16 июля
Память св. мч. Афиногена, хорепископа Пидахтойского, и десяти его учеников230
В начале IV в. преследования христиан, начатые Диоклетианом и продолженные Галерием (ок.305), охватили всю империю. Детей побуждали предавать отцов, и повсюду проливалась кровь. В эти времена в гор. Севастию в Малой Армении прибыл правитель Филомарх в сопровождении процессии языческих жрецов и музыкантов, играющих на флейтах и кимвалах. Император тотчас воссел на судейском месте, и глашатай возвестил, что все жители города должны принести жертвы императорским богам. Но множество людей в один голос ответили: «Мы христиане и не приносим жертв идолам!» После этого началось великое избиение, явившее Господу сонм славных мучеников.
В то время некий Николай донес правителю, что хорепископ231 Афиноген, подвизающийся в монастыре в Пидахтое232, побуждает население противиться эдиктам императора. В монастырь отправили воинов, которые, не найдя там святого, схватили его десятерых учеников233 и, связав, привели в Севастию. Правитель заключил их в тюрьму и приказал отыскать наставника.
На следующий день, вернувшись в монастырь, св. Афиноген повсюду искал учеников и, не найдя, со слезами стал молиться Господу. И тотчас олениха, с самого рождения вскормленная в монастыре, приблизилась к святому, облобызала его ступни и поведала человеческим голосом, что его ученики были схвачены воинами и отведены в Севастию на мученичество. Святой благословил ее и поспешил возвратиться в город. Представ перед судьей, он громким голосом объявил тирану, что гнев Господень обрушится на него за все испытания, которым он подверг христиан. Брошенный в темницу, Афиноген с радостью воссоединился с учениками и воодушевил их быть твердыми до конца, дабы занять место на пиру Господнем, куда их призывает Христос.
На следующий день они предстали перед Филомархом. Он обещал подвергнуть их ужасным пыткам, как уже поступил с другими христианами, которые отказались приносить языческие жертвы. Святой отвечал, что эти блаженные мученики теперь ликуют с Ангелами и что у него самого и у его учеников есть лишь одно желание – присоединиться к ним. Правитель приказал своим приближенным повесить учеников на дыбу и разодрать им бока. Поскольку христиане оставались непреклонными и даже под пыткой обличали тирана, тот велел их обезглавить. Так святые мученики удостоились блаженства в раю.
Вслед за этим привели Афиногена, и Филомарх спросил: «Где же твой Христос? Отчего Он не пришел и не избавил твоих товарищей ?» Святой был так же, как его ученики, повешен на дыбе и жестоко избит. Под ударами он кричал: «На Тебя вся надежда моя, Господи. Дай мне спасение в милосердии Своем». И послышался голос с небес: «Будь мужественным, избранник Мой, и не бойся, ибо Я с тобой, дабы сохранить тебя!» Внезапно мучителей разбил паралич, так что советник правителя, Филипп, вскричал: «Я же говорил тебе, что он колдун! Скорей избавь нас от него!» Филомарх тотчас произнес смертный приговор, но, вняв просьбе святого, согласился совершить казнь в его монастыре.
Едва шествие достигло обители, появилась олениха и пала к ногам святого. Афиноген сказал ей: «Ты была отлучена от братии, а теперь будешь отлучена и от того, кто вскормил тебя. Пусть же Господь сохранит твое потомство от охотничьих стрел, если каждый год в день нашей памяти ты будешь приносить одного из своих оленят в жертву Господу». Он благословил ее и отпустил с миром. Затем святой помолился Господу за тех, кто будет праздновать его память, и, получив свыше ответ на свою мольбу, преклонил голову под меч, дабы соединиться с учениками на небесном пиру.
Воля святого была исполнена: с тех пор каждый год в день его памяти во время чтения Евангелия на литургии олениха, неся олененка, входила в церковь и оставляла детеныша у подножия алтаря. Затем христиане закалывали и съедали его во славу Божию и в честь св. Афиногена234.
* * *
Мы приводим здесь их «Мученичество» в том виде, в каком оно сохранилось в Синаксарях. Другая его версия, изданная недавно, по-иному представляет события и позволяет связать их с другим св. Афиногеном. Чтец Аристон и певчий Севериан, воспламененные рвением к вере, представили правителю Севастии Агриколаю без согласия епископа Афиногена пасквиль, весьма поносящий государей. 12 июля Агриколай приказал обоим клирикам явиться на открытый суд в Севастии. Подтвердив, что именно они – авторы пасквиля, клирики признали, что сжигали языческие святилища везде, где только находили. Желая умертвить Аристона, правитель приказал привязать его к дыбе. Медленно содрав с него кожу, он повелел то же сотворить и с Северианом. Затем магистрат вызвал Аристона, утверждая, что его спутник согласился вознести жертвы. Аристон отказался верить этому и заявил, что сам ни за что не согласится на такое. В ярости правитель приказал предать его огню. Затем Агриколай вызвал Афиногена и обвинил его в авторстве пасквиля, призывающего к восстанию против императоров. Епископ отвечал ему: «Если желаешь, поспрашивай по всему Понту и по всему городу, дабы узнать, как я жил по-христиански. Что до нас, мы учим так: воздай кесарю кесарево, Богу Божие – вот почему мне не позволено было замышлять что-либо против императора». Агриколай вынудил его подтвердить свою верность, исполнив императорский эдикт, предписывающий христианам возносить жертвы богам. «Я родился христианином, был воспитан христианином, христианином и умру»,– отвечал святой. Правитель, уразумев, что не способен ничего предпринять против решения святого, приказал сжечь его живым вместе с Северианом. (См.: Passion inedite dAthenogene de Pedachtoe en Cappadoce. 22–36 / Trad. P. Maraval // Subsidia Hagiographica, 75. Bruxelles, 1990. P. 51–77).
Сельский епископ, помощник епископа епархии, обладающий лишь ограниченными полномочиями.
Называемом также Гераклеополем (Бедохтон).
Имена их известны по некоторым спискам и по службе им: Афиноген, Аммон, Антиох, Езекия, Феофраст, Клеоник, Максимин, Патрокл, Петр и Ригин.
Этот обычай, засвидетельствованный в Македонии, возможно, имеет языческое происхождение. Армянское «Житие св. Григория Просветителя» отмечает, что этот святой содействовал положению мощей св. Афиногена и установил его культ, заменив им языческий земледельческий праздник. Именно поэтому имя св. Афиногена столь известно в Армянской Церкви.