27 июля
Память прп. Анфусы исповедницы, игумении Мантинийского монастыря
Св. Анфуса (Анфиса) подвизалась в VIII в. Она была дочерью благочестивых родителей, Стратигия и Февронии. С ранних лет Анфуса желала сохранить девство и удалиться от мира, чтобы вести уединенную жизнь в пустынях и горах.
Однажды через место, где она жила, проходил иеромонах Сисиний, украшенный всеми добродетелями и получивший от Бога дар творить чудеса. Анфуса попросила инока дать ей правило для начала монашеской жизни. Указав ей правило молитвы и подвига, Сисиний, желая испытать послушание девы, велел ей броситься в горящую печь. Блаженная безо всяких колебаний вошла в печь и через несколько мгновений вышла оттуда невредимой. Тогда святой инок научил ее всему необходимому, для того чтобы приблизиться к Богу, затем постриг в монахини и велел идти на Мантиний, небольшой остров на озере около гор.Периклия366. Старец предсказал, что там она станет игуменьей монастыря, в котором будут подвизаться девятьсот монахинь.
Добравшись до острова, святая начала жить в строгом воздержании. Она носила железные вериги и грубую власяницу и совершала духовные подвиги, которые приготовили ее к тому, чтобы стать достойным жилищем Святой Троицы. Спустя некоторое время она попросила у Сисиния благословения построить церковь, посвященную Святой Анне, матери Богородицы. Когда строительство было закончено, стало сбываться пророчество Сисиния: вокруг святой собралось около тридцати учениц. После смерти духовного отца община продолжала расти, и Анфуса построила еще две церкви: посвященную Божией Матери – для монахинь, и святым апостолам – для монахов. Последние были учениками Сисиния, которые после смерти наставника решили поступить под духовное руководство св. Анфусы.
Император Константин Копроним, враг Христа и святых икон, услышав о святой и ее верности православным догматам, послал своих людей в Мантинийский монастырь, чтобы насадить там свою ересь. Блаженная встретила императорских посланцев вместе со своим племянником, который был игуменом мужского монастыря. Сначала его бичевали в течение многих часов, но, подбадриваемый св. Анфусой, он остался неколебим. Тогда воины схватили Анфусу и, привязав за руки и за ноги, стали хлестать воловьими жилами. Они собрали множество икон, находившихся в монастыре, подожгли их и положили на голову, руки и ноги святой, а под ноги – горящие угли. По благодати Христовой она оставалась невредимой в испытаниях. Тогда, после всех мучений, ее отправили в изгнание.
Спустя некоторое время (756) через эти края проходил император, шедший со своим войском на войну с арабами. Он велел позвать святую и стал угрожать ей ужасными пытками, но внезапно был поражен слепотой и поэтому прекратил беспокоить Анфусу. Позднее, когда императрица во время родов находилась на грани смерти, св. Анфуса предсказала ей, что она родит близнецов, сына и дочь, и даже описала жизнь каждого из них. Благодарная императрица стала с тех пор покровительницей обители, пожаловав села и различные дары, а император прекратил преследования.
После этого преподобная прославилась по всей стране, и отовсюду к ней стали приходить люди: кто за благословением, кто для того, чтобы поступить в монастырь под ее руководство, а кто за исцелением от болезней. Совершив великое множество чудес, она почила в Господе и была похоронена в келье, где провела свою жизнь.
* * *
Древние авторы считали, что Мантиний находился в Пафлагонии. По другому мнению, озером Периклий следует считать озеро, находящееся в провинции Гонориада (восток Вифинии), к востоку от Клавдиополя, и называемое в настоящее время Джагагёль. Мантинийский монастырь упоминается также в статье о новомученике Романе [1 м.] и в пространном «Житии св. Петра Атройского» [3 ян.].