VIII. Мария
Собрав отдельно, по педагогическим причинам, утверждения Учительства о Марии, мы хотели подчеркнуть Ее важность как в Домостроительстве спасения, так и в Домостроительстве благодати. В догматических определениях относительно мало мест, говорящих о Марии прямо. Учение о Ее Богоматеринстве чаще всего связано с христологией. Поэтому здесь нужно было бы повторить все важные документы главы VII187. Со своей стороны, основываясь на патриотическом предании, которое в Средние века и в Новое время было мало известно, II Ватиканский Собор подчеркнул связь, соединяющую Марию и Церковь, и Ее роль Новой Евы для судьбы человечества. Отцы Церкви посвятили Марии несколько параграфов в Догматической конституции Lumen gentium (глава IX).
Наша глава о Марии является только дополнением к двум другим: здесь собраны тексты, касающиеся тайн, которые предшествовали Богоматеринству Марии и следовали за ним: избавления от первородного греха (Непорочное Зачатие) и от всех других грехов, Девства, Успения, а также некоторых аспектов роли Марии в Домостроительстве Воплощения. В самом деле, стать Матерью Воплощенного Слова заключалось для Марии не в том, чтобы быть материальным посредником, который обеспечил бы Христу телесное существование. Мария была Матерью Спасителя во всей духовной силе этого слова – Она помогала Ему в деле Спасения. Чтобы быть способной достойно участвовать в этом деле, Ей нужно было заранее, по предвосхищению, получить плоды Искупления: Свою чистоту и полноту благодати.
Неразрывно и исключительным образом связанная с Искупителем, Мария активно присутствовала при всех тайнах Спасения, начиная с принятия Благой Вести и вплоть до последнего согласия, о котором свидетельствует Ее неколебимая верность во время Страстей.
Учение Церкви, особенно в некоторых энцикликах последних понтификатов, неоднократно формулировало роль Пресвятой Девы в посредничестве в благодати, и христиане часто обращались к Марии, как к «посреднице», но II Ватиканский Собор не пожелал применить эту формулировку в своем документе. Этот догмат еще не определен. Слово «посредничество» означает, что вся благодать, которую Бог сообщает нам благодаря заслугам Христа, даруется нам непосредственно или опосредованно через Заступничество Марии. Из этого никоим образом не следует нарушение действенности Единственного Посредника – Иисуса Христа. Именно от Его высшего Посредничества происходит совершенно особая Материнская роль Марии.
Учение Католической Церкви о Марии:
Мария – поистине Богоматерь: ХВ 294–295, 307, 313, 314, 322, 334;
осененная Святым Духом: ХВ 1, 5, 8/1, 19, 22, 30, 33, 308, 334, 393;
никак не потерявшая девства: ХВ 5, 19, 30, 33, 308, 312, 318, 334, 387, 393.
Она отлична от всех других человеческих существ Своим Непорочным Зачатием, то есть непричастностью к первородному греху: ХВ 280, 389, 390, [394J, 395, [396], 397;
и ко всякому другому: ХВ 407, 605.
Помогая единению верующих со Христом, Она – Мать в Домостроительстве благодати: ХВ 510/24, 510/25, 510/26.
Она – Посредница благодати, заслуженной Христом, Единственным Посредником: ХВ 399, 405–406, 510/26.
Она – образ Церкви: ХВ 510/27.
Она была взята на Небо с телом и душой: ХВ 408–410.
Символ Епифания
(374 г.)
Развивая Никейский Символ, Символ Епифания вносит первое официальное уточнение Приснодевства Марии.
ХВ 5
Послание папы Сириция Римского Анисию Фессалоникийскому188
(392 г.)
В Риме проходил диспут по поводу Приснодевства Марии между Гельвадием и Говиньином, с одной стороны, и Иеронимом и Амвросием – с другой. Этот спор показывает различное понимание ценности девства. Именно в этом контексте Боносий, епископ Сардика (Софии) (ум. в нач. Vв.), утверждал, что после рождения Христа Мария не сохранила девства, а родила других детей – «братьев Иисуса». Епископы Иллирии, собравшись в Фессалониках, осудили это заблуждение и обратились к Риму для окончательного решения спора.
Ответ Сириция не содержит окончательного определения, но свидетельствует о единодушном мнении Церкви. Основания, на которые опирается папа, позаимствованы из проповедей и трактатов Амвросия Медиоланского (ок. 340–397), который осуждал эту ересь, особенно в De virginibus189. По этому поводу будет отмечено, что вовсе не сама по себе супружеская связь рассматривается как «пятно»; утверждение исходит из того факта, что девственное тело, породившее Христа, могло быть уготовано только для Него Одного.
(387) Разумеется, мы не можем отрицать, что Ваше Святейшество поступили правильно, порицая учение о сыновьях Марии, и что Вы имели основания твердо отвергнуть идею, что из одного и того же девственного чрева, из которого родился Христос по плоти, могло произойти еще какое-либо дитя. Никогда Господь не избрал бы рождение от Девы, если бы полагал, что она столь нецеломудренна, чтобы осквернить семенем человеческого союза место, из которого родится Тело Господа, этот Дворец Вечного Царя. Тот, кто так утверждает, делает не что иное, как возвращается к неверию иудеев, говорящих, что Он не мог родиться от Девы. Если мы примем мнение их священников, согласно которому у Марии было несколько детей, то мы с величайшим усердием будем разрушать истину веры.
Послание папы Льва Великого Флавиану, епископу Константинопольскому190
(13 июня 449 г.)
Излагая догмат о Воплощении, Послание уточняет, что Мария осталась девственной, разрешавшись от бремени, так же, как это произошло при Зачатии.
ХВ 308, 312
II Константинопольский собор (V Вселенский)191
8-я сессия (2 июня 553 г.)
Вновь возвращаясь к александрийскому богословию, касающемуся Воплощения, Собор еще раз подтверждает верование, отныне общее, в Богоматеринство и Приснодевство Марии.
ХВ 308, 322
Латеранский собор192
(31 октября 649 г.)
Осуждая ересь монофилизма, Собор папы Мартина I впервые явным образом разъясняет «моменты» Девства Марии.
ХВ 334
Конституция «Cum Praeexcelsa» папы Сикста IV
(24 февраля 1477 г.)
Невозможно здесь изложить всю историю христианского предания о Непорочном Зачатии. Именно в этом направлении ориентировались первые века, когда называли Марию Новой Евой. Затем размышления и молитвы обратились к Марии как к Пресвятой. В развитии этого направления особую роль сыграл Восток. В VIII в. Зачатие Марии отмечалось как праздник. В Средние века существовали сторонники и противники предания о Непорочном Зачатии: Бернард Клервосский (1090–1153), Фома Аквинский (1225–1274), Бонавентура (1221–1274) были по этому вопросу весьма сдержанны, в отличие от Дунса Скота (ок. 1270–1308). Большое влияние на развитие этого верования оказал Базельский Собор. На своей 36-й сессии 17 сентября 1439 г., когда он находился в расколе, Собор определил Непорочное Зачатие как догмат. Споры между западными богословами продолжались. В 1476 г. на одобрение папы Сикста IV были представлены Месса и служба, посвященные Непорочному Зачатию, составленные францисканцем Леонардом из Ногаролиса. Папа в своей Конституции Cum praeexcelsa предоставил индульгенции служащим их. Здесь воспроизводится только утверждение о Непорочном Зачатии, которое служит преамбулой и первым официальным свидетельством Церкви по этому вопросу.
(389, 1400) Когда мы всматриваемся с набожным почтением в непревзойденные знаки заслуг, благодаря которым Царица Небес, Преславная Мария, Матерь Божия, вознесенная в небесные высоты, сияет среди звезд как утренняя звезда, ...мы считаем, что достойно, или, скорее, что должно, пригласить всех верных Христа, ради прощения и отпущения их грехов, воздать благодарения и хвалы Богу за чудесное Зачатие Непорочной Девы. Его Провидение, от века предвидя смирение этой Девы, желая примирить человеческую природу, подверженную смерти после падения первого человека, с ее Создателем, сделало Ее обителью Своего Единородного Сына, образовав Его Святым Духом; от Нее Он смог взять плоть нашего смертного состояния, чтобы искупить Свой народ, и тем не менее Она осталась Девой и после рождения. Мы призываем верных совершать Мессу и другие богослужения, учрежденные для этой цели в Церкви Божией, и присутствовать на них, чтобы, заслугами и заступничеством Этой же Девы, они получали больше Божественной благодати.
Конституция «Grave Nimis» папы Сикста IV
(4 сентября 1483 г.)
В 1480 г. новая служба и новая Месса, начальная молитва которой входит в современную Мессу в честь Непорочного Зачатия, были одобрены папой Сикстом IV. Противникам привилегий Марии, объявлявшим их проповедь незаконной, папа отвечает Конституцией Grave nimis; здесь мы приводим ее вторую редакцию. Это решение уточняет направление, которого с этого момента будет придерживаться Святейший Престол.
(390, 1425) Святая Римская Церковь публично отмечала торжество Зачатия Непорочной и Приснодевы Марии, и, учредив по этому поводу специальное и особое богослужение, некоторые проповедники разных орденов, как нам говорили, не постыдились в своих публичных проповедях к народу различных городов и местностей дойти до утверждения – и они не перестают проповедовать его каждый день, – что все те, кто придерживается или защищает мнение, что Преславная и Непорочная Матерь Божия была зачата без пятна первородного греха, смертельно грешат или впадают в ересь; что верные, которые совершают богослужение Ее Непорочного Зачатия, которые слушают проповеди тех, кто утверждает, что Она была зачата без этого пятна, тяжко грешат...
(1425) Настоящим Мы в силу Нашей апостольской власти отвергаем и осуждаем эти домыслы как ложные, отмеченные заблуждением и совершенно противные истине, равно как и упомянутые выше книги, в которых они содержатся. Мы также порицаем тех, кто дерзнет утверждать, что сторонники противного мнения, согласно которому Преславная Дева Мария была зачата с первородным грехом, виновны в ереси или в смертном грехе, поскольку Римская Церковь и Святейший Престол еще не приняли решения по этому поводу.
Тридентский Собор (XXI Вселенский)193
5-я сессия (17 июня 1546 г.)
Декрет о первородном грехе194
Излагая догмат о первородном грехе, Тридентский Собор встал перед необходимостью решить вопрос, подвержена ли Мария действию закона, по которому каждый человек – грешник. Собор не задерживался на этом вопросе, но подтвердил свое полное согласие с учением папы Сикста IV об особой привилегии Марии [ХВ 390].
ХВ 280
6-я сессия (13 января 1547 г.)
Декрет об оправдании195
Рассматривая личный грех, даже повседневный, Собор ограничивается напоминанием о привилегии, дарованной Господом Марии, согласно общей вере Церкви.
ХВ 605
Конституция «Cum Quorundam Hominum» Папы Павла IV
(7 августа 1555 г.)
Вскоре после реформы стало появляться рационалистическое богословие, провозглашавшее приоритет человеческого разума над Откровением. Его критика традиционного догмата была особенно направлена против тайны Трех Божественных Лиц (унитаризм), Богоматеринства Марии и Ее Приснодевства. Папа Павел IV осудил унитаристов, впервые использовав применительно к Приснодевству три слова, ставшие с тех пор классическими: ante, in, post [до, во время, после].
(393, 1880) Своей апостольской властью Мы требуем и предупреждаем, что те, кто утверждает, что [Господь наш] не был зачат Святым Духом по плоти во чреве Блаженной и Приснодевы Марии, но что Он был, как другие люди, – от семени Иосифова... или что Эта же Блаженная Дева Мария не является действительно Матерью Божией и не сохранила полного девства до, во время и после рождения... вновь впадают в свои догматические заблуждения.
Булла «Ех Omnibus Afflictionibus» папы Пия V196
(1 октября 1567 г.)
Заблуждения Михаила Байюса
Учение Байюса о Марии является частью ригористской концепции врожденной ущербности человеческой воли, не признающей никаких исключений.
([394], 1973) 73. Никто, кроме Христа, не избавлен от первородного греха. Вот почему Блаженная Дева скончалась из-за унаследованного греха Адама; все Ее скорби в этой жизни, как и скорби других праведников, были наказанием за повседневные грехи или за первородный грех.
Послание «Sollicitudo Omnium Ecclesiarum»
Папы Александра VII
(8 декабря 1661 г.)
Папа Павел V в 1617 г. запретил публично высказывать сомнения относительно Непорочности Зачатия. Через пять лет папа Григорий XV распространил это запрещение на частные писания. По просьбе испанского короля Филиппа IV папа Александр VII отметил развитие культа Непорочного Зачатия и уточнил его смысл в терминах, почти идентичных догматическому определению папы Пия IX [ХВ 397].
(395, 2015) Древнее почитание Блаженной Девы Марии, Его Матери верными Христа, которые думают, что Ее душа в первое же мгновение ее сотворения и вселения в тело была, по особой благодати и особому благорасположению Бога и ввиду заслуг Иисуса Христа, Ее Сына, Искупителя рода человеческого, полностью сохранена не запятнанной первородным грехом и которые в этом духе почитают и торжественно отмечают праздник Ее Зачатия, не только не ослабло, но и число этих верных возросло... до того, что почти все католики приняли подобное воззрение.
(2017) Мы возобновляем конституции и декреты, опубликованные Римскими Понтификами... в пользу верования в то, что душа Блаженной Девы Марии была в момент своего сотворения и вселения в тело обогащена Святым Духом и сохранена от первородного греха.
Декрет Священной Канцелярии
(7 декабря 1690 г.)
Заблуждения янсенистов
Янсенизм продолжал распространяться и после осуждения Августинуса в 1653 г. [ХВ 635–639]. При папе Александре VII Рим был вынужден осудить тридцать одно заблуждение, содержащееся в писаниях янсенистов. Одно из них отрицало непричастность Марии к первородному греху:
([396], 2324) 24. Приношение двух голубков, которое Блаженная Дева Мария совершила во Храме в день Своего очищения, – одного во всесожжение, а другого за грех, – достаточно подтверждает, что Она нуждалась в очищении и что Сын, Который был принесен, также был запятнан, по мнению Закона, пятном Своей Матери.
Булла «Ineffabilis Deus» Папы Пия IX
(8 декабря 1854 г.)
В 1708 г. папа Климент XI установил обязательный праздник Непорочного Зачатия Марии обязательным для Вселенской Церкви. Папа Пий IX, опираясь на всеобщее согласие Церкви, сделал его догматом веры. Действительно, начиная с 1840 г., французские прелаты требовали определения этого догмата. В 1849 г., в ответ на запрос папы, большое число епископов признали ее. Ineffabilis Deus, явно опираясь на документ папы Александра II [ХВ 395], утверждает, что ни в один момент своего существования Мария не находилась под властью греха: предвосхищая Искупление, особой милостью Бога Она была освобождена от первородного греха.
Этот документ положил начало столетию папских разъяснений (энциклик, речей и т. д.), в которых иногда духовный стиль скрывает под собой богословские и вероучительные рассуждения.
(397, 2803) ...Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным.
(2804) Вот почему, если бы были люди – дай Бог, чтобы таких не было, – у кого хватило бы самомнения иметь чувства, противоположные тому, что Мы только что определили, пусть ясно сознают, что они сами себя осуждают своим мнением, что они потерпели крушение в вере и отделились от единства Церкви и что, кроме этого, самим этим фактом они навлекают на себя наказания, налагаемые правом, в случае, если они дерзнут словом, писанием или каким бы то ни было внешним знаком проявить то, что они думают внутри себя.
Энциклика «Octobri Mense» Папы Льва XIII
(22 сентября 1891 г.)
Учение о Посредничестве благодати выражает понимание христианами особой роли Марии в Божественном замысле Спасения. Выражаясь в различных формах, эта роль является в Церкви традиционной. В XIX в. Папа Лев XIII уточнил ее во многих документах; тот документ, отрывок из которого мы приводим здесь, был опубликован по поводу месяца Розария.
(399, 3274) Когда Вечный Сын Божий восхотел ради Искупления и чести человека принять человеческую природу и осуществить своего рода мистический союз со всем человеческим родом, Он не сделал этого прежде, чем Мать, Которую Он Себе избрал, не дала Своего свободного согласия. В каком-то смысле Она представляла весь род человеческий, согласно знаменитому и совершенно истинному мнению св. Фомы Аквинского: «В момент Благовещения согласие Девы ожидалось вместо согласия всей в целом человеческой природы»197.
Это позволяет утверждать с не меньшей истинностью и верностью, что абсолютно ничто из этого безмерного сокровища всякой благодати, дарованной Господом, – ибо «благодать и истина произошли через Иисуса Христа» [Ин 1, 17] – ничто не дано нам, по воле Божией, иначе как через Марию. Как нельзя прийти к Вышнему Отцу иначе, как только через Сына, в какой-то мере подобным образом к Сыну можно прийти только через Его Мать.
Энциклика «Ad Diem Illum» Папы Пия X
(2 февраля 1904 г.)
Опубликованная по случаю 50-й годовщины определения Непорочного Зачатия [ХВ 397], эта энциклика одновременно является вершиной и поворотным пунктом в мариологическом размышлении Учительства. Здесь папа более точно определяет христологические основания посреднической роли Марии.
(405, 3370) Следствием этой общности страдания и чувств между Марией и Иисусом является то, что Мария «вполне заслужила того, чтобы стать восстановительницей падшего человечества»198, и потому распределительницей всех сокровищ, которые Иисус приобрел для нас Своей смертью и Своей Кровью. Разумеется, мы не отрицаем, что распределение этих сокровищ является собственным и особым правом Иисуса Христа, ибо они суть плоды Его смерти, а Он Сам по Своей природе – Посредник между Богом и людьми. Тем не менее, по причине этой общности страданий и скорбей между Матерью и Сыном, о которых мы говорили, этой Царственной Деве было дано «быть около Единственного Сына всесильной посредницей и заступницей всего мира»199.
Поэтому источник – Христос, «от полноты Которого все мы приняли» (Ин 1, 16), «из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, получает приращение для созидания самого себя в любви» [Еф 4, 16]. Но Мария, как справедливо отмечает Бернард, есть «мост»200, или, если хотите, шея, соединяющая тело с Главой и передающая телу силу и могущество головы. «Она – шея нашего Главы, благодаря которой Его мистическому Телу сообщаются все духовные дары»201.
(406, 3370) Потому очевидно, что мы отнюдь не приписываем Богоматери силу, производящую сверхъестественную благодать, силу, которая исходит от одного Бога. Однако, поскольку Мария распространяет ее на всех й поскольку Она соединена Христом с Искупительным Деянием, Она заслужила нам de congruo (по соответствию), как говорят богословы, то, что Христос заслужил нам de condigno (по достоинству), и Она есть высший служитель распределения даров.
Энциклика «Mystici Corporis» Папы Пия XII202
(29 июня 1943 г.)
Эта энциклика, которая глубоко анализирует сущность Церкви, оканчивается обобщающим размышлением о важности [роли] Марии в истории Искупления.
(407) Да исполнит Дева, Матерь Божия, Достопочтенные Братья, Наши желания, которые также и ваши, и да поможет нам всем достичь истинной любви к Церкви! Да услышит нас Дева Мария, чья Пресвятая душа была больше, чем все другие творения вместе взятые, исполнена Божественного Духа Иисуса Христа; Она, согласившаяся на то, чтобы «вместо всей в целом человеческой природы» «духовный брак соединил Сына Божия и человеческую природу»203. Именно Она посредством чудесного рождения произвела на свет Господа нашего Христа, Источника всякой небесной жизни и уже от Ее девственного чрева облеченного достоинством Главы Церкви; именно Она представила Его, младенца, первым евреям и язычникам, которые первыми пришли поклониться Ему как Пророку, Царю и Священнику. Кроме того, Ее Единственный Сын, уступая материнским прошениям, совершил в Кане Галилейской восхитительное чудо, через которое «уверовали в Него ученики Его» [Ин 2, 11]. Именно Она, будучи свободна от всякого греха, будь то личного или наследственного, и теснейшим образом соединена со Своим Сыном, представила Его на Голгофе Вечному Отцу, принеся вдобавок во всесожжение Свои права и Свою любовь Матери, подобно новой Еве, за всех сыновей Адама, несущих на себе печать первородного греха; и так Та, Которая была телесно Матерью Главы нашего, стала духовно Матерью всех Его членов, посредством нового достоинства страдания и славы. Это Она своими могущественными молитвами добилась того, что Дух Божественного Искупителя, уже дарованный на Кресте, был излит в день Пятидесятницы как чудесный дар нарождающейся Церкви. Наконец, это Она, претерпев безмерное страдание души, исполненной силы и доверия, больше, чем все другие христиане, истинная Царица мучеников, «восполнила недостаток ... скорбей Христовых... за Тело Его, которое есть Церковь» [Кол 1, 24].
Апостольская Конституция «Munificentissimus Deus» Папы Пия XII
(1 ноября 1950 г.)
Приблизительно через 100 лет после публикации догмата о Непорочном Зачатии [ХВ 397] папа Пий XII дал определение взятия Марии, в теле и душе, в Небесную Славу. Апостольская конституция, которая оставила открытым вопрос, умерла Мария или нет, рисует общую картину истории этого верования начиная с VIв., показывая, как Церковь постепенно приходила к его осознанию, выделяя эту истину из основных данных Откровения, касающихся Марии. Мы приводим здесь синтез этой богословской аргументации [ХВ 408–409], которая служит мостом между историческим очерком и определением, а затем сам текст определения [ХВ 410].
(408, 3900) Все эти аргументы и рассуждения Отцов и богословов основываются на Писании как на последнем основании; оно дает нам каким-то образом видеть Царственную Матерь Божию тесно соединенной со Своим Божественным Сыном и всегда разделяющей Его участь. Поэтому кажется невозможным видеть Ту, Которая зачала Христа, родила Его, питала Его Своим молоком, держала в Своих руках и прижимала к Своей груди, отделенной от Него после этой земной жизни если не душой, то хотя бы телом. Поскольку наш Спаситель – Сын Марии, Он, столь совершенно подчинившийся Божественной воле, не мог не воздать чести не только Вечному Отцу, но и Своей Возлюбленной Матери. И поскольку Он мог оказать Ей эту великую честь, сохранив Ее от тления и смерти, следует верить, что Он это сделал.
Нужно особенно помнить, что начиная со II в. Дева Мария всеми Отцами представляется как Новая Ева, подчиненная, без сомнения, Второму Адаму, но и теснейшим образом соединенная с Ним в этой битве с адским врагом, в битве, которая, как она предвозвещена в Протоевангелии, должна закончиться полной победой над грехом и смертью, всегда связанными между собой в Апостольских посланиях к народам [Рим 5 и 6; 1Кор 15, 21–26, 54–57]. Вследствие этого, поскольку славное Воскресение Христово стало главной частью и последним трофеем этой победы, то нужно было, чтобы битва, ведомая Девой Марией, соединенной с Ее Сыном, окончилась прославлением Ее девственного тела; и разве тот же Апостол не говорит: «Когда же... смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» [1Кор 15, 54]?
(3902) Так и Царственная Матерь Божия, таинственным образом соединенная с Иисусом Христом «в одном и том же Замысле»204 предопределения, Непорочная в Своем Зачатии, Пречистая Дева в Своем Богоматеринстве, великодушная спутница Божественного Искупителя, Который одержал полное торжество над грехом и его последствиями, наконец достигла как высшего увенчания Своих привилегий сохранения от могильного тления и была взята с душою и телом в Небесную Славу, чтобы сиять там Царицей одесную Своего Сына, Бессмертного Царя веков [1Тим 1, 17].
(409) Вселенская Церковь, в которой живет Дух Истины, непогрешимо направляющий ее, дабы она достигла познания явленных истин, на протяжении веков по-разному проявляла свою веру; епископы всего мира почти единодушно просят о том, чтобы истина о взятии Блаженной Девы Марии на Небо в теле была определена как догмат божественной и католической веры, как истина, опирающаяся на Священное Писание, укорененная в сердце верных, проявляемая с самых далеких времен в культе Церкви, полностью согласная с другими явленными истинами, прекрасно разъясненная и представленная трудами, знаниями и мудростью богословов. По этим причинам мы считаем, что настал момент, предвиденный Замыслом Божественного Провидения, торжественно провозгласить эту славную привилегию Блаженной Девы Марии.
(410, 3903) После многих наших молитвенных обращений к Богу, призывания света Духа Истины, ради славы Всемогущего Бога, Который излил на Деву Марию щедроты совершенно особого благоволения, ради чести Ее Сына, Бессмертного Царя веков и Победителя греха и смерти, для большей славы Его Царственной Матери и для радости и ликования всей Церкви, властью Господа нашего Иисуса Христа, блаженных Апостолов Петра и Павла и нашей собственной властью, Мы утверждаем, Мы заявляем и Мы определяем как Божественно явленный догмат, что: Непорочная Матерь Божия, Приснодева Мария, закончив путь Своей земной жизни, была взята с телом и душой в Небесную Славу.
(3904) Вследствие этого, если кто-либо, не дай Бог, дерзнет добровольно поставить под сомнение то, что было Нами определено, пусть знает, что он полностью оставил божественную и католическую веру.
* * *
В частности, Послания Кирилла Александрийского [ХВ 294–295], Халкидонский Символ [ХВ 313], Послания папы Иоанна II сенаторам Константинополя [ХВ 314], Толедский Символ [ХВ 348, 352–353]. Другие, более подробные документы будут приведены в этой главе.
PL 13, 1177 В.
PL 16, 187–232.
Ср. введ. к ХВ 308.
Ср. введ. к ХВ 317.
Ср. введ. к ХВ 332.
Ср. введ. к ХВ 148.
Ср. введ. к ХВ 274.
Ср. введ. к ХВ 554.
Ср. введ. к ХВ 619.
ФОМА АКВИНСКИЙ, Summa theol. Ill, q. 30, a. 1.
ИДМЕР КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ, De excellentia Virginis Mariae, с. 9: PL 159, 573 D.
ПИЙ IX, Булла Inneffabilis Deus: Acta Pii IX, ч. I, т. 1, с. 617.
БЕРНАРД КЛЕРВОССКИЙ, Sermo in nativitate В. V. Virginis: De aqueductu, 4: PL, 183, 440.
БЕРНАРДИН СИЕННСКИЙ, Quadragesimale de evangelio aeterno, sermo 10, art. 3, с. 3: éd. Colleg. S. Bonav., Quaracchi 1956, т. 4, с. 555.
Ср. введ. к ХВ 497.
ФОМА АКВИНСКИЙ, Summa theol. III, q. 30, a. 1.
ПИЙ IX, Булла Ineffabilis Deus: Acta Pii IX, ч. I, т. I, с. 599.