10 июля
Память святых сорока пяти мучеников в Никополе Армянском
В начале IV в. нечестивый Лициний воздвиг гонение на христиан по всей Восточной Римской империи. В это время (ок.316) префект Лисий прибыл в Никополь, город в Малой Армении в верховьях р.Лик132, готовый преследовать всякого, кто нарушит императорские указы. Знатнейшие люди города христиане Леонтий, Маврикий и Даниил, а также сорок других верующих добровольно предстали перед ним и дерзновенно исповедали себя Христовыми учениками. При этом они предложили правителю исполнить императорское повеление, и Лисий приказал привести их к себе на суд.
Леонтий объявил префекту, что они отказываются поклоняться идолам из послушания заповедям Христовым, Который был распят и воскрес ради спасения всех людей. Разгневанный такой дерзостью, Лисий повелел раздробить им челюсти камнями. Когда сподвижники Леонтия стали проклинать чиновника, служителя сатаны, христианин сказал им: «Братья, не браните тех, которые сами на себя навлекли проклятье, но молитесь за гонящих вас» (Мф.5:44).
Затем Лициний попытался поколебать их решимость, посулив различные блага, но святые отвечали ему насмешками.
Тогда он приказал заключить мучеников в темницу, запретив давать им хлеб и воду, несмотря на чудовищную жару. Они вошли в застенок, прославляя Бога за то, что Он сподобил их пострадать за Свое имя. Леонтий укреплял остальных в решимости претерпеть брань до конца, напоминая о подвигах их предшественников.
Одна женщина по имени Василла (Васианна) сумела обмануть бдительность стражей и принести страдальцам воды. На следующее утро они снова предстали перед Лисием, который подверг их жестоким пыткам: он приказал содрать с них кожу, а затем солдаты растирали раны глиняными черепками. Святые мученики мужественно переносили страдания, которые продолжались до шестого часа. Затем их вновь отвели в тюрьму, а Василла укрепляла их мужество.
В ту ночь им явился Ангел и сказал, что конец страданий уже близок и их имена записаны на Небесах. Тюремщики Меней и Бирилад (Билирад) также стали свидетелями видения. Они бросились к ногам святых, исповедуя Христа. Христиане с радостью приняли этих работников одиннадцатого часа (Мф.20:1–16) как братьев и пообещали, что и они не лишатся обещанной награды.
Новость об обращении дошла до правителя. Рыча от ярости, подобно разъяренному льву, он велел привести к себе сорок пять мучеников и топором отрубить им руки и ноги, а затем всех вместе ввергнуть в раскаленную печь. Их тела, брошенные в реку Лик, были обретены благочестивыми христианами, которые перенесли святые останки в Никополь. С тех пор мученики почитаются как покровители этого города133.
* * *
Ныне Келькит.
Их ежегодный праздник упоминается в письме св. Василия Великого Евсевию Самосатскому (см.: Ер.95//PG 32, 489).