Гордыня и смирение
Что такое и что дает простота?
Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; (Мф. 18:3).
Простота – половина спасенья.
Где просто, там Ангелов со сто; где хитро, там ни одного.
В простых сердцах Бог почивает.
Русские пословицы.
Жить просто – значит, не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Е-да. Прошла, и только. Это значит – думать просто. А то, при виде проходящей Е-ды, подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у нее такой-то. Вот это уже непросто.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).
Кто не изумится, кто не подивится человеку, простому нравом? Или кто не привяжется к тому, в ком нет ничего коварного? Кому другому, как не им, принадлежит спасение?
Святитель Иоанн Златоуст († 407).
Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, никакого себе значения не придаёт, не мудрствует и прочее. Всё сие смирение означает.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).
Простой сердцем человек никого не обидит, никому не станет поперек дороги, никого не осудит, никому не позавидует. Кто прост сердцем, тот, далее, способен на большие труды, самые низкие и тяжелые; тот не взыскателен к пище и одежде, тот не требует и не ищет каких-либо удобств жизни. И это понятно почему. Простота держит сердце человека в постоянном укорении и сознании своего недостоинства... В сердце простых обитает Дух Святый, Который обвеселяет их сердце, уничтожает в них всякий дух уныния и пожигает в них плотские страсти, так что можно сказать: простые сердцем вместе с тем бывают и чистые сердцем.
Свщмч. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской (1874–1937).
Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота – величайшее благо и достоинство человека. Бог совершенно прост, потому что совершенно духовен, совершенно благ. И твоя душа пусть не двоится на добро и зло.
Простота, искренность сердца любезны Богу. Апостолы избраны были не из премудрых и разумных людей века сего, потому что они лукавы, а из младенцев, то есть из людей, которые по своим понятиям, простоте и неиспорченности подобны младенцам.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).