Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Глава 101. О том, что Божье блаженствосам Бог

Из этого ясно, что Божье блаженство – сам Бог.

В самом деле, его блаженство – это его мыслительная деятельность, как было показано (1, 100).Но еще выше мы показали, что мышление Бога есть сама его субстанция (1, 45). Следовательно, блаженство Бога есть его субстанция.

И еще. Блаженство, как последняя цель, – это главный предмет воли всякого, кто от природы способен им обладать или обладает. Но выше было показано, что главный предмет воли Бога – его сущность (1, 74). Следовательно, его сущность есть его блаженство.

К тому же. Каждый подчиняет своему блаженству все, чего он хочет [как средства – цели]. Само блаженство – единственное, чего желают не ради другого; оно – предел движения желания, которое постоянно желает одного ради другого; оно не дает [желанию уйти в дурную] бесконечность. Поскольку Бог хочет всех прочих вещей ради своей благости (1,75), которая есть его сущность, постольку он сам тождествен своему блаженству в той же мере, как своей сущности и своей благости (1, 21. 28).

Кроме того. Невозможно, чтобы существовали два высших блага: если бы одному из них недоставало чего-то, что есть у другого, и наоборот, то ни одно из них не было бы высшим и совершенным благом. Но Бог есть высшее благо, как показано выше (1, 41). И блаженство тоже есть высшее благо, как будет доказано ниже (III, 25 слл.), потому что оно есть конечная цель. Следовательно, Бог и блаженство – одно и то же. Следовательно, Божье блаженство есть сам Бог.


Источник: Сумма против язычников / Фома Аквинский; [пер. с лат. и примеч. Т. Ю. Бородай]. : В 2-х Кн. - М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. / Кн. 1. - 440 с. ISBN 5-94242-008-4

Комментарии для сайта Cackle