25 августа
Память прп. Иоанна Карпафского773
В жизни этого святого подвижника сохранилось очень мало сведений. Он был монахом в общежительном монастыре на Карпафосе, небольшом островке в Спорадском архипелаге, расположенном между Критом и Родосом. Затем он стал епископом острова и участвовал в Шестом Вселенском Соборе (680).
Память о нем преданно сохранялась местными христианами, которые писали его образ на стенах своих церквей. Но особенную известность он получил благодаря своему аскетическому трактату, включенному в «Добротолюбие»,– «Сто увещательных глав к монахам, находящимся в Индии»774. Поскольку трактат адресован монахам, намеревавшимся оставить иноческую жизнь, святой с помощью многочисленных цитат из Писания и великолепных образов, позаимствованных у природы, призывает их к постоянству и покаянию. Он писал для тех, кто, поддавшись искушениям, начал стремиться к мирской жизни, кто думал избежать испытаний и наслаждаться благами мирской жизни: «Знай, возлюбленный, что сатана искушает лишь тех, которые искушают сами себя и вечно ползают по земле среди предметов этой жизни. Знай еще, что награды и венцы уготованы тем, кто подвергается искушениям, а не тем, кто не заботиться о Боге... Великий Врачеватель тех, кто страдает, находится рядом. Он взял на Себя наши болезни. Он нас исцелил, и Он нас исцеляет Своими ранами. Я говорю это без всякого духа противоречия: монахи возвышены более, чем цари, которые носят диадемы на своих головах, и они более светоносны и более прославлены, поскольку всегда возле Бога»775.
Именно те, кто наиболее сильно привержен молитве и духовной брани, подвергаются наиболее серьезным испытаниям. На них нападает искушение считать, что Бог их покинул776. «Если бы даже тебе случилось десять тысяч раз пасть, десять тысяч раз исправь этот поступок: поднимай себя. Вплоть до своей смерти»777.
Искушения и даже падение есть узда для самомнения778. Хорошо, когда монах таким образом узнает, что есть слабость у нашей природы, и испытает удаление от Бога, каковое есть болезнь, исходящая от диавола и его приспешников779. Тогда ему следует вспомнить, что это великая вещь – носить имя христианина и чада Божия780. И если он будет упорен в молитве и уповании с беззаботностью паука, ничтожного насекомого, которому провидение доставляет все, в чем он имеет нужду, он не только добьется отпущения своих грехов, но также и Небесных милостей и облечется уже в этой жизни в нетленные одежды бесстрастия781.
Тем, кто приходит в уныние перед лицом тщетности своих подвижнических усилий победить страсти, он писал: «Если мысли, порождающие слабость и несчастие в вашем естестве, гонят вас из города, где правит пост, бегите в другой (см.:Мф.10,23), это значит к молитве и благодарственным молебнам»782.
Он отговаривает их также от соблазна изучения языческих наук и доказывает [необходимость] обращения от эллинского любомудрия к мудрости по Христу783, которой достигают путем поста и молитвы. Итак, дело монаха состоит в том, чтобы вести со смирением, но решительно постоянную борьбу против своих собственных помышлений, «отвечая неистовством на их неистовство»784, дабы очистить внутреннюю часть души и восстановить ум в его природном здравии и красоте. Пребывая, таким образом, в своем собственном Иерусалиме и постоянно поддерживая горящим огонь молитв и святых размышлений на алтаре сердца, монах будет подготовлен к тому, чтобы получить однажды и неожиданно Духа Святого, Который покроет его Своей силой и позволит созерцать подлинную реальность Царства Небесного.
* * *
Его почитание было признано Константинопольским Патриархатом в 1985 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Недавно была найдена вторая сотница его глав.
Слово подвижническое, восполняющее первую сотницу глав.
1-я сотница. 38,41.
1-я сотница. 84.
Там же. 62.
Там же 75.
Там же. 44.
Там же. 42,47.
Там же. 68.
Там же. 13.
Там же. 50.