«Бывает волнение от хороших чувств»
Можно ли добиться успеха без решительности?
Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.
(Мф. 11:12).
Решимость есть исходная точка нашего спасения.
Преподобный Макарий Великий (IV век).
Думаю, что благодать Духа Божия скорее исполняет тех, которые от всего сердца вступают в подвиг, и с самого начала определяют себе стоять и ни за что не уступать места врагу ни в какой брани, пока не победят его.
Преподобный Антоний Великий (251–355).
В устремлениях произволений вся сила. Горячее произволение в один час может принести Богу более благоугодного Ему, нежели труды долгого времени без него. Произволение вялое и ленивое бездейственно.
Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560).
Сказано у Св. Отцов: «дай кровь и приими дух». Это значит – потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, то есть все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни разве можно приобрести смирение?
Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).
Лучше смерть за Бога, нежели жизнь со стыдом и леностью. Когда хочешь положить начало Божию делу, сделай прежде завещание, как человек, которому уже не жить в этом мире, как приготовившийся к смерти и отчаявшийся в настоящей жизни, как достигший времени срока своего.
…Без страха и холодности идти против дьявола повелевает Бог, говоря: начни только губить его, и устремись на брань с ним мужественно, и возложу страх твой на всех врагов твоих под небом, – глаголет Господь (Втор. 11:25). Ибо если не умрешь добровольно чувственной смертью за благость Божию, то поневоле умрешь духовно – для Бога.
Преподобный Исаак Сирин (VII век).
Решимость у вас бывает, но пред лицом страсти она рассеивается, как лёгкое облако ветром… Отчего это? Оттого, что вы, как только появится помысл или лёгкое желание, тотчас склоняетесь на их сторону. А это отчего? Оттого, что принимаете помысл и даёте ему доходить до желания… Сколько раз напоминать вам – гнать помысл и подавлять желание.
Вознеситесь на небо в селения спасенных! Есть ли там хоть один, сколько-нибудь поблажавший себе или жалевший себя? Там только те, коих Слово Божие сравнивает то с победителями, то с купцами и земледельцами, то с гонцами. А кому не известно, в каком стесненном и скорбном состоянии воины находятся во время войны, даже счастливой? Как обременительны заботы торгующих? В каком напряжении и в каких усилиях бывают гонцы? Приятны ли, наконец, зной дня и холод ночи у сеющих и жнущих? Много на небе уготовано обителей; но все они – обители страдавших и скорбевших.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).
На бой, на бой отчаянный! На бой упорный, постоянный, доколе не увенчает его решительная победа! «Лучше смерть в подвиге, сказал святой Исаак, – нежели жизнь в падении». – И что за жизнь – жизнь в грехе? Не стоит она названия – жизни; назвало ее Писание смертию; она – начаток смерти вечной, может быть и смертию вечною, если не умертвится жизнью о Христе. – Сколько дряхлых старцев, нежных дев, слабых детей остались победителями? – Неужели ты позволишь двоедушию поколебать себя, выпустишь из рук победу и венец вечного торжества за цену мгновенного, мучительного колебания, которое обольстительно, насмешливо, ругательно силится представиться нам наслаждением, добродетелью.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).