческий; a одному ему оставаться на земле и быть вечно в таком одиночестве не было согласно с волею Того, Кто по благости Своей восхотел умножить и сынов человеческих. И потому Господь сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему соответственного ему помощника.

Господь Бог одарил человека совершенною волею, и потому не хотел сделать ему принуждения, чтоб он принял помощника не по своему желанию. И вот, направляя к сему волю его премудрыми судьбами, Господь привёл перед ним всех животных, чтобы познакомить его с их свойствами, и чтобы согласно с ними он дал им имена каждому своё. Рассматривая всех зверей, скотов, птиц, гадов, Адам заметил, что y всех их есть совершенно схожие между собою пары, a он один себе был, и не оказалось ему подобного существа. Усматривая желание сердца его, Господь навёл на человека крепкий сон, и во время сна взял y пего одно из рёбер, и создал ему жену. Восстав от сна и видев такое же, как и он, существо, человек сказал: это кость от костей моих, и плоть от плоти моей, – (вот эти кости, как y меня и плоть такая же, как моя), она будет неразлучна со мною.

С тех пор, как из одного человека стало два, эти два были так единодушны, что было в них одно желание и одна воля; казалось, что они друг без друга и жить не могли. Предвещая такой союз и в последующих родах, Писание изрекло: «оставит человек отца своего и матерь свою, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». Указывая на такое единение, Ап. Павел поясняет, что в этом представлена нам великая тайна, a именно: это есть знамение союза духовного со Христом св. Церкви Его, т. е. верующих в Него и возлюбивших Его всем сердцем. И действительно, кто пожелает вникнуть в сию тайну, тот увидит, что происхождение жены от мужа знаменует рождение Церкви от Христа. Ибо Он Своим Божественным хотением возродил верующих в Него в жизнь вечную, как и в Писании сказано: восхотев, породи нас словом истины (Иак.1:18). И всяк, кто прилепляется Господу, един дух есть с Господом (1Кор.6:17).

(Райская жизнь). Если бывает и y незнатного господина так в жилище благоустроено, что бедняку показывается весело, как в раю: то в чертогах царя должно быть далеко лучше того. Но что сказать о местопребывании первого человека, не много чем умалённого от Ангелов? В каком прекрасном жилище поселён был этот богоподобный царь, владыка твари поднебесной? Подумать только, – но и то едва ли можно представить умом всего, что уготовано было людям в раю сладости! – Есть на земле и ныне такие тёплые страны, что и зимы не бывает; там и деревья растут не такие, как наши, и цветы цветут, не как y нас. Есть и y нас цветы из тёплых стран, но только в богатых домах; a там, где вечная весна, они благоухают и на полях. В такой-то вот стране и самом прекраснейшем на земле месте был сад, насаждённый Богом, столь обширный, что в нём протекали четыре реки. Везде росли в нём величественные деревья, – были виды, особенно на берегах рек, удивительно как хороши; a в воздухе от множества душистых цветов благоухало, как в храме Божием. При том ещё везде здесь порхали разноцветные пташки и своим сладкопением оглашали весь этот дивный сад. По своей необыкновенной красоте и бесподобным видам этот сад назван был раем, и в нём поселены были первые люди, – Адам и Ева.

Жизнь безгрешных людей в раю была самая блаженная, – питались они без труда сладкими плодами, не имели никакой нужды ни в жилище, ни в одежде, потому что было там тепло, и они были, как невинные дети, без всякого стыда. Но главное, в чём состояло их великое блаженство, это – всегдашнее их пребывание с Богом, Который делал их Своими собеседниками. К тому же ещё Бог отдал во власть их всё живущее на земле, – и что летало по воздуху, и что ходило в воде, всё покорялось воле человека, как и воле Самого Бога, Которому ничто не может противиться. Таков-то вот был первый человек, увенчанный славою и честью, и в таком-то он был блаженнейшем житье!

(Первая заповедь людям). Чтобы люди были всегда блаженны, и радости их не прекращались, произрастил Господь Бог посреди рая одно древо, прекраснейшее видом, с плодами такими, что, питаясь ими, человек не мог ни состариться никогда, ни помереть, но всегда мог оставаться в добром здоровье и цветущем возрасте. И названо было это – древом жизни, как поддерживающее в человеке бессмертную жизнь. A для того, чтобы не подумал человек, что всё это творит Господь с ним как бы по необходимости какой, или по обязанности, тут же среди рая возрастил Господь Бог ещё одно древо, плоды которого хотя и были на вид хороши, но смертоносны, и называлось это древо – древом познания добра и зла. И потому заповедал Господь человеку: от всякого древа в саду ты будешь есть; a от древа познания добра и зла не ешь: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь (Быт.2:17). – Заповедь, как видится. самая благодетельная для человека и удобоисполнимая: от всех дерев плоды есть, a от одного только не есть, и то для того, чтобы не умереть. Благость Божия на всё указывала человеку, и сияла как солнце, делая его владыкою и над самим собою, – отдавая во власть его жизнь и смерть, блаженство и мучение души его бессмертной.

При сём ещё велел Господь человеку возделывать рай и хранить его. – При этом надобно заметить, что труд определённый Богом, конечно, был не утомительный, но более приятный, как средство большого успокоения человека; также и хранение райского благоустройства, как хранение даров Божиих, было не скучное, но самое увеселительное.

И так, чтобы наслаждаться райскою жизнью, человек обязан был иметь воздержание в пище, как основание благоденственной жизни, и ещё – труд и бережливость. Сии три добродетели и доныне остаются основою приятной жизни; и кто не хранит их, тот живёт несогласно с Божиим назначением, a потому и лишается Божьего благоволения. Будем же помнить это, – помнить, что труд освобождает человека от праздности, этой матери всех пороков, избавляет от бедности и уныния, и не только телу доставляет временные блага, но и душе даёт успокоение. Подобно и воздержание, делая человека покорным Богу и любезным, всегда хранит его в блаженной и непорочной жизни. И бережливость, конечно не по самолюбию и не ради скупости, подаёт человеку средства быть благотворительным, a через то и сподобляться благодати от Бога и ближних.

(Седьмой день мира). «И совершил Бог – так говорит Писание – к седьмому дню дела Свои, которые Он делал; и увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма». «И почил Он в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его».

A вот и заповедь человеку в отношении сего дня: помни день субботный, еже святити его (Исх.20:8). Сему научает Господь и словом, и делом.

Рассматривание Божиих дел

И увидел все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.

Веселится Господь о делах Своих (Пс.103:31), говорит Прор. Давид; «возвеселится и праведник о Господе, и будет уповать на Него, если только обратит внимание на дела Его, – и вспомнит древнее, и будет знать будущее». Хотя в Писании сказано: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих; однако ж Сын Бога живого возвещает нам: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин.5:17); – потому и нужно всякое слово, сказанное Богом или о Боге, понимать с великим благоразумием. Сказанное в Писании: «почил Бог, не то означает, что Он стал отдыхать или ничего не делать, подобно как человек после трудов; ибо для Всемогущего нет ничего трудного». Бог почил в седьмой день значит то, что Он перестал творить новые дела, созидать новую тварь, что действительно и доныне продолжается, – ничего во вселенной нового не совершается. При всём же том Он не перестаёт делать и доныне, – промышлять о всей Своей твари, сохранять её, соблюдать от разрушения; ибо Он и ныне сияет солнцем Своим на добрых и злых, также дождит на праведных и неправедных, питает всякую птичку, одевает цветочки и исполняет всякое животное Своим благоволением.

Хорошо, если человек благоразумен, – если обращает внимание на дела Господни: он на что ни посмотрит, везде видит как бы следы Господа Бога своего, всё показывает ему близкое присутствие Творца ко всей твари Его. Но совсем иное, если человек неразумен, – если он подобен скоту, который не имеет способности рассматривать дела Господни и вникать во всё, что делает Господь; и наделённый дарами Божиими, со всех сторон окружённый величием дел Его, человек этот – подобный животным, остаётся всегда далёк от Бога, всегда отвращается от Него умом и сердцем. A всё от чего? – От того, что и глядя на свет Божий, не обращает ни на что внимания своего, не хочет ни об чём хорошенько подумать. О человек, человек! если бы ты очистил своё сердце от суетных помышлений, и пристально посмотрел на дела Божии, то легко бы, весьма скоро вошёл бы ты в блаженное боговидение, и тогда возрадовалась бы душа твоя о Господе. A что это действительно так, то вот обратим внимание хоть на синеву небес, где горит величественное солнце, от которого как свет и теплоту заимствует всё, что существует в подсолнечной: кто же – спросим себя – это благодетельное светило засветил для нас на высоте небесной? Кто этот столь могущий, что возмог дать солнцу такой свет и теплоту, коими пользуются все царства и народы земные более семи тысяч лет, и все ещё недостатка в них не чувствуют? И вот – посмотри ещё, – как лучи удаляющегося светила зажигают горний воздух, на прощанье с нами, и горят там облака разноцветными огнями! Кто же это такой в недосягаемой для нас высоте обливает одни из них золотым сиянием, a другие, как бы огненные волны представляет нашему взору в неописанной красоте? Кто этот имеющий такую силу, что может и освещать всю землю светом Своим, и скрывать его от нас, погружая всех во мрак ночи? – Это Бог наш! – говорит каждому из нас и собственный его рассудок, – Бог, Которого ум непостижим и сила неизмерима!

He днём только, но и ночью посмотри ты, человек, ещё на небо, на луну и звёзды, которые сотворил Господь, – посмотри же не одним оком тела, но и оком души твоей, – и они тебе возвестят, что – велик Господь наш и достославен, и величие Его неизъяснимо! Ночью даёт Господь вселенной совсем другой вид, – вместе с захождением солнца Он скидает с небес таинственную завесу, и вот в неизмеримой высоте их показывается, в виде огненных искр, бесчисленное множество светил. Что это за крохотные искорки? – Мы отчасти уже знаем, что это светила великие, но удалены от нас на такое пространство, что тысячи и миллионы наших вёрст тоже значат тут, что и капли в безднах океана. Углубляясь мыслью все более и более в эту даль, в которой мановением Божиим вращаются миллионы этих светил, и уносясь среди их все вперёд с быстротою молнии, конца же вселенной не достигая во все времена, кто при таком зрелище не скажет: о, сколь велик дом Божий! и как пространно место селения Его! – Нельзя при этом и того не заметить, что ночная темнота, скрывая от нас всё видимое на земле, как бы совсем разлучает нас с миром сим и заставляет подумать более о Создателе вселенной. He напрасно потому люди, ищущие приблизиться к Богу, посвящают ночное время на богомыслие. Действительно, нельзя оставаться невнимательным к величию Творца, когда, смотря на мир в ночное время, представляется взору совсем иное небо и иная земля, чем днём. Когда исчезает вся красота природы, леса и горы погружаются в могильный мрак и везде царствует гробовое молчание, тогда невольно приходит ещё на мысль: что значит всё привлекательное в мире сём, когда лишается оно своего света? и потому не есть ли он источник для нас великих благ?

Посмотрим же ещё на свет, что делает чрез него Творец наш. Вот, чтоб пробудить нас от сна, a вместе и от усыпления душевного, и привести нас в чувство признательности к Богу и благодарности, всякое утро как бы повторяется древнее Его повеление: «да будет свет!» – и лучи восходящего светила разливают свой блеск по небесному склону; заря, сначала алая, всё более и более пламенеет, и наконец показывается величественное солнце. С его восходом отнимается завеса, скрывавшая видимые творения, и в мире точно отверзается храм Божий; всякое создание, всякая тварь спешит принести жертву своему Создателю. Миллионы цветов наполняют воздух своими ароматами, и тысячи пернатых певцов сливают свои голоса во славу своего Творца. О, как величествен мир Божий, – великолепно небо, прекрасна земля в утреннем убранстве! Смотря на великое светило дня, на красоты мира, показавшиеся из мрака ночи, и на всякую тварь, приносящую хвалу Творцу, чьё сердце не воскликнет Ангельскую Ему песнь: «исполнь небо и земля славы Твоея»?!

Но это – скажет кто либо – бывает так хорошо летом; зимою же не так. – И зимою не менее величественны бывают утренние и вечерние зори, принадлежащие всегда к самым чудным явлениям природы. И зимою, хотя птички и не поют, и цветки не цветут, но рука невидимого Художника и на стёклах рисует пред нами удивительные цветы, и в самом воздухе носятся, как бы живые снежные пылинки. Но пусть летом бывает приятнее смотреть на всё, – взор тогда разбрасывается на многие предметы и ум как бы теряется в созерцании видимых красот; за то он способнее зимнею порою размышлять о страшных судьбах Всевышнего, и принуждает всякого говорить: пред мразом его кто устоит? – И то заметить нужно, что Господь благоволил открывать Себя различно: иначе Он проявляет о Себе в красоте утра; иначе в блистании дня; иначе при свете вечернем, и иначе в темноте ночи. Также различно Он показывает Свою премудрость, могущество и благость во все четыре времени года: весною, летом, осенью и зимою; и человек, который внимателен к делам Божиим, везде и во всякое время видит, как благ Господь всяческим, по выражению Давида, и щедроты Его на всех делах Его! (Пс.144:9)

Если только со вниманием кто смотрит на величие дел Божиих, – будь то звёздное небо, или земля, держащаяся Божиим повелением ни на чём, или облака, разносящие водную стихию по лицу всей земли, или даже эта искра, которая сверкает в тёмных тучах и быстрым своим движением производит оглушительный гром, – всё, всё благоразумному показывает Божию силу, Его великую мудрость и вместе благость ко всякой твари. Вот и этот гром, какое чудное дело Божией премудрости и силы! и знаешь уже, – что это такое так сильно стучит там; a невольно задумаешься, когда громадные раскаты его пробегут по своду небесному и заставят дрожать горы и долы. Так же и эти капли дождевые, – если не много подумать, кто не удивится, – какое величайшее благодеяние Божие они являют всей твари! – «Чтоб пищу людям дать, – так говорил Давид пред Богом, – Ты каплями дождя всю землю напояешь, растительность в ней множишь, всем богатишь ее, обилие всем шлешь. Тучнеют пажити пустынныя; холмы покрыты зеленью, в лугах стада гуляют; в полях хлеб всякий множишь нам. Повсюду видны следы Твои святые; все дышит благостью Твоей, и все Тебя благословляет». – Если бы и мы были так же внимательны, как и Давид, то куда ни посмотрели, везде увидели бы явные следы Божией к нам милости. Вот например, – если бы не освещал Бог землю, не согревал её лучами солнца и не орошал дождём, то откуда бы тогда мы чего взяли? Потому и должны же думать, что всё, что мы имеем, чем живём и дышим, все это получили от Создателя, всем обязаны Его лишь милости; и при всём том, как часто мы забываем Его благодеяния, и всё, что имеем, считаем своим! A Он – Господь наш, преисполненный благостью, всё ещё греет нас дружелюбно Своим солнышком, как будто бы мы и заслуживаем этого чем-нибудь.

И вот ещё при сём что делает Господь наш: чтобы мы не оставались в неразумении и не погибли, Он дал нам в помощь Писание Своё, которым и научает нас не только богопознанию, но и всякому добру. – Иди, говорит Он через Писание тому, кто бесполезно живёт на земле, иди ко пчеле, и поучись y ней; хотя силою и немощна, но любима есть всеми и славна; от ея трудов и цари вкушают (Прит.6:8). – Вот видим мы, – велика ли пчёлка? но и такое малое насекомое Господь умудрил доставать из цветков и собирать с листочков дерев такую пищу, что и цари считают за наслаждение себе. Да и в храмах Божиих не от её ли трудов мы приносим дар Царю царей, когда пред образом Его возжигаем свечи? Так-то вот возвеличил Господь труды малой мушки, чтобы никто из нас не оставался бездельным, никто не был бы бесполезен ближнему и непотребен Господу! И при всём том, как многие из нас на дела Господни не взирают, – как говорит и Писание, – и дел руку Его не помышляют (Ис.5:12)! И хотя пользуются они дарами Божией благости, но на подающую им десницу Его не смотрят, Самого Подателя благ не ищут, a гоняются всё только за одним видимым, уподобляясь неразумным тварям, которые погибают. Тогда как несмысленный человек не знает, да и знать не хочет своего Творца, и невежда не рассуждает о Его делах, наученный же Писанием Божественным говорит, как и Давид Пророк: а я буду размышлять о высокой славе величия Твоего, Господи, и о дивных делах Твоих; всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки. Ибо дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это (Пс.144:5,2, 138:14).

Благоразумному человеку всякая тварь возвещает о Боге, – и небеса поведают ему славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь; даже – имеяй уши слышати – слышит, как день дню передает свою речь, и ночь ночи возвещает свое знание (Пс.18:3). Ибо y всякого творения есть свой голос, только нужно иметь ухо, чтобы слышать; a кто не слышит, – не обращает внимания на дела Господни и не рассуждает о них, тот и сам остаётся, яко глух, не слышах, и, яко нем, не отверзаяй уст своих (Пс.37:14). О, человек, человек! посмотри, ведь ты окружён чудесами Божиими, вонми, – со всех сторон ведь несутся к тебе гласы творений Божиих, проповедующие о великой Его силе, разуме и милости ко всей твари, a наиболее к тебе, тогда как ты всё ещё остаёшься как бы глуп или глух. Вот и малая птичка, хотя и не имеет способности говорить, однако ж пением своим прославляет своего Создателя; один только человек, и при том одарённый от Бога и словом, и разумом, может, по воле своей, и славить и не славить своего Создателя, даже и не внимать, – как славит Его всякая тварь.

О, человек! или не слышишь ты и более ощутительные гласы дел Божиих, дел столь великих, что нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их? Вот ветер, эта бурная стихия, которая носит в себе облака и разливает из них воды на край света! He раз – я думаю – слыхал и ты, как он грозно шумит, визжит, потрясая здания, как он движет, качает великие леса, и часто с корнем вырывает огромные деревья. Но что он – посмотрел бы ты ещё – делает на море, какие там производит страшные чудеса! Те, которые плавали на кораблях, много раз видали, какие грозные дела производит Господь в глубине морской, когда дохнёт Он Своим духом бурным, и волны, как холмы, поднимутся на поверхности моря, с шумом и рёвом бросаясь на корабли, так что плывущие на них шатаются, как пьяные; – вся мудрость их тогда исчезает, и ясно им представляется, – что значит человек и вся сила его пред Божиим могуществом, которое одно только может усмирить ярость волн и превратить бурю в великую тишину. Когда шумит море, то не говорит ли оно своими волнами как бы так: воскликни Богу вся земля, воздай хвалу Ему и славу; ибо дивен Он в делах Своих, страшен по великой Своей силе?

He y моря и не y ветра только, но и y всякого творения Божия есть своя способность возвещать о Создателе своём и проповедовать Его дивные чудеса. Как передаёт, по слову Пророка, день последующему за ним дню речь свою, и ночь ночи возвещает знание, сколь нужно простираться тьме над землёю; так точно и лето с зимою, и весна с осенью проповедуют всем нам о великой силе и премудрости Творца нашего. Вот, как бы по знаку какому, сбираются в кучки все перелётные птички и, оставляя нас, улетают в более тёплые страны. На дворе ненастье, дышит холодом, ветер свищет, сердито срывая с деревьев поблёклые листья, и всё в природе замирает: это уже осень. Ещё сильнее подул с севера ветер, и рыхлая земля, и вся вязучая грязь на ней сделалась как камень; ручьи и реки покрылись ледяною корою, посыпался снег и при том с тех же облаков, с которых лились на землю воды. Вот и зима пришла, – говорят люди, – и вся земля лежит тогда, подобно мертвецу, под белым покровом, пока Бог снова не пошлёт Своё слово; и тогда опять от солнечных лучей и южного ветра растопляется снег и даже лёд, и вода быстрым своим наводнением даёт сынам человеческим знать о великой силе Творца своего, как и Писание учит всех; славьте Господа, как говорит Прор. Давид, возвещайте в людях дела Его (Пс.104:1).

Остановимся здесь и подумаем ещё, – если бы кто захотел зимою одно поле своё очистить от снежных сугробов, – то каких усилий потребовалось бы к тому! Но вот Божиим повелением в непродолжительное время сошёл весь снег с полей, гор, лесов, лугов; вот понеслись и воды широкими реками в своё вместилище, и на вербах, стоящих посреди их, появляются уже зелёные листочки. Ах, – люди говорят, – какая прекрасная весна! Вот и деревья все, по мановению Божию, одеваются листьями, a земля украшается цветами: наступило уже лето приятное, сделалось тепло и даже жарко, чтобы возросли и созрели плоды для пищи человека. И всё это повторяется от начала мира, за летом опять осень, зима и весна идут своим порядком; земля даёт свой плод с каждым годом, a растительность в ней все не уменьшается. Как чуден наш Господь, сказать всего нельзя, – как дивен Он во всех делах Своих! Но люди так привыкли к явлениям чудес Его, что и внимания на них не обращают! Так например, не все ли мы дышим воздухом, сколько хочем, и не на каждого ли из нас льётся теплота и свет от солнца? но мы и этой Божией к нам милости, без которой и жить не могли бы, точно не замечаем. Также вот, не все ли мы снабжены водою с избытком, которая, как и свет, необходима для жизни? He y всех ли нас есть огонь, которого если бы не было, то как бы мы стали спасаться от стужи, которая со своей стороны также благотворна, или готовить себе пищу и печь хлебы? Словом, – всё, что имеем необходимое для жизни, и что дано для нашего удовольствия, должно бы нас склонять к благодарности к Богу, Который столькими благодеяниями наделил нас, что на каждом шагу рассыпал нам дары Свои и в каждую минуту наделяет нас Своими благами; a мы при всём том, как мало разумеем всего этого, как часто остаёмся не признательны к своему Создателю, Который даровал нам жизнь и всё необходимое для жизни в безмерном изобилии!

Как для сидящих в темноте, что золотые вещи, то и черепья ничего важного не заключают; так и для тех, y которых повреждено зрение души, все дела Господни как бы не заслуживают никакого их внимания. И вот от того, богатый из них только и хвалится своим стяжанием временных благ; равно и бедный томится лишь желанием одних земных приобретений; и ни тот, ни другой не обращает сердца своего к Богу со смиренною просьбою, или с чувством благодарности. О сих-то вот и сказано в Писании, что они ходят в суете ума их, помрачены смыслом, суще отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества (Еф.4:18); и за то вот мрак темный блюдется им на бесконечные веки (2Пет.2:17). – Мы же, братья, должны бы разуметь все благодеяния Бога нашего, Который печётся не только о великих предметах, на которые положил печать Своей благости, но простирает Свою заботливость и на всякое малейшее существо. Возьмём для примера хоть птичку, которая зимует y нас без всякого со стороны нашей охранения от холода и голода; посмотрим же, – вот нет y ней в запасе и на один день пищи себе, нет ни тёплого жилища, ни одежды, кроме ничтожных пёрышков, нет и малейшей обуви на голых её ножках; a сама такая крошечная, что, казалось, легко бы ей погибнуть от зимних вьюг и непогод; но за всем тем она сохраняется от смерти одною Божиею помощью без всякого со стороны человеческой участия. Смотря на такое, можно сказать, чудо Божией силы, кто из нас не закрывает внутренних очей своих, чтобы не видеть благодеющего всем Бога? или кто, обращая свои телесные взоры на всё окружающее, не видит и не сознаёт, что благ Господь ко всякой твари Своей, и щедроты Его на всех делах Его (Пс.144:9).

Велик Господь! Своей нас силой изумляет.

Премудрый ум Его ничем не измерим.

Он звезд количество небесных исчисляет,

И от Себя дает Он имена всем им.

Он одевает твердь небесну облаками,

Дает Он дождь земле, растит траву в горах.

Господь глагол на землю посылает,

И слово с быстротой везде Его течет.

Дает, как волну, снег, и иней рассыпает,

Лед мечет Свой, как хлеб: кто мраз Его снесет?

Он слово изречет Свое, и все растает.

Дхнет духом Он Своим, и воды потекут.

Во всех Своих делах велик и свят Господь!

Могущество Свое прострет Он в род и род.

Уста мои хвалу Ему да изрекают,

Да твари все во век Его благословляют (Пс.146; 147; 144).

Тебя, мой Бог, мой Царь, превозносить я стану,

И имя в век Твое святое ублажать,

Хвалить Тебя, Господь, во веки не престану,

Вседневно буду я Тебя благословлять.

Велик Господь наш, достославен!

Величию Его конца, предела нет.

На небо, дело рук Твоих, когда взираю,

На звезды и луну, которых в мире сем

Устроил дивно Ты, когда я мысль вперяю:

То, что есть человек, что помнишь Ты о нем,

Или сын смертного, что по любви безмерной

Благоволишь, Господь, Ты посещать его?

He много Ты его пред ангелом унизил,

Ты увенчал его и славой и красой;

Над делом рук Твоих Ты власть его возвысил,

Все покорил ему Ты в области земной:

Овец, волов, зверей, рыб в море, птиц пернатых.

Как дивен, чуден Ты, Господь, по всей земле!

Творенья все Твои, Господь, Тебя да славят,

Святые все Твои Тебя да ублажат,

Величие Твое превознесут, восхвалят,

Могущество Твое повсюду возвестят (Пс.144; 8).

Как возвеличил Ты, Господь, Свои дела!

Премудро, дивно Ты устроил всю природу;

Богатства Твоего исполнена земля.

На ней волнуются моря велики и обширны;

В них малым и большим животным нет числа.

Стремятся очи всех к Тебе: Ты их снабжаешь.

И своевременно им пищу подаешь;

Ты руку к ним Свою святую простираешь,

Всему живущему желанны блага шлешь.

Во всех путях Своих Бог праведен и верен,

Во всех Своих делах Он милостив и свят.

На праведных людей Он свет Свой проливает,

Объемлет правые веселием сердца.

Да радость праведник о Господе вкушает,

Да славит он Его святыню без конца (Пс.103; 144; 96).

Боговидение

Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят.

Господь обещает даровать способность видеть Бога н сделаться через то блаженным, если кто очистит сердце своё от суетных помышлений. Видеть Бога, Который есть Дух, можно только оком души, т. е. умом; ибо, что для тела глаз, то для души разум. Хотя и говорится в Писании о видении Бога телесным зрением, – так, например, сказано: Моисей видел Бога лицом к лицу, и Прор. Исаия говорил: видех Господа, сидяща на престоле высоце (Ис.6:1), также и Иезекииль и Даниил видели Его, один сидящим на Херувимах, a другой в виде ветхаго денми (Дан.7:9); – но все эти видения были только в подобии, a не явление самого Существа Божия, Которого никто не видал. Ибо после всех Пророков и Апостолов, Евангелист Иоанн написал: Бога никто же виде нигде же (Ин.1:18). Также и Ап. Павел говорит: Его же никто же виде от человек, ниже видети может (1Тим.6:16). И Сам Бог сказал: не может человек видети Мене, и жив быти. Посему и о видениях, бывших Пророкам, Он возвестил: Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся (Ос.12:10). Таким образом и являлся Он каждому из святых в различном видении: иначе – Аврааму, иначе – Исааку, иначе – Иакову, иначе – Ною, Даниилу, Давиду, Соломону, Исаии и каждому из Пророков, иначе – Илии, иначе – Моисею.

«Сущность же Бога неизреченно (безмерно), как сказал Златоуст, превышает всякий разум созданий, и не может быть постигнута ими». – Хотя и сказано об Ангелах, что они всегда видят лице Отца Небесного; но это говорится в таком же смысле, как и Прор. Давид сказал: всегда я вижу пред собою Господа; ибо близ меня есть (Пс.15:8). Желая выразить непостижимость Божеского естества, Ап. Павел говорит о Нём так: во свете живый неприступнем (1Тим.6:16). He сказал он, что Бог обитает во свете непостижимом, но неприступном, что далеко выше непостижимого. Непостижимым называется то, что не может быть постигнутым при посредстве изыскания или изучения; неприступным же то, что по свойству своему, ниже может быть подвергнуто изучению, к чему никто не может приступить. И так, если и самый свет неприступен, тем более Бог, обитающий в этом свете. – Иной при сём подумает: конечно для людей Бог неприступен, но не для Ангелов. Чтобы могли мы знать, что Существо Божие превышает и Херувимские умы, Бог показал Прор. Исаии, как стоящие окрест престола Его, шестокрылатые Серафимы закрывали лица свои, потому что не могли выносить видения славы Божией. Так, если явление Божие, и приспособленное к видению Пророка, было для стоящих близ престола Господня неудобозримо; то кто же может постигать и созерцать самую Сущность Божества? Если человеческому зрению трудно смотреть и на солнце; то может ли оно созерцать Самого Творца, Который пребывает во свете, тмами тем светлейшем солнца (Сир. 23:25–28)?

Теперь посмотрим, – как же Господь оправдится во словесех Своих, блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф.5:8). – «Всегда я вижу пред собою Господа, говорил Прор. Давид, очи мои всегда обращены ко Господу, живущему на небесах». – Конечно, Давид не смотрел же постоянно только на небеса, но и на земле он созерцал умом возвеличившегося в делах Своих Господа. Созерцал он величие Распростершего свод небесный, как шатёр, когда взирал на ясное небо; и когда покрывалось оно тучами, он и тогда усматривал Напояющего горы от превыспренних Своих. Обращал ли свой взор на землю, Пророк и здесь, среди разнообразных Божиих дел, соглядал Того, Кто вся премудростию сотворил есть. Смотря на горы, он видел посреди гор Проведшего воды; – на лес, и тут усматривал Посылающего источники в дебрях и Напояющего вся звери сельныя. На лугах он также мог видеть Прозябающего траву скотом и злак на службу человеком; на полях – Возвращающего древа польская, на коих, Того же повелением, гнездятся птицы и издают гласы. Здесь усматривал он зверей дубравных, ищущих пищу себе от своего Творца; там пред глазами его море пространное, и в нем животная малая с великими, их же несть числа, – и все они – казалось уму Пророка – от того же Питателя всякой твари чают дати пищу им во благовремении. Таким-то вот образом, обозревая небо и землю, везде провидел он Бога чрез дивные дела Его; себя же усматривая, посреди бесчисленной твари, более всех приближённым к Создателю своему, он с любовию, вознося ум и сердце к Нему, взывал: прильпе душа моя по Тебе, мене же приятъ десница Твоя (Пс.62:9).

Впрочем, для того, чтобы познать своего Создателя в такой силе, чтобы душа могла радоваться о Нём, не довольно ей одного видимого творения, – нужно ещё слово или откровение Божие. – Никто же знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти (Мф.11:27). – Открывает же Сын Бога живого Отца Своего через слово Свое; потому и говорит: Аз есмь дверь; Мною аще кто внидет, спасется (Ин.10:9). О спасаемых же говорит: овцы Мои гласа Моего слушают, и по Мне грядут; и Аз живот вечный дам им (Ин.10:28). Кто слушает слова Господни и покоряется Его воле, тот приходит во спасение, которое состоит в познании истиннаго Бога и Его же послал есть – Иисуса Христа (Ин.17:3). Посему и Господь говорит: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; a любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Ин.14:21). – Вот сей-то и будет блажен: он всегда будет созерцать умом своим Господа, всегда будет о Нём помышлять и радоваться радостию неизреченною, как сказано, и преславною (1Пет.1:8).

Боговидение или боговедение заключается в вере Божиего существования, также в познании Его свойств: всеведения, вездеприсутствия, премудрости, благости, правды. Знающие Бога верят Его словам, что будет строгое испытание и праведное воздаяние не только за дела, но и за все слова и помышления; a потому и страшатся не только делать, но и говорить и мыслить противное Богу. Знающие Бога бывают уверены, что и малая птичка, и даже волос с головы не падает без воли Божией; a потому и всё, случающееся с ними в жизни, относят к Божиему о них промышлению, к попечению об их спасении, и за всё благодарят Бога. Знающие Бога знают, что ни одно дело не может быть сокрыто от очей Божиих, ни одно слово забыто Богом, ни один взгляд и ни один богопротивный помысел не избежит суда; a равно и за чашу холодной воды, поданной ради Господа, и за одно слово, сказанное во спасение души, и даже за один вздох о грехах своих (или и чужих) не лишатся доброделатели награды своей; и потому всё, что делают, говорят и мыслят, всё это они совершают как бы пред лицом Самого Бога. Таковы бывают боговидцы, – чистые сердцем; таков был и тот – Божий Пророк, который говорил: всегда вижу пред собою Господа.

Если и из нас кто хочет быть блаженным боговидцем, тот может достигнуть сего состояния через рассмотрение и одного солнечного действия. Когда светит солнце, – это творение Божие, то видишь вот, как оно, будучи одно и тоже, светит по всей земле, и светит так сильно, что под каждою травкой ясны пути малейших тварей. Подумай же, – могут ли быть скрыты от Отца светов какие-нибудь наши тайные дела, направления к ним и даже помышления о них? A если и недоумеваешь об этом, то Писание ещё служит в помощь тебе и говорит ясно, что зрение Божие «тмати тем светлейше есть солнца». Также послушай, что говорит пред Богом и Прор. Давид: не сокрыты, говорил он, кости мои от Тебя; зародыш мой видели очи Твои (Пс138:15–16). Бог Сам возвещает, что человек смотрит на лицо, a Бог на сердце. – Для праведников такое смотрение Божие отрадно; для грешников же противно, и потому они и знать об этом не хотят.

Заключение

Воспоминайте чудеса Его, знамения Его и суды уст Его (Пс.104:5).

Много есть Божиих дел, благотворных для всех Его творений, много есть таких предметов, которые ясно показывают нам великие милости великого Бога; но из всех сих (видимых дел Божиих) солнце едва ли не есть самое величайшее знамение Божией ко всем благости. Сам Господь указывает на сияние его, как на свидетельство Божиего милосердия ко всем людям, когда говорит, что Отец Небесный сияет солнцем Своим на добрых и злых. Солнечное сияние ясно показывает, что и самый малейший червь не лишён попечения Создателя своего. Давид потому и говорит о нём так: на краю неба восход его, и шествие его до краев его; так что никто не сокрыт от света его, и теплоты его никто не лишен (Пс.18:5). Каждый день оно всходит над землёю и весело пробегает путь свой, – и с ним всё, что летает по воздуху, что плавает в воде и что пресмыкается по земле, всё бодрствует и движется, ища от Бога пищу себе. С восходом солнца выходит и человек в работу свою; в половине пути своего солнце сильнее бросает раскалённые лучи свои на землю, и вся природа восходит тогда на степень усиленной деятельности. Человек же, утомлённый трудами, нуждается в подкреплении сил своих, и вот дружеская рука уже готовит ему обед. О, человек! не есть ли все это доказательство Божией к тебе любви?

Когда сидишь ты за трапезою и насыщаешься, то вспомни, что от руки Господней питаются, как и ты, миллионы других людей и разных земных существ. Там богач сидит за роскошным столом, a тут и бедняк питается в поте лица заработанным хлебом. И как орёл, носящийся под облаками, и лев, рыкающий в пустыне, так наравне с ними и червь, едва двигающийся в прахе, и гад в тесной норе своей, все довольны от Бога и пищею, и своим состоянием. Великий блюститель твари Своей промышляет о всех животных, так что ни одно из них не забыто Им; Его деяния уготованы для всех тварей; и видны ещё везде избытки. Если умственный твой взор усматривает этот великий пир, ежедневно уготовляемый Богом для всей твари, то зачем же ты беспокоишься иногда о своём пропитании? Почто, тоскливый взгляд свой устремляя в будущность, говоришь ты так: что-то буду я завтра есть? Почто же не слушаешь, что говорит нам Господь в Евангелии: не заботьтесь о завтрашнем дне; взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их (Мф.6:26). Смотря на птичек, y коих нет в запасе и крошки пищи, не малодушествуй и ты, человек, который лучше птичек. Если Творец всеблагий даёт пищу всякой Своей твари, то неужели забудет только тебя одного? Кто до ныне пёкся о всех людях, прежде бывших и теперь существующих, Тот неужели оставит тебя без Своего попечения? Потому и говорит тебе Писание: возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс.54:23).

A ты, наделённый от Отца щедрот всеми благами, – сын человеческий, не высокомудрствуй о себе; чем Бог наделил тебя, не приписывай своей предусмотрительности или сметливости. Подумай только, – если бы Бог не освещал землю Своим солнцем и не согревал её, или не орошал бы её дождём, то откуда бы тогда ты взял чего? Потому не всё ли, что ты имеешь, получил от Господа? He всем ли, чем ты живёшь и дышишь, обязан лишь милости Божией? И при всём этом, как часто ты забываешь Его благодеяния, и чем бы мог быть полезен ближнему, присваиваешь одному себе! Или, мой друг, не размышляешь ты о Божиих благодеяниях ко всем людям? Таковы то мы с тобой! от того вот и не заметны в нас чувства благодарности Богу! От того вот мы и не так, как следовало бы, любим Его, хотя и сотворил Он нам бездну благодеяний, – поставил нас владыками над всею Своею тварью: и скотов, и зверей, и рыб, и птиц, и вообще всё живущее во вселенной покорил нашей власти, заставил их жертвовать нам не только своими трудами, но и самою жизнью своею. Мы же всеми Божиими дарами пользуемся, часто без всякой признательности, как бы собственным своим приобретением!

A ты, мой друг любезный, который желаешь прильпнуть своей душой ко Господу Богу, последуй такому совету: созерцай Бога умом своим на всяком месте; ибо нет места во всей вселенной, где бы не было Бога. Помышляй, что Бог пребывает с тобою всегда; всё, что ты делаешь, видит; обо всём, что ты помышляешь, знает; ибо нет, как сказано, ни одной твари, сокровенной от Него; но все обнажено и открыто пред очами Его (Евр.4:13). He утаена от Бога и всякая мысль наша: человек, сказано, на лице, Бог же на сердце зрит (1Цар.16:7). A потому и напоминай как можно чаще сии слова Прор. Давида: «Господь на небеси уготова престол Свой, – и с небесных высот Он смотрит на меня всегда, и видит все дела мои; с престола, на котором восседит Он, взирает на все пути мои; Он знает все помышления мои, и вникает во все мои слова». – Если сомнение к тебе приходит, как Бог надзирает за каждым человеком, то рассуди, что вот солнце, – дело рук Господних, по всюду и в окна, и в двери, и в щели проникает и смотрит на всё, то тем более сие возможно для Творца всех светил. К тому же знать нужно, что Бог весьма человеколюбив; потому и из всей видимой твари Он являет Себя только людям; впрочем от неразумных Он скрывает Себя, как и солнце свой свет от лишённых зрения.

Ещё да будет тебе угоден совет сей: смотря на небо и землю, и на всю красоту природы, всегда припоминай, что видимое всё временно, и с Псалмопевцем говори:

О, Боже! в род и род лета Твои продлятся.

Ты небу и земле велел издревле быть;

Но Ты пребудешь в век, они же сокрушатся:

Как ветху ризу, Ты их властен изменить.

Всевышний Бог грядет приять суд над землею:

Он будет праведно вселенную судить;

Народы правотой рассудит Он Своею,

И всем им по делам воздать не укоснит.

Суд праведный Господь народам изрекает.

Да дышат радостью земля и небеса,

Да восшумят моря, и что их наполняет,

Да веселятся лес, поля и древеса!

Идет, идет судить Он землю справедливо:

По истине Своей рассудит племена (Пс.101; 97; 95).


Источник: Издание седьмое. Афонского русского Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова. Большая Якиманка, дом Смирновой. 1890. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва. 7 Июля 1890 года. Цензор Священник Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle