24 марта
Память преподобного Захарии Скитского256
Во времена, когда тысячи боголюбивых людей покидали города и деревни, чтобы населить пустыни Египта, св. Карион также удалился в Скитскую пустыню, оставив жене заботу о воспитании двух маленьких детей. Некоторое время спустя в Египте начался голод, и бедная женщина, лишившись всего, отправилась в Скит вместе с двумя детьми, чтобы попросить Кариона не оставить их умирать от голода. Тогда авва Карион взял с собой в келью сына Захарию и воспитал в строгом соблюдении монашеских правил.
Когда мальчик подрос, некоторые монахи, хотя и было известно, что это его сын, начали роптать против такого совместного проживания, сочтя его подозрительным. Карион сказал Захарии: «Поднимайся и идем отсюда, ведь отцы ропщут по поводу нас». Они отправились в Фиваиду, где им предоставили келью. Но по прошествии некоторого времени и здесь начали распространяться те же толки. Они снова обратились в бегство и вернулись в Скит, но опять подверглись тому же злословию.
Преподобный Захария Скитский. Монастырь Ксиропотаму на Афоне. XVIII в.
Тогда, не говоря ни слова, Захария отправился к озеру, полному селитры, и обнаженный погрузился в него по шею. Когда через много часов юноша вышел из озера, он был весь обезображен и тело его до такой степени стало похоже на плоть прокаженного, что отец едва узнал сына. В следующее воскресенье Захария предстал перед братией. Тогда авва Исидор, скитский пресвитер, получил от Бога откровение о героическом деянии мальчика и провозгласил: «В прошлое воскресенье Захария причащался как человек, теперь он приближается к Тайнам как Ангел!»
Благодаря самопожертвованию Захария действительно стал избранным сосудом благодати, так что авва Макарий [19 янв.] пришел навестить его и спросил: «Скажи мне, каково монашеское делание?» Захария сначала отказывался говорить перед лицом учителя пустыни, но затем ответил: «Что касается меня, авва, то я считаю, что монах есть тот, кто принуждает себя во всем».
Авва Моисей Мурин [28 авг.], богоносный муж, который вызывал удивление всех монахов Скита, также пришел к юноше просить о слове спасения. Когда Захария бросился к его ногам, он добавил: «Чадо мое, я видел Духа Святого, сходившего на тебя, и с того времени я горячо желал спросить тебя». Тогда Захария снял свой куколь и начал топтать его ногами, приговаривая: «Человек, который не может позволить, чтобы с ним так обращались, не может стать монахом».
Когда Захария был на пороге смерти, авва Моисей подошел к его изголовью и спросил о том, что он видит. Захария ответил просто: «Авва, не лучше ли мне промолчать?» Несколько мгновений спустя он отошел ко Господу. Пресвитер Исидор, подняв глаза к небу, сказал: «Веселись, Захария, мое чадо, потому что врата Царства Небесного широко открыты для тебя!»
* * *
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 1993. С. 66–67.