архим. Антоний

Источник

Милостивного призрения. Чудо 18-е в 1676 году

Оставите детей приходити ко Мне, и не браните им (Лк. 18:16).

У Константина, обывателя Черниговского заболел пятилетний сын Феодор. Когда, проболев долгое время, несмотря на все испытанный для излечения средства, уже приближался к смерти, скорбевшие родители поручили больного Уврачевательнице Пресвятой Деве. Они во время чтения акафиста со слезами молили Ее об исцелении, которое вскоре и получили, ибо сын их выздоровел.

Беседа 18-я

Блюдите, да не презрите единого от малых сих (Мф. 18:10), сказал Господь. Не отвергла и Матерь Господня вышеуказанного малого Феодора, послав ему скорое выздоровление. Да и кого Она, Милостивая, отвергает? Никого! но на всех милостиво призирает Своим благосердым оком призирает на старых: жезл старости, Мати Бога Вышнего (Стих 2), призирает на младых: радуйся, добрая младопитательнице девам (Ик. 10), призирает на праведных: радуйся всех праведных Божественное удобрение (Акаф.); призирает на грешников, принимая их молитвы, и призирает на весь вообще мир: радуйся, всего мира очищение (Акаф.). Не всуе сделалась одеждой солнечной, ибо как солнце сияет на злых и добрых, так и облеченная в солнце (Откр. 12:1), Пресвятая Дева призирает Своим милостивым оком на благие и злыя – Ирод хотел убить рожденного в Вифлееме Царя. Зачем Матерь вместе с Божественным Отроком бежит в Египет? Ужели не мог укрыться от Ирода Тот, Который держит и охраняет вселенную? Мог! но бежит в Египет, чтобы Дева Богородица обратила взор Свой на злых Египтян и Своим призрением их исправила и сокрушила идолов. Сей-то ради причины пускается в путь египетский Мать Царя небесного. Знаю, что направляешься с Сыном в Египет для сокрушения идолов египетских. Египтянами во мне пребывает сердце, идолами же, – страсти призревши сюда, повели идолам ниспасть! – Сияя на высоте, солнце своими лучами освещает глубочайшие низменности: несть, иже укрыется теплоты его, говорит о нем Давид Дева Мария, хотя предстоит превыше всех одесную Бога, однако видит даже сущих в нижайших частях, и о них промышляет; и нет никого, кто бы не пользовался Ее промышлением и молитвами. Блаженный Августин говорит о Ней так: «Ты одна из находящихся на небесах имеешь о нас попечение и, устрояя спасение, избавляешь от бед». – О Всеблагая, не презри меня грешного, но призри на мя и помилуй мя!

Нравоучение 18-е

Если желаем, чтобы вместе с Сыном, Божия Матерь никогда не отвращала от нас Своих светлых и милосердых очей, будем постоянно не малыми детьми. Будем незлобивы; а незлобивые прилепляются Господу, незлобие же рождается от смирения. Если кто смирит себя истинно, тот бесконечно незлобив. Какая иная, кроме смирения, добродетель привлекает на нас милостивые очи Господни? На кого призрю? говорит Господь, токмо на смиренного. Сею добродетелью Владычица наша обратила на Себя очи Вышнего призре Господь на смирение рабы Своея (Лк. 1:48), говорит Она. Чтобы быть нам угодными очам Божиим, чрез смирение должно сделаться малыми. Следует знать, что существуют три степени совершенного смирения: первая – покоряться старшим и не превозноситься с равными, вторая – повиноваться равным и не превозносится пред меньшими себя; и третья – повиноваться младшим и снизойти до такого ничтожества, чтобы думать о себе как бы об одном из животных, недостойных человеческого общения. До сего уничижившийся будет велик пред очами Господа своего, и узрит он славу Божию. Исаак пресвитер говорит – «Унизись до ничтожества, – и увидишь в себе славу Божию, потому что где смирение, там сияет слава Божия!»

Приложение

Явился однажды авве Макарию бес и сказал – «Много, Макарий, бед от тебя я терплю, и не могу тебя одолеть. Кажется, делаю все, что и ты делаешь; ты постишься, но и я никогда не вкушаю пищи; ты бодрствуешь, – не сплю и я; ты чист, не имею прелюбодейной страсти и я; отказался ты от имений, – ничего в мире не имею я и не ищу богатств. Одно в тебе есть качество, которым ты меня и побеждаешь». – «Что же это такое?» – «Твое смирение, которого иметь я не могу; оно меня побеждает и его ради ничего не могу тебе сделать!»


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle