28 января
Память преподобного Ефрема Сирина311
Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 г. Отец прп. Ефрема был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял св. епископ Иаков [13 ян.] и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в прп. Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению Небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Прп. Ефрем обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни прп. Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда с его уст не слетало необдуманного слова.
Преподобный Ефрем Сирин. «Минологий Василия II». XI в.
Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся с голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Прп. Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. Чудом, которое известно только тем, кто принес свою жизнь в жертву всесожжения во имя Господне, глаза прп. Ефрема превратились в неиссякаемые источники слез. Долгие годы ни днем, ни ночью, ни на одно мгновение эти светлые воды, несущие очищение и освящение «второго крещения» слезами, не переставали течь из его глаз. Они превратили лик прп. Ефрема в чистейшее зеркало, отражающее присутствие Божие. Святой постоянно оплакивал свои грехи или грехи других людей. Иногда, когда он переходил к размышлению о тех чудесах, которые Господь совершил ради нас, его плач превращался в слезы радости. Так возникал чудесный круг, в котором невозможно было различить начало и конец: в рыданиях рождались слезы, из слез – молитва, из молитвы – проповедь, которая прерывалась новыми рыданиями. Чтение замечательных поучений прп. Ефрема о сокрушении или его совершенно реалистичных описаний Страшного Суда не может оставить бесчувственным даже окаменевшее сердце. Многие поколения христиан вплоть до наших дней проливали обильные слезы над творениями прп. Ефрема, открывающими для грешников путь покаяния и обращения.
Через некоторое время после крещения, в возрасте около двадцати лет, прп. Ефрем бежал от городской суеты в пустыню, чтобы в тишине общаться с Господом и жить в окружении Ангелов. Он переходил с места на место, свободный от всякой привязанности, и шел туда, куда вел его Святой Дух ради пользы его души и душ его братьев. Так прп. Ефрем пришел в гор. Едессу поклониться святыням и найти святого человека, чтобы вместе с ним вести монашескую жизнь.
По дороге он встретил женщину дурного поведения. Святой сделал вид, что принимает ее предложение, и велел следовать за собой. Однако вместо того, чтобы искать уединенное место, подходящее для греха, он привел ее на людную городскую площадь. Блудница спросила: «Зачем ты привел меня сюда? Тебе не стыдно быть здесь, на глазах у людей?» Святой ответил: «Несчастная! Ты боишься человеческих взглядов, но почему ты не страшишься очей Господа, Который видит все и Который в последний день будет судить все наши дела и все наши мысли, даже самые потаенные?» Охваченная страхом, женщина покаялась. Тогда святой отвел ее туда, где она могла трудиться ради своего спасения.
Проведя несколько лет в Едессе, прп. Ефрем снова ушел жить в пустыню. Он услышал молву, восхвалявшую добродетели свт. Василия Великого, и тогда Господь удостоился его видения, в котором епископ Кесарийский был подобен огненному столпу, соединяющему небо и землю. Прп. Ефрем немедленно отправился в Каппадокию.
Он прибыл в Кесарию в день Богоявления и вошел в церковь как раз во время Божественной литургии. Хотя прп. Ефрем не понимал греческого языка, проповедь великого святителя потрясла его, ибо он видел, что на плече свт. Василия сидит белый голубь и говорит ему на ухо вдохновенные слова. Тот же голубь открыл свт. Василию, что в толпе прихожан стоит смиренный сирийский подвижник. Святитель велел прислужникам найти его и затем некоторое время беседовал с ним в алтаре. Господь внял молитве епископа – прп. Ефрем сразу заговорил с ним по-гречески, будто знал этот язык с детства. Василий Великий рукоположил прп. Ефрема в диакона и после этого отпустил на родину.
В это время Рим и Персия постоянно вели длительные войны (338–387). По всей Персии начались безжалостные преследования христиан, которые считались союзниками римлян. Прп. Ефрем в пустыне узнал о страданиях своих братьев и вернулся в Нисибин, чтобы помогать им трудами и словами. Еще в детстве Господь открыл подвижнику его будущее призвание в видении плодоносной лозы, произраставшей из уст отрока и заполнявшей всю землю. Все небесные птицы садились на эту лозу и насыщались ее плодами, и чем больше ягод они отщипывали, тем больше новых гроздьев появлялось на лозе. Благодать Святого Духа в таком изобилии изливалась на прп. Ефрема, что, когда он обращался к народу с проповедью, его язык не успевал произносить вслух все те Небесные мысли, которыми наполняло его ум Божественное вдохновение, и казалось, будто он поражен заиканием. Поэтому прп. Ефрем обращался к Господу с такой необычной молитвой: «Господи, умерь поток Твоей благодати!»
Прп. Ефрем постоянно наставлял народ и укреплял в вере, которой угрожали язычники и еретики. В остальное время он смиренно служил всем, будучи истинным диаконом и уподобляясь Христу, Который стал служителем для нас. Так из смирения прп. Ефрем всегда отказывался от священства. Добродетели, молитвы, плоды созерцания и размышления, та благодать, которую изливал на него Господь, – все это он считал не своим достоянием, а украшением Церкви, Невесты Христовой, облеченной в золотой венец с драгоценными камнями.
Когда в 338 г. Нисибин осадили персы, город был спасен благодаря молитвам св. Иакова [13 ян.] и прп. Ефрема. Однако за этим последовали новые войны, и в конце концов в 363 г. Нисибин был сдан жестокому персидскому царю. Прп. Ефрем, как и многие другие христиане, не пожелал жить под владычеством язычников и ушел в Едессу. Там он провел последние десять лет жизни.
Прп. Ефрем преподавал в Едесской школе, развивая заложенные св. Иаковом еще в Нисибине основания экзегетической традиции, которая с этого времени стала называться персидской школой. В этот же период была написана большая часть замечательных творений прп. Ефрема, в которых познание Господа и священных догм облачено в драгоценное одеяние несравненного поэтического языка. Считается, что прп. Ефрем написал более трех миллионов строк на сирийском языке: толкования к большинству книг Священного Писания, сочинения против ересей, гимны о рае, девстве, вере, о великих таинствах Спасителя и праздниках всего года. Большая часть этих гимнов вошла в богослужебные книги Сирийской Церкви, поэтому прп. Ефрема называют также цевницей Святого Духа и вселенским учителем. Другие весьма многочисленные сочинения дошли до нас под его именем на греческом языке. Это в основном сочинения о сокрушении, подвижничестве и монашеских добродетелях.
Во время голода 372 г. прп. Ефрем организовал помощь нуждающимся жителям Едессы. На следующий год он отошел ко Господу, окруженный многочисленными монахами и подвижниками, пришедшими из монастырей, пустынь и пещер, чтобы почтить последние минуты жизни святого. Прп. Ефрем оставил им трогательное «Завещание», исполненное смирения и сокрушения, в котором настоятельно просил всех любящих его не устраивать пышных похорон, но бросить его тело в общую могилу для чужеземцев и вместо цветов и благовоний помочь ему молитвами.
* * *
Для этой статьи использовано в основном «Житие прп. Ефрема», приписываемое свт. Григорию Нисскому (PG 46, 819 –850), но, скорее всего, написанное в VI в. Учение и духовная практика прп. Ефрема освещаются на основе его сочинений, сохранившихся на сирийском и армянском языках. См.: Brock S. L’CEil de lumiere. Abbaye de Bellefontaine, 1991 (Spiritualite orientale, 50). Греческие тексты, сохранившиеся под именем св. Ефрема и переведенные на русский язык, по большей части не совпадают с его аутентичными сирийскими творениями. – Прим. ред.