Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 56. О причинности воскресения Христа

Наконец, мы рассмотрим причинность воскресения Христа, под каковым заглавием наличествует два пункта: 1) является ли воскресение Христа причиной нашего воскрешения; 2) является ли оно причиной нашего оправдания.

Раздел 1. Является ли воскресение Христа причиной воскрешения Христа причиной воскрешения наших тел?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что воскресение Христа не является причиной воскрешения наших тел. В самом деле, достаточная причина с необходимостью обусловливает свое следствие. Таким образом, если бы воскресение Христа было достаточной причиной воскрешения наших тел, то все умершие воскресли бы сразу же после Его воскресения.

Возражение 2. Далее, причиной воскрешения мертвых является божественная правосудность, поскольку тело должно быть вознаграждено или наказано вместе с душой, с которой оно, как говорят Дионисий314 и Дамаскин315, разделяет заслугу и грех. Но правосудие Божие должно было непременно исполниться независимо от того, воскрес ли Христос или нет. Поэтому мертвые воскресли бы даже в том случае, если бы Христос не воскрес. Следовательно, воскресение Христа не является причиной воскрешения наших тел.

Возражение 3. Далее, если бы воскресение Христа было причиной воскрешения наших тел, то либо как образец, либо как действенная причина, либо как причина заслуги. Но оно не является причиной как образец, поскольку воскрешение наших тел обусловливает Бог, согласно сказанному [в Писании]: «Отец воскрешает мертвых» (Ин. 5, 21), а Бог не нуждается в каком бы то ни было образце помимо Себя. Не является оно и действенной причиной, поскольку действенная причина действует только через некоторую связь, материальную или духовную. Но очевидно, что воскресение Христа не имело никакой материальной связи с умершими, которые имеют воскреснуть, по причине удаленности времени и места. И точно так же оно не имело с ними никакой духовной связи, которая возникает благодаря вере и любви, поскольку воскреснуть должны и неверующие, и грешники. Не является оно и причиной заслуги, поскольку воскресший Христос уже не был странствующим [в нынешней жизни], и потому более не находился в состоянии заслуги. Следовательно, похоже, что воскресение Христа никак не может являться причиной нашего [воскресения].

Возражение 4. Кроме того, коль скоро смерть есть лишенность жизни, то уничтожение смерти представляется возвращением жизни, и именно это и называется воскресением. Но Своею смертью Христос уничтожил смерть. Следовательно, не воскресение Христа, а Его смерть является причиной нашего воскресения.

Этому противоречит следующее: глосса на слова [Писания]: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых» (1Кор. 15, 12), говорит: «Ибо Он есть действенная причина нашего воскресения».

Отвечаю: как сказано во второй [книге] «Метафизики», «первое в любом порядке необходимо должно быть причиной всего последующего»316. Но воскресение Христа, как явствует из вышесказанного (53, 3), было первым в порядке нашего воскресения. Следовательно, воскресение Христа необходимо является причиной нашего, на что указывает апостол, когда говорит: «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших, – ибо как смерть чрез человека, так чрез Человека и воскресение мертвых» (1Кор. 15, 20, 21).

Это можно обосновать тем, что животворным началом является Слово Божие, о Котором сказано: «У Тебя – источник жизни» (Пс. 35, 10), в связи с чем Оно Само говорит: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5, 21). Но божественно установленный порядок природы таков, что всякая причина вначале воздействует на ближайшее к ней, и уже через его посредство – на более удаленное; так, огонь сперва нагревает ближайший к нему воздух, и уже через него нагревает удаленные от него тела, и Сам Бог, как говорит Дионисий, сперва просвещает ближайшие к Нему субстанции, и уже через них – все остальные317. Поэтому Слово Божие вначале одарило бессмертной жизнью то тело, которое естественным образом было соединено с Ним, и уже через него произвело воскрешение всех остальных тел.

Ответ на возражение 1. Как уже было сказано, воскресение Христа является причиной нашего силой соединенного Слова, действующего по Своей воле. Поэтому следствию надлежало возникнуть не сразу, а согласно расположению Слова Божия, а именно так, что сначала все мы должны быть сообразованы со страданиями и смертью Христовыми в нынешней страдательной и смертной жизни, и только после сможем соучаствовать в уподоблении Его воскресению.

Ответ на возражение 2. Правосудность Божия является первой причиной нашего воскресения, тогда как воскресение Христа – вторичной и, так сказать, инструментальной причиной. И хотя сила главной причины не ограничена одним конкретным орудием, тем не менее если она действует через посредство некоего орудия, то именно это орудие и обусловливает следствие. Таким образом, божественная правосудность сама по себе не связана с воскресением Христа как с обусловливающим наше воскресение средством, поскольку Бог, как уже было сказано (46, 2), мог избрать и иной способ нашего избавления помимо страстей и воскресения Христа. Однако коль скоро единожды было установлено, что мы должны быть избавлены именно так, то очевидно, что воскресение Христа является причиной нашего [воскресения].

Ответ на возражение 3. В строгом смысле слова воскресение Христа является не причиной заслуги, а действенной причиной и образцом нашего воскресения. Оно является действенной причиной постольку, поскольку человечество Христа, согласно которому Он воскрес, в определенном смысле, как было показано выше (13, 2), является орудием Его Божества и действует посредством Его силы. Поэтому подобно тому, как все, что делал или претерпевал Христос в Своем человечестве, споспешествовало, как сказано (48, 6), нашему спасению силою Божества, точно так же и воскресение Христа явилось действенной причиной нашего [воскресения] посредством божественной силы, имеющей власть оживлять мертвых, каковая сила вездесуща и связана со всеми местами и временами, и эта виртуальная связь обеспечивает действенность. А поскольку мы уже показали, что первичной причиной человеческого воскресения является божественная правосудность, давшая Христу «власть производить и суд – потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5, 27), то действенная сила Его воскресения простирается равно на добрых и злых, ибо все они подвластны Его суду.

Затем, подобно тому, как воскресение тела Христова благодаря его личностному соединению со Словом является первым по времени, точно так же, как говорит глосса на слова [Писания] (1Кор. 15, 20, 23), оно предшествует по достоинству и совершенству Но то, что в высшей степени совершенно, всегда служит образцом тому, что менее совершенно подражает ему со стороны его модуса, и потому воскресение Христа является образцом нашего [воскресения]. И это нужно не Тому, Кто воскрес и не нуждается ни в каком образце, а тем, кто имеет воскреснуть в уподоблении Его воскресению, согласно сказанному [в Писании]: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филип. 3, 21). Но хотя действенность воскресения Христа простирается на воскресение равно добрых и злых, однако в качестве образца оно в строгом смысле слова простирается только на праведных, ставших, как сказано, подобными образу Его Сыновства (Рим. 8, 29).

Ответ на возражение 4. С точки зрения действенности, которая зиждется на божественной силе, причиной уничтожения смерти и возвращения жизни является как смерть Христа, так и Его воскресение. Но с точки зрения образца смерть Христа, посредством которой Он завершил смертную жизнь, является причиной уничтожения нашей смерти, тогда как Его воскресение, посредством которого Он стал началом жизни бессмертной, является причиной возвращения нашей жизни. Страсти же Христовы, как уже было сказано (48, 1), являются также причиной заслуги.

Раздел 2. Является ли воскресение Христа причиной воскресения душ?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что воскресение Христа не является причиной воскресения душ. В самом деле, Августин говорит, что «тела воскрешаются по Его человеческому произволению, а души воскрешаются Субстанцией Божества». Но воскресение Христа принадлежит не Субстанции Божества, а Его человечности. Следовательно, хотя воскресение Христа и является причиной воскрешения тел, тем не менее, похоже на то, что оно не является причиной воскресения душ.

Возражение 2. Далее, тело не воздействует на дух. Но Воскресение относится к Его умерщвленному смертью телу. Следовательно, Его воскресение не является причиной воскресения душ.

Возражение 3. Далее, тела всех людей имеют воскреснуть постольку поскольку воскресение Христа является причиной воскрешения тел, согласно сказанному [в Писании]: «Мертвые воскреснут нетленными» (1Кор. 15, 52). Но воскреснут не все души, поскольку, как сказано, «пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25, 46). Следовательно, воскресение Христа не является причиной воскресения душ.

Возражение 4. Кроме того, воскресение душ последует прощению грехов. Но оно было произведено страстями Христовыми, согласно сказанному [в Писании] о том, что Он отмыл «нас от грехов наших кровию Своею» (Откр. 1, 5). Следовательно, причиной воскресения душ является не столько воскресение Христово, сколько Его страсти.

Этому противоречат слова апостола о том, что Он «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4, 25), что есть не что иное, как воскресение душ; и глосса на [слова псалма]: «Вечером водворяется плач» (Пс. 29, 6), говорит: «Воскресение Христа есть причина нашего – ныне души и в будущем тела».

Отвечаю: как уже было сказано, воскресение Христа действует силою Божества, и эта сила простирается не только на воскрешение тел, но и на воскресение душ, поскольку по установлению Божию душа жива благодатью, а тело живо душой. Поэтому воскресение Христа является инструментально действенным не только в отношении воскрешения тел, но и в отношении воскресения душ. И точно так же в отношении воскресения душ оно является образцом, поскольку мы в своих душах должны уподобиться воскресшему Христу В самом деле, по словам апостола, «как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни», и как Он, «воскреснув из мертвых, уже не умирает... так и нам надлежит почитать себя мертвыми для греха318, живыми же для Бога» (Рим. 6,4– 11).

Ответ на возражение 1. Когда Августин говорит, что воскресение душ является деянием Субстанции Бога, то имеет в виду сопричастность, поскольку души станут добрыми и праведными только через причастность божественной благости и непричастность чему-либо сотворенному Поэтому сказав, что души будут воскрешены божественной Субстанцией, он добавляет, что душа благословится через причастность Богу, а не через причастность святой душе. Наши же тела прославятся через причастность славе тела Христа.

Ответ на возражение 2. Действенность воскресения Христа простирается надуши не посредством какой-либо особой силы Его воскресшего тела, а посредством силы личностно соединенного с ним Божества.

Ответ на возражение 3. Воскресение душ принадлежит заслуге, которая последует оправданию, тогда как воскрешение тел определено к наказанию или награде, которые последуют суду Судии. Но Христу надлежит не оправдывать всех людей, а судить их, и потому Он воскрешает всех в отношении их тел, а не в отношении их душ.

Ответ на возражение 4. Оправдание душ обусловливается двумя вещами, а именно прощением греха и обновлением жизни по благодати. Поэтому в отношении упомянутых вещей Страсти и Воскресение равно являются причиной оправдания со стороны действенности, которая зиждется на божественной силе. Но со стороны образца страсти и смерть Христовы в строгом смысле слова являются причиной прощения вины, благодаря которому мы умираем для греха, тогда как воскресение Христа является причиной обновления жизни, которое происходит через правосудность или благодать, в связи с чем апостол говорит, что Он был «предан» смерти «за грехи наши», то есть для отпущения их, «и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4, 25). Кроме того, страсти Христовы, как уже было сказано (48, 1), являются причиной заслуги.

* * *

314

De Eccl. Hier. VII.

315

De Fide Orth. IV.

316

Metaph. II, 2.

317

De Coel. Hier. XIII.

318

В каноническом переводе: ≪Так и вы почитайте себя мертвыми для греха≫.


Источник: Сумма теологии. Часть III-II. Вопросы 27-59. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2013. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-632-2 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle