архим. Антоний

Источник

Узорешительство. Чудо 8-е

Разрешила ecи соуз человеческий древнего осуждения, тем же молю Тя, Богородительнице, разреши всяк соуз злобный сердца моего связавши мя, Пречистая, Божественною любовью Зиждителя (Октоих в четв. на нов. песнь 8-я)

Близ Чернигова была весь, называемая Холявин. В той веси был бесноватый человек, по имени Ермолай. Однажды, в неделю св. Духа, он был приведен в Ильинский монастырь к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. По причине бывшей в нем страшной демонской силы на время Божественной литургии он был привязан на паперти церковной. По окончании службы больной силою Богородичною был разрешен от бесовских уз.

Беседа 8-я

Если кто находится в узах и хочет от них освободиться, выслушай. Пресвятая Мария разрешает узы и дает свободу. Привязал некогда Олоферн Ахиора руками к дереву, и кто же его отвязал? Город Ветилуя. Снизшедши сынове Израилевы от града своего сташа над ним, и разрешивше его, введоша в Ветилую (Иудифь 6:14). Ветилуя же есть образ Богородицы, ибо как сей город был неодолим врагами, так не могут одолеть Богородицу все хулящие Ее, и как рука Ветилуйской женщины отсекла голову Олоферну, так Богородица обезглавила князя тьмы, и как жители Ветилуи освободили Ахиора от дерева, так точно предстательство Богородицы освобождает связанных адским олоферном. Счастлив ты, Ахиор, что связан близ Ветилуи, прообразовавшей Пречистую Матерь Иисусову: ибо получил ты разрешение от сени Её. Счастливы тем более мы, приближающиеся к Ней Самой, чрез которую надеемся свергнуть все узы. Невидимый враг каждого из нас связывает то недугом, то страстями. Связывает недугом как вышеуказанного человека; да и в Евангелии говорится об одной женщине много лет связанной сатаною. Сию дщерь Авраамлю сущу, юже связа сатана се осмоенадесяте лето, не достояше ли разрешитися ей от юзы сея? (Лк.13:16). Опутывает враг нас страстями, распростерши сети свои на весь мир и, как видел св. Антоний, от земли до неба ими уловляет нас, подобно птицам. Св. Амвросий говорит – «Как птица, душа наша уловляется многоразличными способами силок в золоте, сеть в серебре, западня в имении, узы в любодеянии. Ища золота, – уловляемся, стремясь к приобретению серебра, – уловляемся, наследуя имение, – затягиваемся и, прельщаясь женской красотой, – связываемся. Посему и плачет Иеремия: ловяще уловиша мя, яко врабия, врази мои туне (Плач. 3:52). Что сделаем, быв в таких узах? Призовем Богородицу и Ею, подобно Ахиору Ветилуей, будем разрешены. Ветилуей прообразуется дева; но какая дева, кроме Девы Марии, так сильна разрешать узы? Она одна имеет власть вязать и решать. Но кого Она вяжет и кого разрешает? Вяжет на земле пеленами Сына Божия, вяжет и в небе молитвами. И насколько связала на земле, настолько связан Он на небе, ибо молитвами связывает Его так, что не может Он даже поднять Своей руки, чтобы казнью поразить грешника. И если бы Она не связывала Его матерними молитвами, то душа наша вселилась бы в ад: Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? кто же бы сохранил до ныне свободны (Троп. Богор.). Кого сия Узорешительница разрешает? Нас, связанных грехами! И мы молимся Ей: разреши мглу прегрешений наших, Богоневеста (Кан Пр. Богор. песнь 5 я). Как мать свободы, Она не может видеть связанным род человеческий, и посему разрешает нас от всеобщей клятвы, которую привлекла на мир праматерь Ева. Радуйся, клятвы разрешение, падших востание (Акаф. стих на хвал). Связаны были неплодием Ея родители Иоаким и Анна, – Она разрешила клятву. Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима бо и Анну услышав Бог, паче надежды, родити тем яве обещавает Богоотроковицу (Троп. на 9-е декабря). – Будучи связаны узами грехолюбия и, подобно неплодной смоковнице, не принося плодов добродетели, будем прилежно просить разрешения у Узорешительницы, и, Ее молитвами получив его, принесем духовный плод любы радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23). – О, мысленная Ветилуя, разреши меня от уз греха, чтобы мог я принести достойные плоды покаяния!

Нравоучение 8-е

Враг связует нас не только своими хитросплетенными узами, но и лично-нашими, особенно когда мы, возлюбив какую-либо страсть, ее держимся, с любовью о ней думаем и со сладостью стараемся удержать в сердце, и когда, не отлагая ее исполнения, подыскиваем даже для того более удобное время и самый повод к греху. Посему Приточник и говорит: пленицами грехов своих кийждо затязается (Притч. 5:22).

Какой-то юноша пришел к старцу и сказал: «Помолись обо мне, отче, ибо объяли меня гнусные страсти, и не могу их преодолеть». Немало потрудился старец в посте и бдении. Но пришел юноша и поведал ему, что не получил ни малейшего облегчения. Удивился преподобный бесплодности своих молитв. Усилив тогда их, приложил он пост к посту, бдение к бдению и труд к труду, моля непрестанно Господа отогнать от юноши – искусителя. В один из таких подвигов явился к преподобному бес и сказал – «Зачем ты, старец, напрасно трудишься? Ибо, когда начал ты молиться, я отступил от юноши; но он сам себе бес, так как ест и пьет безвременно, спит излишне, нежит тело свое, живет в праздности и, принимая с любовью скверные мысли, их удерживает и ими услаждается; сие-то все и возбуждает страсти его, привносит грех и рождает беззаконие». – Обрати же внимание на истину слов отца лжи. И правильно, что от нас самих, от нашего произволения происходят все скверны явные, а также и тайные, о которых даже стыдно говорить. Если же мы сами, по своей воле, многократно бываем виновниками своей погибели, то возненавидим же наши грехи, пресечем страсти, отвергнем скверные мысли и не будем удерживать их в сердце нашем. Воздержанием в пище и питье, бодрствованием и трудолюбием расторгнем узы грехов наших, отвержем от нас иго их (Пс.2:3), и последуем словам Апостола: да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле во еже послушати его в похотех его, ниже представляете уды ваша оружия неправды греху, но представляете себе Богови яко от мертвых живых, и уды ваша оружия правды Богови. Грех бо вами да не обладает. Яко же бо представисте уды ваша рабы нечистоте, и беззаконию в беззаконие, тако ныне представите уды ваша рабы правде во святыню (Рим. 6:12–14, 19).

Приложение

Св. Иероним, описывая жизнь Преп. Павла Фивейского, приводит рассказ об одном египетском юноше, который в Прологе называется философом. Пострадал он за Христа в царствование Декия. – Когда никакие лестные предложения не могли совратить юношу, хитрый мучитель задумал растлить девство его следующим образом Он велел из порфира и виссона приготовить постель среди роскошного сада, в коем благоухали чудные цветы, журчали источники и среди мягко шумевших деревьев пели птицы. На приготовленную постель юношу положили лицом кверху, а руки и ноги крепко привязали шелковыми лентами, так что он не мог даже шевельнуться. В таком положении его оставили одного. Чрез некое время из сада входит в комнату прекрасная молодая женщина. При виде ее юноша закрыл глаза, но ушей закрыть не мог; не мог он и оттолкнуть ее руками, ибо был связан. Между тем женщина стала прельщать его словами к любодеянию. Но как он молчал, она начала целовать, – и различными бесстыдными средствами достигла того, что возбудила в юноше страсть похоти. Не находя других средств для пресечения постыдных помыслов обольстительницы и усмирения своей возгоревшейся похотью плоти, вот что сделал сей доблестный страдалец – стиснув зубами язык свой и перекусив его, юноша плюнул кровью в лицо блудницы. Страшная боль, соединенная с обильным кровотечением, погасила пламень его страсти, а пораженная невиданным и неслыханным такого рода поступком женщина убежала. Мучитель, видя, что ничем не может преодолеть Христова воина, отсек ему голову! О сколь дивен образ сохранения целомудрия!


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle