Скорби, уныние
Желать ли избавления от скорбей?
Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. (1Петр. 4:12–13).
Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? (Евр. 12:8–9).
Горести не принять – и сладости не видать.
Русская пословица.
Христианин не должен, как наемник или раб, искать удобного случая, чтобы отлынивать от тяжелой работы, но, как сын и наследник (Гал. 4:7), с благим расположением и усердием должен служить Отцу до конца, чтобы потом стать наследником отцовского достояния.
Преподобный Макарий Великий (IV век).
Избегающий скорби лишает себя опытности.
Пусть у тебя будет одно избегаемое – грех, и одно прибежище в несчастьях – Бог.
Святитель Василий Великий (330–379).
Уничтожь искушения и помыслы – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни.
Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560).
Не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги.
Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме, но только не многие и редкие на самом деле исполняют благое свое пожелание – именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие, и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).
Во всяком месте предлежит нам исполнение заповедей Божиих, которое сопряжено со скорбью. Бегать скорби – бегать спасения.
Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860).
Кто уклоняется от скорбей, тот вполне разлучается, несомненно, и с добродетелью. Если вожделеваешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь. Ибо скорби рождают смирение.
Преподобный Исаак Сирин (VII век).
Если хочешь возрадоваться радостью неизглаголанною, то потерпи те скорби, которые от Бога посылаются тебе, и не раскаешься.
Будет, пожалуй, мало скорбей – тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы! К тому ж ты и сама настолько созреваешь опытом, что доходишь до удивления: отчего это те же скорби теперь кажутся иными? Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894).
Кто живёт покойно и не имеет искушений, тот подвержен двум невыгодам: первая, что не так усердствует по Богу и не от всей души благодарит Его, а вторая, что ум его неизбежно вдаётся в суетные попечения и заботы.
Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021).
Здесь, на земле, не следует человеку поблажать себе, знать и заботиться о приятностях и утешениях, а напротив – любить более неприятности и озлобления и, если они не приходят отвне, самому налагать их на себя произвольно.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).
Путь к небу тесен; скорбь поставляет нас на этом тесном пути; а не терпящий скорби не может идти по нему.
Святитель Иоанн Златоуст († 407).
Если Господь Иисус Христос страдает тяжко за наши грехи, то ужели мы за свои грехи не должны поскорбеть? Если жених страждет, то прилично ли невесте в это время плясать и веселиться.
Святые говорили, что если бы человек знал, какая радость будет наследовавшим царствие Божие, то согласился бы ежедневно распинаться на кресте всю жизнь, только бы не потерять вечного блаженства. А Господь таких страданий от нас не требует. Хочет только, чтобы мы веровали в Него и смиренно потерпели все, что Он пошлет для нашего очищения.
Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963).
Не надо хотеть легкой помощи от Христа, не надо просить снисхождений, потому что тогда мы останемся неиспытанными, необученными. И в армии те, кто хорошо учатся, остаются в живых. Если человек без конца получает помощь, то в конечном итоге он остается беспомощным... Разве Богу тяжело постоянно помогать каждому человеку? Конечно, не тяжело, но только такая помощь человеку не поможет.
Старец Паисий Святогорец (1924–1994).