Источник

Память преподобного Симеона Столпника Младшего, Дивногорца

Святой богоносный Симеон появился на свет в Антиохии в 521 г. Его родители происходили из Едессы и занимались изготовлением благовоний. Сам Иоанн Предтеча явился его матери св. Марфе [4 ил.] возвестить о рождении сына. Св. Иоанн дал младенцу имя и предсказал, что тот будет вести по его примеру подвижническую жизнь.

Рожденный без болей, Симеон брал только правую материнскую грудь и отказывался от ее молока после того, как она ела мясо. С момента святого крещения в возрасте двух лет он начал говорить и не останавливался семь дней, повторяя: «У меня есть отец, и у меня нет отца. У меня есть мать, и у меня нет матери», чем предвозвестил свою полную отрешенность от всего земного. Когда ему было пять лет, он вместе с матерью чудом спасся от землетрясения (25 мая 526), а вот отец его погиб под обломками жилища.

Через некоторое время мальчику было явление Христа, окруженного сонмом праведников. Господь указывал ему путь, как стяжать мудрость и избежать кары Божией. После этого явился муж в белых одеждах и позвал его за собой на гору, расположенную в тринадцати километрах от Антиохии

в направлении Селевкии. Там он в одиночестве провел несколько дней, окруженный дикими зверями. Затем отрок нашел небольшой монастырь под началом Иоанна Столпника, который был предупрежден о его приходе видениями. Иоанн встретил его с большой радостью как избранника Божия и взял тотчас под свое духовное попечительство. Игумен был изумлен мудростью и воздержанием шестилетнего ребенка, принимавшего пищу только раз в три или семь дней.

В самом начале монашеской жизни Симеон чудесным образом исцелил пастуха, который из зависти хотел его убить и был наказан параличом правой руки. Мальчику хотелось во всём быть подобным духовному отцу. Поэтому через год, достаточно укрепившись в своем желании, он соорудил маленькое возвышение рядом со столпом Иоанна и так в семилетнем возрасте начал столпнический подвиг, в котором его поддержало чудесное видение. Христос открыл Симеону, что стояние на столпе будет для него подобием Его распятия и путем подражания Его спасительным страстям.

«Сияющий, словно солнце, ангелоподобный и исполненный Божественной благодати, этот отрок,– пишет составитель его “Жития”,– полностью удалился от вещей земных, устремив душу к Небесам». Неустанно он добавлял всё новые испытания к своей борьбе по умерщвлению плоти: если Иоанн пел во время ночной молитвы тридцать псалмов, Симеон пел пятьдесят или восемьдесят. Он проводил в бдении все ночи, прочитывая Псалтирь от начала до конца, а днем славил Бога, не прикасаясь к пище.

реподобный Симеон Столпник Младший, Дивногорец. Монастырь Протат на Афоне. XIV в.

Суровость его подвига даже навлекла на него недовольство игумена, который говорил: «Тебе остается только взять меч и убить себя!» Кроме того, Иоанн упрекал его за то, что тот беспрерывным псалмопением не давал другим инокам отдохнуть, и советовал ограничиться тем, что делает сам. Симеон ответил учителю словами Священного Писания, говоря, что, не осуждая других, к себе следует применять строгости, дабы не позволять уму отягощаться привязанностями к вещам материальным.

Отрок-столпник походил на закаленного в боях воина своим пылом в борьбе с бесами, натиск которых чередовался с укреплявшими Симеона небесными видениями. Среди них было видение патриарха, который пришел покадить ладаном, чтобы отогнать бесовские наваждения.

Однажды в декабре, ночью, снова внезапно напал сатана со своими бесами, схватил кожаное одеяние и тканую милоть святого отрока и забросил их в дебри. Но рука Господня пребывала на Симеоне, и он, невзирая на стужу, молился, стоя на столпе неподвижно. Тогда диавол воздвиг от моря бурю с градом, со страшным громом и молниями, которые всю ночь ударяли в столп Симеона.

Прп. Иоанн, опасаясь, как бы ученик не погиб от страшного бедствия, плакал и призывал монахов пойти посмотреть, жив ли отрок на столпе. Братия же не дали ответа, ужасаясь буйству стихии и не желая покидать кельи. Возбуждаемые диавольской ненавистью к отроку, они говорили сами себе: где ныне его пост, превосходящий человеческие силы? где подвиги его? где чудеса? Да поможет ныне себе сам!

Блаженный же Симеон, слыша плач своего старца, воззвал к нему: «Не скорби о мне, отче! Благодать Христова покрывает меня, никакого зла я не претерпел. Диавол посрамлен, а я, утвержденный силой Святого Духа, стою крепко».

Когда наступил день, братия отправились к столпу Симеона, полагая найти отрока уже умершим. Однако увидели его живым и веселым, с лицом, светящимся, как у Ангела Божия. Старец Иоанн пристыдил их и отругал, и посрамленные монахи вернулись к себе в кельи.

Еще до того как у юного подвижника стали выпадать молочные зубы, он уже умел исцелять одержимых и болящих. С мудростью старца Симеон призывал иноков смирять страсти хранением чувств и ума и даже преподал им правило отшельнической жизни, основанное на Священном Писании. Он говорил: «Слава монаха – в воздержании ради умерщвления телесных страстей. Слава монаха – в постоянном пении псалмов, непрестанной молитве и любви нелицемерной, ибо Бог есть любовь. Слава монаха – в послушании, ибо Господь победил смерть, быв послушен до самой смерти на Кресте».

Молва о подвижнике и чудотворце быстро распространялась по окрестным местам. К нему явился патриарх Антиохийский св. Ефрем (527–545) [7 мар.], толпы людей стекались за благословением обоих столпников. К подвижничеству и умерщвлению плоти, которые Симеон сам налагал на себя, он добавлял безмерное милосердие, так что если кто-то приходил к нему в жалких одеждах, он всё снимал с себя и отдавал нуждающемуся, даже зимой, месяцами терпя холод и согреваясь лишь благодатью Божией.

Целый год он провел на корточках, после чего колени его не разгибались, а бедра и голени покрылись гниющими язвами и испускали зловоние. Встревоженные исходящим смрадом, иноки послали за лекарем, но Симеон не подпустил его к себе и был исцелен волей Божией. В благодарность за это он много дней коленопреклоненно молился.

Однажды в праздник Пятидесятницы Святой Дух снизошел на святого и наполнил его мудростью и познанием. Тогда он стал составлять поучения о духовной жизни для монахов и мирян329 по слову: Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Пс. 8:3).

Просвещенный Духом Святым, после шести лет столпничества, в возрасте тринадцати лет (533), Симеон решил следовать по пути небесного восхождения своего славного предшественника Симеона Столпника Старшего330. Он воздвиг двенадцатиметровый столп, превосходящий высотой место подвига игумена Иоанна. И тот жаловался, что не может видеть лицо своего ученика. Когда столп был возведен и Симеон готовился подняться на него, в монастырь явились архиепископ Антиохийский и епископ Селевкийский, которые рукоположили его в диакона331. Затем с крестным ходом и пением гимнов и молитв они сопроводили его до столпа, где он провел восемь лет, целиком устремленный к Небу.

После кончины духовного отца, о чем тот был упрежден Божественным откровением, Симеон до конца своих дней руководил общиной. При этом он нисколько не отступил от подвижнической жизни и заботы по управлению монастырем никак не отвлекали его от постоянной молитвы. Даже напротив, он возложил на себя новые, еще более суровые подвиги. Затворившись в шатре из кож, куда не было доступа свету и свежему воздуху, он молился от заката до рассвета, вися на левой руке, а правой бил себя в грудь, орошая слезами власяницу. Он пел всю Псалтирь, сопровождаемый ангельскими голосами, прочитывал книгу Премудрости и Евангелие, а заканчивал молитвы на утренней заре и немного отдыхал после каждения, для чего ему не надо было возжигать кадило. Было так, что он полностью лишил себя сна и бодрствовал тридцать дней и ночей, моля Господа избавить его от насилия плоти. Но в конце срока бодрствования он услышал голос с Небес, приказавший: «Тебе следует немного поспать!»

Такие подвиги во имя Господа навлекли на Симеона с удвоенной силой натиск бесов, попытавшихся свергнуть его со столпа, но святой с помощью трех Ангелов мужественно оборонялся от них. Тогда Бог оказал ему еще большее благоволение через видения и чудеса, в том числе через воскрешение мертвого, и даже Христос явился столпнику, одарив силой отгонять всякого нечистого духа. Тогда Ангелы удалились, предоставив святому самому распоряжаться Божией благодатью для врачевания больных и одержимых, толпами притекавших к нему, чтобы вымолить исцеление. Симеон во всем подражал Господу в Его земной жизни: властным голосом повелевал бесам, восстанавливал, исправлял, созидал души и тела, чтобы через него Бог царил среди людей. Он исцелял страждущих либо словом, либо возложением рук или дощечки из миндального дерева, либо прикосновением к краю его одеяния или освященными им землей или маслом. Кроме того, больные возжигали лампады в честь святого и исцелялись. Приносило исцеление и простое произнесение его имени.

Во время одного из видений он был предупрежден о скором взятии Антиохии персидским царем Хосровом (ин. 540). Пророчество сбылось, город был сожжен, жители перебиты или отправлены в изгнание, а варвары заняли окрестности, опустошая страну. Они подошли к монастырю, но Симеон удалил их своей молитвой. Однако иноки так испугались массовых убийств, что, несмотря на мольбы святого, покинули монастырь. Когда персы пришли в обитель, два Ангела, посланные Господом на защиту Симеона, обратили их в бегство, а через три дня возвратились иноки. Св. Симеон освободил тогда многих пленных, в несчастье своем обратившихся к нему с молитвами, и среди них одного инока, сбежавшего из монастыря во время осады города.

Когда слава о нем распространилась по всей стране, он уже не мог пользоваться желанным душевным покоем. Тогда двадцатилетний Симеон решил покинуть столп (541) и удалился в пустынное место, где не было дорог и обитали дикие звери, и там подвизался некоторое время. В виде́нии Христос указал ему на вершину горы, которая с тех пор стала называться Дивной, – скалу, осиянную Славой Божией. Когда Симеон взошел на скалу, где желал обитать как на некоем естественном столпе, монашеская община покинула нижний монастырь и последовала за ним, обосновавшись во временном неустроенном жилище. Но на следующий день толпы людей, явившись в обитель и не найдя там никого, устремились к новому убежищу святого. Они проложили путь через густые заросли и привели к нему больных. Опечаленный, но не смея отказаться своей молитвой служить страдающему Божию люду, Симеон снова стал совершать чудеса и исцеления.

Когда страшная эпидемия чумы опустошала Византийскую империю, особенно свирепствуя в Константинополе и Антиохии (542), бедствие пощадило только тех, кто прибег к помощи святого столпника. Затем землетрясение, предсказанное святым, разрушило Антиохию (551). Много дней объятые ужасом жители молились денно и нощно, ходили на Дивную гору, чтобы умолять человека Божия вступиться за них. И молитвы святого Симеона прекратили бедствие.

Так как тысячи паломников, одержимых и больных осаждали святого в пустынном и безводном месте, Господь известил Симеона, что Он Сам придет им на помощь. Явился Ангел и обозначил на земле расположение обширного монастыря и церкви на том самом месте, где подвизался столпник, после чего сияющее облако покрыло Дивную гору. Вскоре из Исаврии пришло много людей, исцеленных Симеоном, и началось строительство. На смену им приходили другие, так что строительство шло быстро, не стесняя при этом иноков, посвящавших себя служению Богу. Святой сделал так, что воды было в избытке и источники были неисчерпаемы. В центре комплекса, состоявшего из посвященной Святой Троице церкви и монастырских зданий, построенных в виде креста, поставили новый столп для святого332.

Четвертого июня 551 г. св. Симеон спустился со скалистого уступа, на котором подвизался десять лет. Иноки посадили его на трон, а он держал на груди святое Евангелие и так обошел монастырь по кругу, благословляя здания, а впереди шла его мать, св. Марфа, которая несла крест и пела «Аллилуйя». Затем иноки понесли его, словно драгоценный сосуд, пали ниц перед ним и подняли на площадку нового столпа, который благословил Христос, явившийся в сиянии Славы. С высоты этого столпа преподобный однажды увидел лестницу, ведущую к небесным вратам.

Не покидая места подвига, святой заботился о поддержании должного порядка в общине. По четкому распоряжению святого иноки должны были воздерживаться от употребления пищи, которую приносили в дар паломники, а должны были трудиться в садах нижнего монастыря, чтобы обеспечивать и свои нужды, и нужды множества приходивших в обитель.

Однажды скудость пищи вызвала ропот и недовольство нескольких монахов, подстрекаемых неким Ангулой, не пропускавшим случая упрекнуть святого за его чрезмерную щедрость. Диавол, будучи бессилен сам, пытался таким образом испытать Симеона. Но несмотря ни на что он оставался снисходителен по отношению к ропщущим, напоминая им, что Господь никогда не покидает Своих слуг,– и по его молитвам монастырские хранилища пополнились зерном, запасы которого не исчерпывались в течение трех лет. К общине его учеников присоединились грузины, у которых с тех пор было свое сообщество на Дивной горе, поддерживающее постоянные отношения с Грузией, где горячо почитался преподобный333.

В 557 г. после грозного видения св. Симеон предсказал большие землетрясения и велел инокам в течение шестидесяти дней петь тропари своего сочинения, чтобы смирить гнев Божий. Предсказанное им землетрясение обрушилось на Константинополь и Никею, разрушило Никомидию и Реджо ди Калабрия, но благодаря защите святого нанесло лишь незначительный ущерб Антиохии.

Вскоре после того как бедствие отступило, на Антиохию обрушилась эпидемия, также предсказанная святым. Молитвы столпника уберегли от нее часть города, но бедствие пришло на Дивную гору, где скончались несколько иноков. Среди них оказался любимый ученик святого Конон. Симеон его воскресил.

Толпы людей стремились получить Святое Причастие из рук богоносного отца, чудесами которого утверждалось Православие. Несмотря на это, Симеон долгое время отказывался от священства. В 554 г., когда ему было тридцать три года, он услышал голос с небес, повелевающий ему стать священником. Он согласился принять сан от епископа Дионисия Селевкийского, поднявшегося к нему на столп. С тех пор он продолжил проповедовать истинную веру и бороться против ересей и суеверий, распространенных не только в народе, но и среди видных людей Антиохии.

Божий человек помог своими молитвами войскам союзников Византии во время военного похода против арабского князя Альмудана, вассала Хосрова, который жестоко преследовал христиан. Симеон предсказал восшествие на трон Юстина II (565) и избрание патриархом Константинопольским Иоанна Схоластика. В Антиохии он предсказал кончину патриарха Домнина и то, что на смену ему придет Афанасий (559).

После того как сбылось предсказание о воцарении, император Юстин выразил восхищение святому столпнику и с тех пор постоянно советовался с ним. Так, государь сообщил преподобному, что его дочь одержима бесами. В ответ святой написал, что император может возблагодарить Господа, ибо дочь его выздоровеет, как только придет письмо.

Однажды император занемог и вызвал к себе иудейского лекаря, который оказался шарлатаном. Святому было видение, и в своем послании он попросил патриарха сообщить императору, что тот должен остерегаться подобных действий, вызывающих гнев Божий. Но правитель, введенный в заблуждение пришельцем, не послушался и вскоре, как и было явлено в видении Симеону, потерял рассудок. Перед кончиной он оставил императором Тиверия II (578).

Преподобный долгие годы являлся живым воплощением слов Господа, сказавшего: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14:12). Чувствуя, что подходит к концу его земная жизнь, он предсказал двум из своих иноков, что после его кончины монастырь попадет в опалу из-за интриг Ангулы. Святой открыл им, что с молодости получил от Господа милость полностью обходиться без еды и каждое воскресенье после литургии Ангел приносил ему таинственную пищу334. Затем прп. Симеон дал последние духовные наставления ученикам и мирно отошел ко Господу в возрасте семидесяти одного года 24 мая 592 г., чтобы достичь удела Ангелов, которым он столь прекрасно подражал на земле335.

* * *

329

Сохранились тридцать таких поучений.

330

См. статью под 1 сентября. Несмотря на совпадение имен и схожий способ подвижнической жизни, в «Житии св. Симеона Младшего» не имеется никаких конкретных ссылок на св. Симеона Старшего, так как в это время большой Мандрский монастырь (Калат Семан) был в руках монофизитов.

331

Это было исключением из канонических правил, касающихся возраста рукоположения – 25 лет. Подобное было и с другими святыми того же времени, например со св. Феодором Сикеотом [22 ап.].

332

Остатки основания этого столпа, который, вероятно, был высотой от шестнадцати до восемнадцати метров, и просторных монастырских зданий, подобных тем, что построил св. Симеон Старший, сохранились до наших дней – там ведутся археологические раскопки.

333

В XI в. св. Георгий III Афонит [29 ин. и 13 м.], перед тем как стать игуменом Иверского монастыря, побывал на Дивной горе, где жили тогда около шестидесяти грузин.

334

Историк Евагрий (Церковная история. VI, 23), который лично знал святого, пишет, что еду и питье ему заменяли ветки кустарника, росшего на горе.

335

Несмотря на многочисленные бедствия, обрушившиеся на Антиохию и ее окрестности во время персидского нашествия между 611 и 628 гг., а затем под арабским владычеством вплоть до отвоевания страны при Никифоре Фоке (969), монашеская община Дивной горы продолжала существовать до XI в. Впоследствии, когда Сирия окончательно подпала под господство мусульман, она исчезла.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle