архим. Антоний

Источник

Устрашение врагов. Чудо 5-е в 1672 году в апреле месяце

Радуйся, яко гром, враги устрашающая (Акаф. Ик 11-й)

В Черниговском монастыре святой Великомученицы Параскевы была инокиня Александра. Много лет она страдала от наваждения бесов, которые, являясь многократно в различных видах, бросались на нее, хотя ее похитить и возбраняя молиться. Перенося все это со страхом, ужасом и боязнью, иногда она так громко кричала и плакала, что все, бывшие с нею, приходили в ужас и трепет. Однажды, когда от такой душевной борьбы инокиня совершенно изнемогла и ожидала смерти, другие инокини привели ее в субботу – день чтения акафиста – в Ильинский монастырь к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. Здесь, благодатью нашей Заступницы, ее оставили все мечтания, привидения и ужасы; и возвратилась больная здоровою, имея помощь Богородицы на всю силу вражью. С того времени болезнь уже не повторялась.

Беседа 5-я

Житие наше брань, и брань к началом

и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего,

к духовом злобы поднебесным

(Еф. 6:12)

Победа над ними дело доброе, но трудное; доброе, – ибо доставляет венец, трудное, – ибо велика злоба нашего супостата, крепка его сила, а естество наше страстно и сила немощна. Но не смущайся, человек, и не отчаивайся: в победе ты имеешь помощницею Пресвятую Деву, Воеводу избранную, которой мы и восписуем победительная. Сию-то призови на помощь, ибо говорит: «призови мя в день печали твоея, и избавлю тя, и прославиши мя»!. При Ее помощи увидишь врага своего побежденным. А в показание истины приведу о сем слова из Песни Песней яко столп Давидов выя твоя, тысяща щитов висит на нем, вся стрелы сильных (Песн.4:4). Что столп тот, как не крепость Девы в спасении нашем?! Столп крепости от лица вражеского. И что означают щиты те, как не защиту? Что – стрелы, если не победу над врагами? Когда нападает на нас враг, Она закрывает нас щитами, если мы воюем с врагом, Она дает нам стрелы сильных; и когда ослабеваем, Она, как столп, поддерживает нас чтобы не упали. Имея таковую в брани Воеводу, кто побоится врагов? Горе борющемуся с супостатом без Ее помощи! Ты, Владычица, верно служащих Тебе воинов не допускаешь на брань одних, но всегда находишься с ними, наблюдая за их подвигами и им помогая. В сем убеждаюсь, взирая на твое явленное на небе знамение под видом солнца, и явленное в то время, когда наступило разрушение всего сущего. О сем пишется так – и быша блистания и громи, и трус и град велик (Откр. 11:19). И знамение велие явися на небеси, жена облечена в солнце (Откр.12:1). Кто не знает, что жена означает Пресвятую Деву; с этим согласны и многие из церковных учителей. Теперь же обрати внимание, почему та жена не явилась ранее блистаний, громов, гласов труса и града, – когда все стихии были еще в мире, но явилась в самое страшное смятение неба и земли? А потому, чтоб показать что Пресвятая Дева тогда восходит, подобно солнцу на помощь и укрепляет ослабевающих, когда боремся мы с супостатом нашим, когда он хочет увлечь нас то блистанием похоти очес, то гласом гордости живота, то градом внезапных страстей и бесчисленных наветов, то громом ужаса, то страхом отчаяния. Уязвленного Она исцеляет, падшего поднимает, и умершего в лютой брани душой, но не отчаявшегося в Ее помощи, воскрешает и снова вооружает на подвиг, а подвизавшимся успешно – победившим готовит награду. В то бранное время ночь не сокроет борющихся, ибо Она является в солнце, просвещая нашу тьму. Итак, Она всегда со своими во брани. Посему, кто не вооружится против греха, когда имеется готовая помощь Пресвятой Девы? Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение и пленяет ратники, и проходит послушание. (Кан. св Андр. Крит. Богор.).

Нравоучение 5-е

Внеуду брани, внутреуду боязни (2Кор. 7:5), говорит Апостол. А обычный страх во время брани заставляет, как возможно скорее, взяться за оружие. Мы же для отгнания ужасов никакого другого оружия не возьмем, кроме указанного Иоанном Лествичником, имени Иисусова – «Всегда побивай ратников именем Иисусовым, ибо более лучшего оружия не найдешь ни на небе, ни на земле» (Слово 15-е о чистоте). Выслушайте, однако, и мой совет: «в другую руку возьмите еще как бы иное оружие, всесильное имя Матери Иисусовой», – более крепкого оружия не найти! Если враг нападет на нас с двух сторон – правой и левой, то и мы выйдем против него с двумя оружиями – именем Иисусовым и Марииным; первым победим врагов правой стороны, а вторым – левой. А сколь крепко оружие – имя Мариино, выслушай слова читаемые в акафисте – вси противнии дуси страхом одержими трепещут, боящеся имени святого Твоего (Мол. по Акаф.). Да будет мне позволено назвать Госпожу мою именем оружия, коим победил Давид Голиафа, т. е. пращею. Как вылетевший из пращи камень побил иноплеменников, так происшедший от Девы Марии Христос – сей краеугольный камень поражает того, на кого упадет, ибо всяк падый на камени сем, сокрушится, а на нем же падет, сотрыет и (Мф. 21:44). Взяв в руку пращу, Давид присовокупил к ней пять камней прекрасных из источников, в имени Богородицы «Мариа» также находится пять букв или пять камней, побивающих адского филистимлянина – магнит, адамант рубин, иакинф и аметист. Каждый из сих камней изображает ту или иную добродетель Марии, а именно, притягивающий к себе железо магнит означает смирение Марии, которым Она привлекла Бога на землю, ибо по Ее смиренным словам се раба Господня, буди мне по глаголу твоему (Лк. 1:38), сошел Бог, от Нее воплотившись; твердый адамант означает Мариино мужество, рубин – целомудрие; иакинф – Её богомыслие; огневидный аметист – разожженную любовь. Сими пятью камнями побеждаются все мысленные голиафы, много сильнейшие всех других; магнитом смирения побеждается бес гордости, адамантом мужества – бес, представляющий ужасы и ослабляющий подвиги, рубином целомудрия – бес студодеяния и нечистоты, иакинфом поражается бес земного пристрастия и аметистом любви – бес ненависти. И неудивительно, что бесы трепещут и боятся сего Пресвятого имени. Еще в Ветхом Завете есть пять предметов, названия которых начинаются буквами имени Мариина. Таковые, предзнаменовавшие силу сего имени видны в следующих предметах – Море Чермное, Арад источник, Руно Гедеоново, Иордан река и Арарат гора. Море потопило Фараона (Исх.15:8), при источнике Арад (Суд.7:2) были окончательно поражены Мадианитяне, на руне Гедеон получил знамение победы (Суд.6:36–40), при Иордане поражены Иисусом Навином цари Аморейские (Нав. 9 гл.), а гора Арарата была местом остановки Ковчега Ноева (Быт.8:4). Все сие прообразовало Деву Марию, которая и мысленного фараона потопила, и мадианитян и амореев адовых поразила, и, подобно руну, в утробе вместила Слово, и служит тихим пристанищем для всех плывущих и обуреваемых страстями. – А посему спешите, верные, вооружиться и побеждать своих врагов, как бы пращею, Ее Пресвятым именем.

Приложение

В царствование Ираклия, в патриаршество Сергия, на Византию было нашествие Кагана с неисчислимым войском. Жители призвали на помощь Пресвятую Деву Марию, тогда сей видимый враг подобно Фараону, был потоплен в море со всем войском. От невидимых же врагов спасется каждый, если только с верою призовет на помощь Помощницу всемирную.

Некто рассказывал, что только призыванием двух имен – «Иисус и Мария», отогнал от себя нападавших страшных бесов. – Иаков пишет об одном благородном богатом человеке, что, быв богат и впав после в крайнюю нищету, сильно сожалел об утраченном богатстве. В одну из таких скорбных минут явился ему диавол в образе всадника, на черном коне. Узнав о причине печали, он убеждал не скорбеть. «Я обогащу и сделаю тебя славным, только обещай мне одно», – говорил ему диавол. Тот с клятвой обещал исполнить все, чего бы он ни потребовал. Диавол тогда привел его в одно место и, указав на землю, сказал – «вот копай тут землю и найдешь многое множество золота, серебра и драгоценных камней, взамен сего приведи на это место свою жену». И действительно, в земле он нашел, как сказал бес, сокрытое когда-то сокровище, пользуясь понемногу которым, страшно обогатился. На деньги эти купил несколько поместий, рабов и рабынь, и домов, и прославился более вельмож. Наступило, наконец, и время, в которое обещал бесу привести на место найденного сокровища свою жену. Посему однажды ночью он сказал ей: «Сходим в одно ближнее место, ибо там находится одно орудие». О договоре с диаволом жене он не говорил ни слова. Сперва она испугалась и не хотела идти, однако, повинуясь воле мужа, пошла. Надо сказать, что эта женщина была очень благочестива и прекрасной жизни, во все дни она воссылала горячие мольбы Пресвятой Богородице. На пути пришлось им проходить мимо церкви. Жена попросила мужа подождать немного. «Я пойду и совершу у церкви обычное мое правило к Пресвятой Богородице, и скоро ворочусь», – сказала она. Муж дозволил. Придя к церковным дверям и, повергшись на землю, она плакала и прилежно молилась, поручая себя своей покровительнице Пресвятой Богородице. О чудо! О милосердие Божие! Не оставляя в беде к Ней с усердием прибегающих, навела Она на женщину ту сон, как прежде в раю Бог на Адама; женщина крепко уснула. Владычица же наша вместо женщины пошла Сама к ожидавшему на дороге человеку. Муж ничего не заметил и думал, что с ним идет жена его. Они уже подходили к означенному месту; князь тьмы, диавол, уже с радостью встречал их. Но не успели путники подойти, как затрепетал он и закричал: «О, клятвопреступник, ты погубил меня! Я велел привести жену, чтобы отомстить за все сделанные ею мне пакости, а ты привел Мать Владыки, чтобы мучить меня!». Во время сего плача диавол, как бы огнем, был опален силою Богородичного и сброшен в адскую пропасть, а Владычица наша стала невидима. А человек тот, слыша и видя все случившееся, от необычайного страха упал замертво на землю. Долго тут пролежал он и, наконец, встал и, дрожа от ужаса, пошел домой. Недоумевая, где бы могла быть жена, поворотил к церкви и там нашел ее спящею у церковных дверей. Разбудив ее, поведал он все происшедшее. Ужас и слабость душевная объяли женщину, когда она все выслушала, а потом, немного успокоясь, оба со слезами помолились и возвратились домой. Исповедали они здесь грехи свои, бросили все бесовское богатство, и остальную жизнь провели благочестиво, непрестанно благодаря свою заступницу Пресвятую Деву за то, что избавила их Своею милостью от такой погибели.

Видишь, как хранит Владычица своих подкровников!


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle