Приложения
Символика изображений и одеяний Ангелов
Священное Писание повествует, что перед неприступной славой Божией всегда предстоят семь Ангелов высочайшего чина: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил60. Из них главнейшим является святой Архистратиг Михаил. Он первый восстал против отпавшего Денницы,призвал на брань с ним прочих Ангелов и, по низвержении ставших, не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих и за дело спасения рода человеческого. Поэтому он часто изображается в воинских доспехах, с копьем или мечом в руке.
Все Ангелы имеют крылья, обозначающие их отрешение от всего земного и чувственного, несмотря на их близость к нам. Кроме того, крылья есть образ быстроты и пламенной ревности в исполнении воли Божией. Наконец, крылья указывают на готовность Ангелов служить людям и охранять их своим покровом. Крылья Серафимов, закрывающих свои лица и ноги, говорят о том благоговении, смирении, страхе и трепете, с какими они предстоят лицу Божию.
Очень часто можно видеть на иконах в руках Ангелов жезл и круг называемый сферой. В середине этого круга – слова «ГДЬ» или «IС ХС». Это символизирует сферу их жизни, то есть Бога.
Одежды Ангелов на иконах разнообразны: иногда они изображаются в хитонах и плащах, как апостолы или пророки, и тогда на плечах их – клав, как у небесных посланников. Иногда их хитоны богато украшены золотом вокруг шеи и по подолу, иногда как высших слуг Небесного Царя их пишут в одеждах ближайших царских сановников, по типу византийского двора, и тогда они имеют широкий длинный орарь, перекрещивающийся на груди61.
* * *
Подробное описание их служения см.: Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского. Месяц март, 26 число,
Его название – «лор».