Н.А. Маясова

Источник

Словарь терминов

Агнец (ягненок) – ветхозаветная жертва, преобразовавшая Христа; Иисус Христос; часть просфоры, вынимаемая на проскомидии и предназначаемая к таинственному пресуществлению в тело Иисуса Христа.

Акафист – молитвословие, состоящее из одного кондака, который поется, и из двенадцати кондаков и икосов (поровну), которые читаются.

Аксамит, оксамит – драгоценная ткань с шестью нитями основы, затканная по шелковому фону пряденой серебряной или золоченой нитью, плотная и ворсистая, как бархат.

Алавастр – сосуд с узким горлом для хранения ароматов.

Алтабис – драгоценная ткань, затканная по шелковому фону волоченой серебряной или золоченой нитью.

Апалав – то же, что параманд – принадлежность монашеского облачения, небольшой прямоугольный плат с изображением Страстей Господних.

Атлас – шелковая гладкая блестящая ткань.

Басми – ювелирная техника ручного тиснения по матрице на тонких металлических листах

Бить – тонкая серебряная или золоченая плоская полоска.

Ворворка – шарик, прикрепляемый сверху к кисти, золотой, серебряный, жемчужный, шелковый и проч.

Вязь – декоративное письмо, буквы которого связываются в сложный непрерывный орнамент.

Галун – декоративная тканая лента из металлических или шелковых нитей для обшивки и украшения одежд и других предметов.

Шматий – верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани, надеваемая поверх хитона.

Далматика – парадное одеяние, род мантии с широкими рукавами.

Дискос – литургический сосуд в виде блюда на стояне для евхаристического хлеба.

Дробницы – небольшие металлические накладки различной формы, часто с чеканкой, резьбой, чернью, эмалью, камнями.

Евхаристия (благодарение) – приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на божественной литургии, во время которой происходит пресуществление Святых Даров для таинства причащения.

Ердань – часть оплечья епитрахили, которая охватывает шею.

Запона – золотая или серебряная бляха декоративного назначения, часто с камнями.

Звездица – две крестообразно соединенные металлические дуги, устанавливаемые на дискос. Знаменует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к новорожденному Иисусу Христу.

Зерцало (зд.) – атрибут ангела в виде прозрачной сферы. Символ предвидения.

Золото волочёное (волочёнка) – тончайшая золотая или серебряная золоченая проволока.

Золото пряденое – тонкая золотая или золоченая серебряная проволока, плотно обвивающая шелковую или льняную нить.

Золото сканое – тонкая золотая или серебряная золоченая проволока, перевитая с шелковой или льняной нитью.

Икос – церковное песнопение, прославляющее святого или празднуемое событие. Икосы вместе с кондаками составляют акафисты. Сходные по содержанию с кондаками, но пространнее.

Индития – верхняя одежда на престол в алтаре, всегда дорогая, иногда вышитая в ознаменование того, что святой престол есть престол Славы Божией.

Источники – три разноцветные полосы или «струи» по обеим сторонам архиерейской мантии, означающие источники благодати, истекающие из уст архиерея во время его служения.

Камка – шелковая, обычно одноцветная ткань с выработанным узором. С крупным узором называлась куфтерь, с мелким – адамашка.

Канитель – тонкая металлическая проволока, туго свитая в спираль.

Канон – церковное установление, правило; а также одна из форм богослужебного песнопения, состоящего из девяти песен.

Каст – металлическая оправа камня.

Келарь – второе лицо в монастыре после настоятеля, ведал монастырским хозяйством.

Киворий – сень над престолом храма, поддерживаемая колоннами.

Клав – нашивное украшение в виде вертикальных полос от плеча до подола.

Клейма – отдельные изображения на полях икон или на каймах шитых пелен.

Кондак – краткое песнопение, заключающее в себе содержание праздника или похвалу святому, входит в состав акафиста или канона.

Копие (зд.) – короткий обоюдоострый нож для разрезания просфоры. Знаменует собой копье, которым один из воинов во время Распятия пронзил ребра Христа.

Куколь – монашеский головной убор в виде остроконечного капюшона.

Литургия – главное богослужение, во время которого священнодействуется воспоминание Тайной Вечери и совершается таинство святого причастия. Различаются литургии Иоанна Златоуста, Василия Великого, Козьмы Маюмского, Григория Двоеслова (совершаются в определенные дни).

Лопасти (зд.) – нижняя часть хоругви в виде отдельных полос ткани.

Лор – часть одеяния архангела в виде длинной полосы ткани, перекинутой через плечи и руки (заимствована из одежды римских императоров).

Мафорий – длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят.

Мерило – атрибут архангела в виде посоха.

Милость – одежда пророков-пустынников из шкур животных. В милоти обычно изображаются Иоанн Предтеча, пророк Илья и другие.

Мирра – пахучее вещество, состоящее из смолы и камеди, добываемое из дерева, растущего в Египте, Аравии и Нубии. Ею бальзамировали тела умерших.

Объярь – плотная шелковая ткань (разновидность парчевой), гладкая или узорная, затканная плоской серебряной или золоченой нитью, иногда с муаровым эффектом.

Орлец – круглый коврик, с изображением орла с распростертыми крыльями, на который становится архиерей во время богослужения.

Папортки – нижние перья на крыльях ангелов, обычно отличающиеся цветом от остальной части крыла.

Парча – общее название для различных видов золотных тканей с узором, часто цветным.

Плащики – металлические пластинки, разнообразные по форме и размерам, декоративного назначения.

Потир – литургический сосуд в форме кубка на стояне для освящения вина и вознесения Святых Даров во время литургии.

Рипида – металлические круги или квадрифолии с изображением шестикрылых серафимов, на длинных ручках. Ими диаконы веют над Святыми Дарами при архиерейском богослужении. Символизируют присутствие сил небесных при совершении таинства Евхаристии.

Ряса – верхнее одеяние лиц духовного сана или монахов.

Скрижали (зд.) – два четырехугольных куска материи, нашитые по сторонам ворота архиерейской мантии, означающие два завета (Ветхий и Новый).

Стихарь – длинное, с широкими рукавами и круглым вырезом по шее одеяние дьякона и причетника, преимущественно белое, символизирует ангельскую светлость. На оплечьях стихарей иногда бывают шитые изображения.

Стихира – пространная песнь, составленная по случаю новозаветного праздника или прославления празднуемого святого. Поется вместе со стихами псалмов. Каждому роду стихир присвоено особое название.

Сулок – небольшой плат, прикрепляемый к рукояти архиерейского посоха для защиты руки от холода.

Схима – высшая степень монашества, соединенная с новыми строжайшими обетами самоотвержения. Разделяется на малую и великую схиму.

Схима монашеская – облачение, состоит из темной мантии и куколя, украшенного пятью крестами, вышитыми красным шнуром на челе, груди, плечах и спине (знаки великой схимы).

Тафта – гладкая шелковая ткань полотняного переплетения.

Тороки – или «слухи», повязка, охватывающая волосы ангелов с двумя развевающимися концами. Выражают особое внимание ангелов к вещаниям Божиим.

Таусинный – синевато-лиловый цвет.

Тропарь – песнопение, составленное в честь праздника или святого.

Трунцал – тонкая металлическая проволока, свитая в спираль, с продернутой через нее шелковой нитью.

Фибула – металлическая застежка для одежды.

Хитон – нижняя одежда без рукавов, на плечах скрепляется особыми застежками, на талии перетягивается поясом.

Червчатый – темно-красный цвет.

Ширинка – полотенце, платок. Ею обвивали подножия осеняльных крестов, и употребляли вместо сулков для архиерейских посохов.


Источник: Древнерусское лицевое шитье: каталог / Н. А. Маясова. - М.: Крас. площадь, 2004. - 495 с.: ил., цв. ил.; 29 см. - (Музеи Московского Кремля / Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Моск. Кремль").

Комментарии для сайта Cackle