архим. Антоний

Источник

Силы, мучащие невидимых мучителей. Чудо 9-е

Радуйся, невидимых врагов мучение

В Ильинский монастырь однажды из стран польских пришел некто Михаил. Одержимый нечистым духом, здесь, силою благодати, исходящей от образа Пресвятой Богородицы, он был избавлен от той болезни. Непрестанно величая благодетельницу Пресвятую Богородицу, он немалое время прожил, неся тяжелое послушание, в Ильинском монастыре.

Беседа 9-я

Много было мучителей которые изобретали разнообразные способы мучений. Так, одни из них употребляли меч, другие – огонь, третьи – раскаленных волов и сковороды, иные – кипящую смолу и масло и некоторые – утопление в водах. «Проидохом сквозь огнь и воду», – говорили св. мученики. Но ни один мучитель так не свиреп, как диавол, и самая страшная казнь слабее муки духа лукавого, который, чтобы погубить человека, многократно ввергает его в огнь и в воду. Немалочисленны, утверждают, будут адские мучения, а именно – огонь неугасимый, скрежет зубов, червь неусыпающий и др. Но и сии не дают еще подходящего понятия о демонах, ибо говорится, что одно видение их хуже всякого мучения. Кто же может умучить сих страшных и злых мучителей, а также избавить от истязаний их? Может Пресвятая Дева Мария. Ярился Авимелех на братьев, – и избил их (Суд.9:5), на Сихем, – и сожег его (Суд.9:49), на Фивис, – и обложил его (Суд.9:50), и кто не побоялся его гнева, когда все, разбежавшись, скрылись и, взойдя в укрепления, защищались? Не убоялась одна женщина, которая потом укротила и попрала его ярость: жена сия сверже умолок жерновный на главу Авимелеха, и сокруши ему темя (Суд.9:53). Вот образ Благословенной в женах, Которая камнем – Христом поразила голову адского Авимелеха, нас убивающего, – ибо он человекоубийца искони (Ин.8:44), и опаляющего нас огнем искушений, – ибо от юности нашей искушает нас враг и распаляет страстями, и окружившего нас своим уловлением чрез положение сетей соблазнов при путях наших. Умалчиваю я здесь об Иаили, которая пробила голову Сисарре (Суд.4:21), не беседую и об Иудифи, обезглавившей Ассирийского вождя Олоферна (Иуд.13:8). Обе сии жены были прообразами Девы Марии, стершей голову мучителя. Иным бес – язва, а Дева Мария бесам – рана: радуйся, бесов многоплачевный струпе (Акаф. Ик. 2); иных смущают лукавые духи, а Она, осененная Святым Духом, мучит их самих, ибо они вопили к Сыну ее пришел еси прежде времени мучити нас. (Мф. 8:29) – Итак, все, боясь бесовского мучения, прибегнем к Ней, взывая «О Всепетая, грядущего нас изми мучения!"

Нравоучение 9-е

О человеке, проводящем дни в грехах, можно сказать, что он страдает от духа нечистого, ибо нигде так последний не любить жить, как в членах блудных. Когда Рафаил советовал Товии взять в жену Сарру, Товия сказал: слышах аз, яко отроковица дана бе седми мужем, и вси в невестнице погибоша (Тов.6:14). Ангел, ответил ему, что демон имеет власть только над теми, которые, женясь, отгоняют от себя и своего ума Бога и, подобно коню и лошаку, прилепляются к блуду. Но только ли над теми, на которых указывает Ангел, имеет власть диавол? Не имеет ли он власти и над другими грешниками – гордыми, завистливыми, гневливыми, сластолюбивыми, пьяницами и другими? Поистине имеет, потому что в Апостоле пишется: творяй грех от диавола есть (Ин.8:34). Преимущественно же он властвует над прелюбодеями, ибо сим свойственно быть его жилищем.

Когда однажды Господь изгонял из бесноватого демонов, имя которых было легион, они просили Его не посылать их в бездну, но в бывшее тогда на берегу моря стадо свиней (Мк. 5:12). Когда Господь позволил, они из бесноватого перешли в свиней, – как бы в свойственный себе дом. Западные учители по поводу такого перехода задают себе для объяснения два вопроса. Во первых: «Почему гордые бесы не просят позволения войти в каких-либо великих и славных зверей, как то – львов, рысей, слонов, оленей и др., но непременно в бесславных свиней?» Во-вторых: «Почему Господь не отказал им, но тотчас приказал, тогда как ранее не восхотел исполнить ни одного из прошении их?» Просили, например, они, да камение хлебы будут (Мф. 4:4), да вержет Себе низу со крила церковного (Мф. 4:9), но не благоволил Он к их просьбам, войти же в свиней допускает». – На сие учители дают такое объяснение: «Всякое существо ищет себе подобного; бесы суть нечисты, ибо такими признает их Господь, сказав однажды: изыди, душе нечистый, от человека (Мк. 5:8); нечисты и свиньи, и валяются всегда в грязи; мясо их, как нечистое, в ветхом завете запрещалось употреблять в пищу. Посему-то нечистый и просит войти в нечистое, ибо подобное любит себе подобное. Итак, обрати внимание, где хочет жить бес – в существах нечистых и мерзких, ибо он любит нечистоту. Блаж. Августин говорит: «Христос повелел бесам войти в свиней для того, чтобы показать, что они живут в тех людях, которые подобно свиньям, валяются в греховных мерзостях». Кто же суть, живущие подобно свиньям? Поистине те, которые служат нечистоте телесной, ибо плотская страсть, делая всякое зло, уподобляет человека свинье. В таком человеке диавол живет, как бы в дому своем и такой человек ничем не различается от бесноватого, ибо он так же бесстыден, жесток и зол, как и бесноватый. – Где нечистота, там и бес. В сем убеждаемся мы из повести Проспера, который жил во времена бл. Августина. – В Карфагене жила одна из Аравии девица, которая носила иноческую одежду. Однажды ей пришлось увидеть статую языческой богини Венеры, изображенной в самом бесстыдном виде. С того времени в сердце девицы зародилась нечистая блудная мысль, которой наслаждаясь и соизволяя, она возгорелась похотью плоти. Тогда вошел в нее бес и, поселившись, стал мучить. Итак, если вертепом разбойнику-диаволу служит одно уже нечистое помышление, то что сказать об исполненном деле. – Слыша это, устрашимся, братья, чтобы также не пострадать; будем хранить себя от нечистоты и очистим себя от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2Кор.7:1), и соревнуем тем, которые за сохранение целомудрия претерпели смерть.

Приложение

Одна христианская девица была захвачена гонителями и приведена к князю их на поругание. Отличаясь красотой и благонравием, пламенно и со слезами молилась она владыке Христу, чтобы Он сохранил ее от нечестивого мучителя в чистоте и непорочности. Бог услышал молитву и внушил ей такую мысль.

Когда прельщенный красотой нечестивый князь остался с нею наедине, она ласково сказала ему – «Вижу, господин мой, что с сего дня я сделаюсь твоей женой и управительницей твоего имущества. Любя тебя, прошу остави меня в эту ночь, а завтра я скажу тебе одну удивительную вещь». – «Какая же это вещь?» спросил он. – Она отвечала: «Я знаю и могу дать такую траву, которую если будешь иметь при себе, то никакое оружие – ни меч, ни стрелы не причинят тебе ни малейшего вреда». – Он сказал: «Ты утром дашь мне эту траву, а теперь останься со мною». – «Нет», отвечала она, «эта трава тогда только чудодейственна, когда дана будет рукою целомудренной девицы – иначе же не будет иметь никакой силы». – Князь охотно согласился. Утром же сказал ей. «Иди и покажи мне траву» Они пошли в сад. Девица, поискавши, берет какую-то траву и, подавая, говорит: «Вот та трава». – «А как узнать мне, что ты говоришь правду?» – Она же, помазав травою свою шею, говорит: «Возьми обеими руками острый меч, и со всего размаха, сколько есть силы, ударь им меня, – и ты убедишься, что меч твой нимало мне не повредит». – Поверив ее словам, он так и сделал: ударил мечом по шее и отсек ей голову. Заскрежетал зубами идолопоклонник, догадавшись, что осмеян умною девицею, которая таким образом целомудренною отошла к своему небесному Жениху – Христу, подав пример хотящим сохранить в чистоте девство.

О, окаянная наша нечистота! ибо мы не хотим доблестно перенести даже малых страданий, тогда как вышеуказанная девица претерпела смерть ради сохранения девства.


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle