29 мая
Память святого мученика Иоанна Солунского, по прозвищу Нани388
Св. Иоанн родился в Фессалонике в конце XVIII в., его родители были бедны. Чтобы прокормить семью, отец отправился на заработки в Смирну, работал там сапожником, а когда сыновья Феодор и Иоанн подросли, вызвал туда и их. Иоанн был очень набожен, сам он читать не умел, но любил слушать, когда брат читал ему Евангелие или жития святых. Рассказы об их подвигах оставили глубокий след в памяти отрока.
Случилось так, что 3 мая 1802 г. отец послал мальчика отнести туфли рыночному глашатаю. Иоанн долго не возвращался, и тогда отец послал за ним старшего сына и племянников. Каково же было их изумление, когда они узнали, что Иоанн стал отступником и в этот день перешел в ислам. Не желая верить в столь быструю перемену того, чьи набожность и отвращение к врагам истинной веры были известны, они стали его искать и узнали, что он поступил на службу к турецкому сановнику и теперь его зовут Мехмед. Однако слуги не дали им войти в дом и прогнали палками.
Через несколько дней один из двоюродных братьев встретил Иоанна, но демонстративно отвернулся от него, сказав, что не собирается здороваться с отступником. На это Иоанн ответил: «Не пройдет и двух недель, как ты узнаешь, какой я турок!» В другой раз знакомые ему христиане, встретив мальчика, одетого в прежние бедные одежды, стали насмехаться над ним, говоря, что своим отступничеством он не заслужил богатых одеяний. Иоанн возразил: «Ошибаетесь, есть у меня богатые одежды с золотыми позументами, вы скоро увидите их на мне на базарной площади». Затем он пошел к одному христианину по имени Димитрий и попросил у него крест. Тот с презрением отказал ему, но после размышлений отправился к своему отцу и рассказал обо всех таинственных заявлениях Иоанна, из которых можно было предположить, что отступничество его только видимость, а действовать он хочет, подражая мученикам, о подвигах которых так жадно слушал.
В воскресенье 25 мая Иоанн снова пришел к Димитрию, а потом вернулся в дом своего хозяина, переоделся, сняв с себя турецкие одежды, и отправился в суд в одежде христианина, но в турецком головном уборе. Там он громко исповедал веру, заявив, что отказывается от любого другого имени, кроме Иоанн. Его заключили в тюрьму, а по городу распространилась весть о том, что новый мученик готов свидетельствовать кровью.
Через два дня Иоанна снова привели в суд, где собралось множество людей. Устремленный к Небесам, отрок остался глух ко всем обещаниям турок, и его единственными словами были: «Я христианин. Желаю зваться Иоанном, а не Мехмедом!» Было решено отправить его на судно, уходящее в Алжир с тремястами турками на борту, а до отплытия святой получил двухдневную отсрочку.
В четверг он снова явился на суд и опять остался безучастным к льстивым предложениям и богатой одежде, которую предлагали ему турки. Судья в гневе сказал: «Иди отсюда, Мехмед, куда хочешь и береги свою жизнь». Но святой возразил: «Уйду отсюда только под именем Иоанн!» Тогда он был приговорен к смертной казни и незамедлительно отведен на базарную площадь.
Впереди шел глашатай, с трудом протискиваясь сквозь толпу, в которой были турки, греки, армяне, латиняне, и кричал: «Посмотрите, как карают тех, кто отрекается от нашей веры». А святой повторял собравшимся христианам: «Простите меня, и Бог вас простит». Отвергнув все предложения по спасению своей жизни, Иоанн с сияющим лицом встал на колени и был обезглавлен в четверг 29 мая 1802 г.
Присутствовавшие при казни устремились кто почтить святого отрока, кто обагрить одежды в его крови, кто выкупить у палача его волосы или лоскут одеяния. Поскольку даже тело мученика могло оказаться разделенным на святые частицы, один грек добился от префекта возможности выкупить святые мощи и достойно их похоронить.
* * *
То есть «карлик», или, скорее, в данном случае «малыш».
Св. Иоанн почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.