7 мая
Память преподобных Иоанна Зедазнийского и учеников его Шио Мгвимского, Давида Гареджийского, Антония Столпника Марткопского, Фаддея Степанцминдского, Стефана Хирсского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Зенона Икалтского, Исе (Иессея), епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, и Авива, епископа Некресского
Св. Иоанн Зедазнийский еще молодым поступил в монастырь в Антиохии (кон. V в.), где просиял аскетическими подвигами, смирением и сердечным сокрушением. Вскоре он стал известен как чудотворец. Однако, смущенный стечением народа, он ушел далеко в пустыню вместе с несколькими учениками, чтобы тайно вести жизнь во Христе. Пресвятая Богородица явилась ему и приказала идти с двенадцатью учениками в Грузию (Картли), где в ту пору еще сильно господствовало идолопоклонство, и насадить там семена монашеской традиции.
Назначив себе преемника, св. Иоанн, по указаниям Ангела, взял с собой двенадцать учеников: Шио, Давида, Антония [19 ян.], Фаддея (Таты), Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона, Исе [2 дек.], Иосифа [15 сен.] и Авива [29 н.]. Получив благословение от св. Симеона Столпника Младшего [24 м.], они пустились в дорогу пешком, одетые в кожаные одежды, надеясь в том, что касается пропитания, лишь на Промысл Божий.
Когда они пришли в Грузию, епископ Евлавий, предупрежденный Ангелом, встретил их в присутствии духовенства и множества верующих. Как только епископ его благословил, св. Иоанн заговорил по-грузински, хотя до той поры совершенно не знал этого языка. Сирийские монахи тотчас приступили к проповеди, при этом они благовествовали народу о совершенстве жизни по Евангелию в большой степени собственной подвижнической жизнью и любовью. Верующие приходили со всей страны, чтобы святые монахи обучили и благословили их. Им приносили больных, которых они исцеляли молитвой. Сам царь (Картли) Парсман VI (541–553) часто приходил к ним за советом.
Святые отцы посетили все места, где проповедовала св. Нина [14 ян.], и чувствовали ее незримое присутствие. Подвижники молили Бога открыть им место, где они смогут окончательно обосноваться. Господь Бог указал св. Иоанну недоступную пещеру на горе Зедазени, на некотором расстоянии от столицы Мцхеты. Рядом с ней остальные иноки построили себе хижины из веток. Сверхчеловеческими постами и всенощными молитвами св. Иоанн сумел прогнать демонов, занявших место, некогда посвященное идолам. Оно блистало как светило, освещая с горы всю Грузинскую Церковь. Благочестивый народ проложил путь через лес, покрывающий гору, и вскоре великое множество людей стали посещать святых монахов, чтобы получить у них небесную благодать и утешение.
Через некоторое время архиепископ Евлавий отправился на гору Зедазени. Он избрал Авива и Исе епископами в Цилкани и Некреси, где престолы только что освободились. Впоследствии епархия Авива была занята персами, которые решили заставить христиан поклоняться огню. Тогда епископ сам прибыл туда, полил огонь водой и потушил его. От ярости персы зверски избили святого и забросали камнями. Св. Исе прославился как великий чудотворец: так, например, своим пастырским посохом он повернул течение реки.
Преподобный Иоанн Зедазнийский. Современная икона
Многие ищущие монашества приходили на гору Зедазени и просили св. Иоанна принять их. Пустынь стала настоящим монашеским городом. Как-то ночью Пресвятая Богородица явилась человеку Божию вместе со св. Ниной и приказала разослать учеников по всей Грузии наставлять людей в угождении Господу Богу. Архиепископ Евлавий посоветовал каждому миссионеру взять себе в спутники монаха.
Один только св. Шио отказался идти из любви к уединенной жизни. Он ушел жить в пещеру на западе от Мцхеты. Там к нему прилетал голубь, принося еду. Он денно и нощно без свидетелей проливал потоки слез пред Богом. Однако через некоторое время некто Евагрий, могущественный дворянин, возжелал стать монахом под его руководством. Они построили церковь, посвященную св. Иоанну Крестителю, в месте, указанном Богом. Св. Шио молитвой отогнал диких зверей, чтобы присоединившиеся к ним ученики могли спокойно молиться. Община росла и привлекала многих паломников. Св. Шио, желая сохранить спокойствие, отдал общину под управление Евагрия и спустился в яму, которую вырыл себе для погребения. Там он провел остаток жизни, совершая множество чудес для народа. Именно от этой ямы, по-грузински «мгвиме», происходит название монастыря. В нем благодаря царским дарам было построено несколько церквей и зданий для паломников.
Посылая учеников на миссионерское служение, св. Иоанн научил их проповедовать, подобно апостолам. И ведомые Святым Духом, они получили власть наступать на змей и скорпионов (Лк. 10:19) и давать отпор диаволу. Они с открытой душой встречали испытания и горе, не говоря о суровости климата или враждебности язычников, чтобы нести всем Благую Весть спасения. Укрепленные молитвами духовного отца и благодатью Святого Духа, они зажигали в народе пламя веры, опрокидывали алтари и храмы идолов, призывали к чистоте нравов и многие души наставили на путь монашеской жизни.
Св. Иоанн остался на горе Зедазени с одним только диаконом Илией [4 ян.] для поддержки в старости. Он продолжал храбро встречать нападки демонов. Всех тех, кто приходил к нему с намерением вести монашескую жизнь, он посылал в монастырь, основанный св. Фаддеем у подножия горы. Он также посещал своих учеников, рассеянных по всей стране и свидетельствовавших о монашеской жизни, и укреплял их в борьбе, напоминая, что в день встречи со Христом надо будет дать отчет.
Как-то диакон Илия ушел за водой к источнику, забившему по молитве св. Иоанна. Он встретил страшного медведя и сразу прибежал предупредить святого. Св. Иоанн, придя на место, обратился к зверю, дал ему спокойно утолить жажду, но велел ему и его собратьям больше никого не обижать. С того дня, если дикий зверь встречался с человеком на горе Зедазени, он не нападал на него, а уходил прочь.
Св. Иоанн совершил много других чудес и исцелений до дня своей кончины. Предупрежденный Богом, он собрал всех учеников и открыл им, что, несмотря на многочисленные победы над демонами, боится попасть в ловушку сатаны, если благодать его не сохранит. Как только он причастился Святых Таин, появилось огромное войско Ангелов и святых и приняло его душу, чтобы представить пред Всемогущим.
Среди других его учеников и новых апостолов особенно выделяется св. Давид101. Со сподвижником Лукианом он ушел жить в пустынное место над гор. Тбилиси, названное Гареджа, что значит «жить снаружи». Там они кормились молоком ланей, которых Бог им прислал к пещерам вместе с оленятами. Однажды большой змей, живший над пещерой св. Давида, съел олененка. Св. Давид пригрозил, что уничтожит его молитвой, и прогнал далеко.
В конце концов отшельников обнаружили охотники и рассказали об этом окрестным жителям. Скоро многие христиане пришли просить Давида разделить с ним небесный образ жизни. Ему пришлось покориться воле Божией. Он разрешил им поселиться рядом102. Затем он отправил группу учеников под руководство св. Дидо [20 м.], который жил на вершине скалы напротив места подвигов св. Давида. Сам он продолжал жить наедине с Богом в пещерах.
Как-то к святому прилетела куропатка, за которой гнался сокол, прирученный языческим охотником, и села у его ног. Сокол опустился рядом с куропаткой. Когда охотник дошел до места, он сначала удивился, затем поднял меч на человека Божия. Но рука его внезапно сделалась парализованной. Давид исцелил его молитвой. Окончательно охотник обратился в христианскую веру, когда св. Давид вылечил его парализованного сына. Тогда он крестился со всей семьей.
Давид предпринял паломничество в Иерусалим, затем вернулся в Грузию наставлять учеников и в мире отошел ко Господу.
Основанное на учении и добродетелях св. Иоанна и двенадцати новых апостолов, грузинское монашество замечательно развивалось начиная с VI в. и вплоть до разрушений, связанных с персидскими и арабскими нашествиями. Многочисленные монастыри, рассеянные по всей стране, до сего дня остаются немыми свидетелями добродетелей многих людей Божиих.
* * *
По грузинскому преданию, он ученик св. Иоанна. В «Житии» он представлен как современник Иерусалимского патриарха Илии (494–516). Св. Давид и его ученик Лукиан также поминаются в следующий четверг после Вознесения Господня.
Монастырь Святого Давида (Давид-Гареджи) в течение многих веков был одним из главных очагов монашества в Грузии.