7 августа
Память прп. Иосифа Критского, прозванного Барба-Янис536
Прп.Иосиф родился в 1799 г. на развалинах Капсского монастыря, где его родители скрывались от турок. В святом крещении он был наречен Иоанном. Не имея возможности получить образование, он выучил наизусть многие церковные службы. Однако из-за вспыльчивого и необузданного характера Иоанн постепенно забыл усвоенное в юности благочестие, и его родители вынуждены были отослать сына работать подальше от дома, чтобы избежать ссор с местными турками. Самостоятельная жизнь только ухудшила его характер. И когда он женился, супруга напрасно старалась исправить Иоанна.
Однажды в воскресенье он пошел в село, чтобы продать дрова. Жене не удалось уговорить его соблюдать день Господень, и она отправилась вместе с ним. Вернувшись, Иоанн обнаружил, что его младшая дочь сгорела заживо около дома. Он был настолько глубоко потрясен этим несчастьем, что вся его жизнь совершенно изменилась. Иоанн вернулся жить в поселок. По действию Божественной благодати его резкий и грубый характер совершенно исправился – он стал кротким, благочестивым и милосердным. Иссушенная земля его сердца, орошенная потоками слез, произрастила плоды святых добродетелей в назидание остальным христианам.
Однажды в 1840 г. святой впал в глубокий сон, длившийся более сорока часов. Проснувшись, он исцелил парализованную старую женщину. На расспросы ближних он с удивительным красноречием рассказал, как Ангел привел его на чудесное поле, где росли благоуханные растения, и оттуда он мог видеть жилища избранных, потом Ангел показал ему наказания осужденных. С тех пор Иоанн исполнился благодати, и речи этого необразованного человека стали источником духовного просвещения. С тех пор все стали называть Иоанна Барба-Янис537.
Святой исцелял больных, поэтому вскоре толпы верующих стали стекаться к его жилищу. Это обстоятельство вызвало беспокойство властей. Человека Божия три раза вызывал в Ираклион турецкий губернатор Крита и угрожал ему тюрьмой или ссылкой. Но когда Иоанн исцелил сына паши, его оставили в покое, посоветовав лишь избегать большого скопления людей.
После этого местный епископ Иларион, стремясь положить конец служению святого, обвинил его в самозванстве. Однажды, когда предстоятель, совершая пастырский обход, остановился в селе, где жил Барба-Янис, он с раздражением увидел, что толпа христиан собралась у его жилища. Внезапно лошадь епископа, с которой он только что слез, пришла в неистовство. Она не подпускала к себе никого, даже собственного жеребенка. Тогда позвали Барба-Яниса – и тот сразу же исцелил лошадь. Признательный епископ обнял его и благословил.
Через семь месяцев блаженный, которому стали досаждать почести и слава, решил стать монахом и уединиться в разрушенном Предтеченском Капсском монастыре, который был свидетелем его рождения, крещения и венчания. Оставив семью на попечение Промысла и взяв с собой лишь посох, он поселился на развалинах обители.
Однако свет добродетелей святого не позволил ему долго пребывать в безмолвии, к чему он так стремился. Несмотря на удаленность выбранного им места, к нему вскоре стали приходить верующие и просить молитв и советов. Иоанну пришлось построить для них несколько келий. Затем, когда некоторые из учеников захотели принять монашество и жить под его руководством, он полностью восстановил монастырь, положив на это много трудов. В 1863 г. была освящена новая церковь. В том же году Иоанн был пострижен в монахи с именем Иосиф.
Четыре года (1866–1870) преподобный провел в монастыре Святой Софии, расположенном в двадцати километрах от Предтеченского монастыря. Затем он вернулся в Капсу и последние пять лет жизни подвизался в крайне строгой аскезе, чтобы подготовиться к переходу в жизнь вечную, о которой ему было открыто Богом. Когда от постоянных трудов его голос был уже едва слышен, он продолжал принимать всех приходящих к нему, наставляя в христианских добродетелях. Иосиф учил: «Без милосердия все напрасно». Через его чудеса на верующих изливалось Божественное милосердие, но он пророчествовал также и о бедах, которые должны были вскоре обрушиться на Крит вследствие революции и братоубийственной войны. Однажды Ангел показал ему святые места, которые он потом описывал так, как если бы действительно побывал там.
Вскоре после этого прп. Иосиф отошел ко Господу 6 августа 1874 г. Седьмого мая 1982 г. были обретены его честные мощи, от которых продолжают совершаться чудеса и исцеления.
* * *
Издавна местно почитаемый критский святой, канонизирован Константинопольским Патриархатом в 2002 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Народное новогреческое обращение, которое по-русски наиболее точно можно передать выражением «дядя Ваня» или «дед Иван».