15 августа
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии604
Когда Господу нашему Иисусу Христу угодно было призвать к Себе
Свою Мать, Он за три дня послал Ангела605, чтобы сообщить Ей об этом. Приблизившись, Ангел сказал Исполненной Благодати: «Так говорит Твой Сын: «Пришло время позвать ко мне Мою Мать». Не смущайся этой вестью, но радуйся, поскольку Ты идешь к жизни вечной». Обрадовавшись этой вести, Богоматерь, исполненная горячего желания отойти к Сыну, направилась на Елеонскую гору, чтобы по обыкновению помолиться в тишине. И случилось чудо: когда Всесвятая взошла на вершину холма, растущие там деревья опустили ветви и склонились перед Ней, воздавая славу Владычице мира, как разумные слуги.
Помолившись, Всесвятая вернулась к Себе на гору Сион606. Когда Она вошла в Свой дом, неожиданно все задрожало. Возблагодарив Бога, Она зажгла свет и позвала близких и соседей. Она Сама привела все в порядок, подготовила Себе погребальное ложе и велела принести необходимое для похорон. Пришедшим на Ее зов женщинам Она открыла о предстоящем отшествии на Небо и в доказательство дала им полученную от Ангела пальмовую ветвь – символ победы и нетления. Ее близкие, сохранявшие земные привязанности, приняли это известие со слезами и сокрушением и умоляли Божию Матерь не оставлять их сиротами. Но Она заверила, что, перейдя на Небо, не перестанет хранить их и весь остальной мир Своими молитвами. При этих словах женщины перестали плакать и занялись необходимыми приготовлениями. Кроме того, Всесвятая распорядилась отдать два Свои платья, составлявшие всю Ее одежду, двум бедным вдовам, которые были Ее спутницами и подругами607.
Едва Она произнесла эти слова, как дом снова задрожал с сильным шумом, подобным грому, и наполнился облаками, которые принесли апостолов со всех концов земли. Таким образом, на погребении Владычицы в их лице таинственно присутствовала вся Церковь. К собору апостолов присоединились святые иерархи, такие как св. Иерофей [4 окт.], св. Дионисий Ареопагит [3 окт.] и св. Тимофей [22 ян.]608. С глазами, полными слез, они сказали Божией Матери: «Если бы Ты, Владычица, осталась с нами и жила среди нас, это было бы для нас большим утешением. В Тебе мы видим Твоего Сына и нашего Учителя, но если есть Его воля перенести Тебя на Небо, нам остается плакать и сокрушаться. Однако мы также радуемся тому, что Тебе уготовано». Она ответила: «О ученики и друзья Моего Сына и Бога! Не превращайте Мою радость в грусть, но похороните Мое тело в том же положении, в каком оно будет на погребальном ложе».
В этот момент в Ее дом прибыл избранный сосуд – святой апостол Павел. Он припал к ногам Всесвятой, чтобы почтить Ее, и воздал хвалу такими словами: «Радуйся, Матерь жизни и мое проповедание! Хоть я и не видел Христа телесно, но, глядя на Тебя, мне кажется, что я вижу Его».
После последних прощаний со всеми собравшимися Пренепорочная легла на смертное ложе так, как Ей хотелось, и обратила жаркие молитвы к Сыну о сохранении и умиротворении всего мира. Благословив апостолов и иерархов, она, улыбаясь, тихо предала Свою душу, белую и сияющую ярче света, в руки Сына и Бога, явившегося в окружении Архангела Михаила и сонма Ангелов. Ее смерть наступила без боли и страданий, так же, как безболезненны были Ее роды.
Петр, старший среди апостолов, запел погребальную песнь, а другие апостолы подняли гроб. Остальные шли впереди с факелами и пением гимнов. Впереди всех шел Иоанн Богослов с победной пальмовой ветвью, сопровождаемый учениками. Слышно было ангельское пение, сливавшееся с пением людей, – Небо и земля были наполнены погребальным пением в честь Владычицы мира. Воздух наполнился благоуханием при вознесении Ее души, и земля освятилась погребением Ее тела. Множество больных получили исцеления.
Не в силах стерпеть этого, начальники иудеев стали подстрекать толпу опрокинуть гроб, в котором лежало животворящее тело. Но Божественное правосудие разрушило их темный замысел – все они были поражены слепотой. Самому дерзкому из них, иудейскому священнику Афонии, удалось схватиться за священное ложе – тут же обе руки его, как мечом, были отсечены Ангелом Божия гнева и приросли к гробу, являя собой жалкое зрелище. Раскаявшись в результате наказания, он уверовал всем сердцем. По молитве Петра его руки срослись и стали средством исцеления для его товарищей: ему дали пальмовую ветвь, и он стал прикладывать ее к глазам иудеев, исцеляя одновременно их телесную и душевную слепоту.
Дойдя до Гефсиманского сада, апостолы похоронили тело Пресвятой Богородицы и оставались там в течение трех дней. Их молитвы сопровождались непрестанным Ангельским пением609. По Божественному Промыслу один из апостолов (по некоторым свидетельствам, это был Фома) не присутствовал на погребении. Он прибыл в Гефсиманию лишь на третий день и не мог утешиться от того, что не увидел в последний раз Пресвятую Богородицу. Тогда, по общему согласию, другие апостолы решили открыть могилу, чтобы Фома почтил Ее. Но, отвалив камень, закрывающий вход, они с удивлением обнаружили, что тела там нет, а плащаница, в которую Богородица была завернута, лежала на месте пустая, сохраняя форму Ее тела. Это было неоспоримое доказательство перенесения Божией Матери на Небо, то есть воскресения и вознесения Ее тела, вновь соединившегося с душой на Небесах, у Сына, чтобы быть нашей ходатаицей и заступницей пред Богом610.
Мария, дочь Адама, ставшая настоящей Матерью Бога и Матерью жизни, родив Того, Кто есть сама жизнь (ср.: Ин.14,6), прошла через смерть. Но в Ее смерти нет ничего уничижительного, потому что проклятие Адама, побежденное Христом, Который добровольно взял его на себя ради нашего спасения, стало животворящей смертью и началом новой жизни. Гефсиманская гробница так же, как и Гроб Господень, оказывается брачным чертогом, где совершается нетленный брак.
Надо было, чтобы Пресвятая Дева, во всем сходная со Христом Спасителем, прошла всеми путями, проложенными Христом для освящения нашей природы. Следуя за Ним в его страданиях и видя Его Воскресение, она вкусила смерть. Разлучившись с телом, Ее Пречистая душа слилась с Божественным светом, и Ее тело, пробыв недолгое время в земле, воскресло по благодати воскресшего Христа. Это духовное тело было принято на Небе как куща Богочеловека, как Божий престол. Оно является важнейшей частью тела Христова и часто сравнивается святыми отцами с самой Церковью, жилищем Бога среди людей, начатком нашего будущего состояния и источником нашего обожествления. Пречистое лоно Матери Божией, Царство Небесное, открылось нам. Поэтому Ее перенесение на Небо явилось для верных источником радости и залогом того, что в Ее лице все человеческое естество, ставшее обителью Христа, призвано к жизни в Боге.
* * *
Как и в случае с другими праздниками Богородичного цикла, литургическая и иконографическая традиция опирается в основном на апокрифы (Псевдо-Иоанн Богослов и Псевдо-Мелитон), очищенные от содержащихся в них вероучительных ошибок. Первоначально в Иерусалиме Успение праздновали в январе, а затем при императоре Маврикии (582–602) этот праздник был установлен 15 августа и сделан обязательным на всем Востоке. Он получил широкое распространение благодаря проповедям, произнесенным по этому поводу святыми отцами и великими церковными ораторами свв. Андреем Критским, Иоанном Дамаскиным, Германом Константинопольским, Феодором Студитом, Григорием Паламой и др. [См.: Mimouni S. С., Dormition et Assomption de Marie. Paris, 1995; Shoemaker S.J. Ancient Traditions of the Virgin Mary s Dormition and Assumption. Oxford, 2002.]
По некоторым источникам, это был Архангел Гавриил, как при Благовещении. Предполагают, что это событие произошло примерно через одиннадцать лет после Воскресения Христова, когда Божией Матери было пятьдесят девять лет.
Как пишут многие авторы, она жила в доме св. Иоанна Богослова на Сионе.
См.статью о положении Ризы Божией Матери под 2 июля.
Об этом эпизоде сообщается в трудах, приписываемых св. Дионисию Ареопагиту, «О Божественных именах» (3,2 //PG 3, 681–684).
Рассказывают, что, вернувшись с похорон, апостолы собрались за поминальной трапезой, положив на место, оставленное для Христа, треугольный кусок хлеба. Но когда они взяли его, призывая по обыкновению имя Христово, услышали с Неба голос Пресвятой: «Радуйтесь, ибо Я с вами до скончания дней!» Возрадовавшись, все апостолы в один голос воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Это стало началом службы Вознесения панагии, совершаемой в монастырях по окончании праздничной трапезы (см. Великий часослов).
По апокрифу Псевдо-Иоанна тело Святой Девы вначале было перенесено в рай к Древу Жизни, где Архангел Михаил вновь вложит в него душу. Святые отцы, однако, воздерживаются от догматических высказываний по данному вопросу,который остается предметом церковного почитания, а не богословским определением. Они предпочли видеть в этой тайне «преставления» (метастасис»)на небо Божией Матери завершение искупительных трудов «со-воскресение» и «со-преставление» Святой Девы, применяя, однако, понятие «воскресение»(«анастасис») только к Спасителю. Что касается понятия «взятие на небо», недавно принятого Римской Католической церковью в качестве догмата (1950), как неизбежное следствие догмата о непорочном зачатии (1854), то оно позволяет сделать предположение, что Божия Матерь, будучи отчужденной от наследия Адама (первородный грех и его следствие – смерть), не умерла, но была прямо перенесена телом и душой на Небо.