27 марта
Память священномученика Иринея, епископа Сирмийского (Сремского), и с ним пострадавших Ора и Оропсиса (Оропса), усеченных мечом298
Св. мученик Христов Ириней был епископом Сирмия299, столицы Паннонии Второй, ок. 304 г., при Диоклетиане и Максимиане. Ириней с уверенностью возвещал Слово Божие и обратил ко Христу большое число сограждан, поэтому он был арестован язычниками и приведен к правителю провинции по имени Проб.
Магистрат спросил мученика о том, кто он такой, а затем предложил принести жертвы непобедимым богам, дабы мирно жить в городе. Доблестный ученик Христов ответил, что никоим образом не подчинится языческим обычаям и ему нет дела до мира, который предлагает магистрат. Тогда епископа подвергли пыткам: бичеванию, строганию железными когтями и розгам, доведя жестокость до предела, но св. Ириней остался неколебим в исповедании Спасителя.
Тогда, дабы сломить мученика, Проб заставил семью300 святого присутствовать при пытках. Жена и дети Иринея целовали его ноги и умоляли сжалиться над ними, в то время как мать святого и слуги рассыпались в жалобах. Поскольку правитель принуждал его уступить и смягчиться при виде этих слез и не потерять лучшую часть своей жизни, святой ответил, что как раз, чтобы не погубить себя навечно, он и отказывается принести нечистые жертвы.
Его отправили в тюрьму, и несколько дней спустя он снова предстал перед проконсулом. Когда его спросили, не изменил ли он суровости по отношению к жене и детям, святой, возводя душу над природными чувствами, ответил: «Спаситель учил нас, что если кто предпочтет Ему отца, мать, жену или детей (ср.: Мф. 10,37), не достоин Его. Поэтому, когда я думаю о Боге и о блаженстве, которое Он обещал Своим верным служителям, я презираю все земное. Мои дети не много потеряют от моей смерти, потому что я оставляю их ради Бога Отца, Которому они поклоняются вместе со мной. Я верю, что Он позаботится о них и сделает наследниками Своего Царства. Итак, исполни то, что тебе приказано».
Магистрат повелел утопить его в р. Саве. Св. Ириней сказал, что после стольких угроз ожидал более жестокой смерти. Тогда, выйдя из себя, Проб приказал его обезглавить, прежде чем бросить в реку. Мученика привели на мост Артемиды. Когда с него совлекли одежды, он вознес благодарность Христу за то, что через страдания он удостоился быть участником вечной славы. После этого воины отрубили ему голову и бросили тело в реку. Впоследствии к востоку от города была воздвигнута церковь в честь св. Иринея, где его почитали, как одного из самых прославленных мучеников Сирмия.
По преданию, два христианина, вероятно египтяне, Ор и Оропсис, тогда же предстали перед судом. Их бросили в большую печь, но дождь, сошедший с небес, угасил пламя. Затем их отдали в пищу диким животным, однако те не тронули святых. После того как Ор и Оропсис избежали и других мучений, их обезглавили и бросили в р. Саву.
* * *
«Константинопольский Синаксарь» упоминает под 22 августа неких Иринея, Ора и Оропсиса (Оропса), с ним пострадавших, приводя их краткое «Мученичество», которое не указывает точно ни места, ни даты. Но в «Императорском минологии» (XI в.) Ор и Оропсис соединяются со св. Иринеем Сирмийским. При этом некоторые подробности заставляют предположить, что эта версия является более аутентичной. См.: Dolbeau Е. Le dossier hagiographique d’Irénée, évêque de Sirmium / Antiquité tardive. 7 (1999), 205–214.
Ныне гор. Сремска-Митровица.
Безбрачие, постепенно входившее в употребление на протяжении IV в., было окончательно предписано епископам только в правление императора Юстиниана.