22 марта
Память святой мученицы Дросиды Антиохийской235
Во времена гонения, бывшего в Антиохии, к языческому правителю привели юную деву Дросиду. Она показала себя более твердой и решительной, чем самые храбрые воины. Поскольку она стойко противостояла всем попыткам заставить ее отречься от Христа, ее бросили в пылающий костер. Дросида, уподобляясь трем отрокам в Вавилоне, не обращала внимания на огонь и считала пламя освежающей росой236, а костер – тигелем, в котором ее смертное тело должно было превратиться в обо́женное вещество, чище самого чистого золота.
Тогда как плоть святой истаивала, пожираемая пламенем, ее душа, семикратно очищенная, нашла блага, обещанные избранным, и просияла божественным светом, чей отблеск наполнил страхом диавольские силы. Она вошла в пламень так, как сходят в купальню, и сбросила телесную тяжесть так, как, желая омыться, избавляются от одежды, и потому сделала из костра брачные покои, в которых соединилась в целомудренном браке со Христом, своим Небесным Женихом. И с тех пор она правит вместе с Ним полноправно в Царстве Небесном, оставив верующим в утешение свой пепел, дарующий благодать.
* * *
Св. Иоанн Златоуст посвятил великолепную проповедь этой мученице начала IV в., которую приходили почтить крестным ходом на кладбище за пределами Антиохии (PG 50, 683–694). Однако он не дает почти никаких деталей касательно обстоятельств ее мученичества. Вероятно, именно поэтому ее отождествляют с дочерью Траяна, о которой мы рассказываем в статье, посвященной следующей памяти. Славянские Минологии вспоминают в этот день, вероятно, более точно, «св. Дросиду Антиохийскую и пять инокинь, с ней пострадавших». «Синаксарь» св. Никодима также приводит под 28 июля память св. мц. Дросиды, которая умерла, погруженная в тигель для плавки золота.
Дро́сос означает «роса».