23 января
Память священномученика Климента, епископа Анкирского, и мученика Агафангела
Священномученик Климент, епископ Анкирский. Церковь Св. Георгия в Старо Нагоричино. XIV в.
Славный блаженный мученик Христов Климент жил в III в. Он происходил из гор. Анкиры в Галатии и был сыном язычника и христианки по имени Евфросиния. Мать перед смертью пророчествовала о том, что св. Клименту предстоит претерпеть долгие и жестокие страдания ради Господа. Мальчик был усыновлен святой и благочестивой женщиной по имени София и воспитан в благочестии. Еще ребенком он делился с бедными детьми всем, что было в его доме, и наставлял их в основах веры. С двенадцатилетнего возраста он постился и молился, как монах. Вскоре его рукоположили в диакона, затем в священника. Вскоре, всего лишь двадцати лет от роду он был возведен в сан епископа Анкиры. Тем не менее св. Климент правил духовной паствой с мудростью и разумением старца. Он более всего заботился о детях из бедных семей и сиротах, многих из которых крестил.
Узнав обо всех благодеяниях, совершенных молодым епископом, императорский наместник Анкиры приказал схватить его и привести на допрос, а затем подвергнуть бичеванию. Св. Климент был невозмутим и непоколебим и сказал наместнику: «Чем больше ты будешь истязать мое тело мучениями, тем лучше будет для моей души». Тогда ему сломали челюсть ударом камня, но святой еще больше радовался от того, что может пострадать, подобно Спасителю.
Правитель оставался бессилен перед мужеством мученика и отправил его в Рим к императору Диоклетиану. Когда св. Климент предстал перед ужасным тираном, тот приказал разложить перед ним с одной стороны драгоценности, а с другой – орудия пыток.
Вопреки ожиданиям императора, святой на это ответил:
«Драгоценные сосуды, которые ты здесь выложил для меня, лишь показывают, насколько более славны вечные блага рая, а орудия пыток заставляют еще больше страшиться вечных мук, уготованных в аду тем, кто отречется от Господа».
Тогда св. Климента стали мучить на колесе. Тело святого было истерзано в клочья, но он чудесным образом исцелился, что привело к обращению великого множества язычников, восклицавших, что поистине велик Бог христиан. Все они сразу же были заключены в тюрьму. Той же ночью новообращенным явился Ангел и принес им святое Причастие, которое они приняли из рук св. Климента накануне казни. Самого мученика вновь подвергли различным истязаниям: его бичевали до костей и жгли факелами, но он держался так стойко, словно мучения претерпевал не он, а кто-то другой.
После этого тиран отправил св. Климента в Никомидию, надеясь, что правитель города сможет его сломить. Один из новообращенных язычников по имени Агафангел, что значит «благой вестник», сумел избежать казни и скрыться из темницы. Он сел на корабль со св. Климентом, желая разделить страдания своего отца во Христе. С тех пор свв. Климент и Агафангел были неразлучны во всех испытаниях. В то время, когда их не предавали мучениям палачи, они истязали плоть постом и бдениями. В ответ на такие подвиги Господь посылал им Небесную пищу.
По прибытии в Никомидию их допрашивали и пытали, затем бросили в тюрьму, где их посетили Ангелы. Это видение привело к обращению других заключенных, которые были спасены по молитвам святых. После этого свв. Климента и Агафангела бросили диким зверям, но они остались невредимы. Тогда им пронзили руки раскаленными железными прутьями от пальцев до подмышек.
Народ, восхищаясь стойкостью, с которой мученики переносили боль, восстал против жестокого тирана. Тогда правитель велел вывести святых из города, посадить в мешки и сбросить с высокой горы. И вновь Ангелы Божии пришли святым на помощь и вернули их в город живыми и невредимыми. По дороге свв. Климент и Агафангел исцелили двух парализованных слепых. Правитель Никомидии побоялся, что жители города поднимут восстание в поддержку мучеников, и отправил воинов Христовых в Анкиру, на родину св. Климента. Там они оба были подвергнуты новым ужасным страданиям.
Из этих испытаний свв. Климент и Агафангел вновь вышли победителями. Тогда их решили перевести в понтийский гор. Амис236. Но дети, некогда крещенные св. Климентом, не отпускали его. Солдаты еле смогли оторвать их от епископа и безжалостно отрубили им головы. Подвергнутые новым мучениям, святые в темнице удостоились посещения Христа. Он исцелил их раны и воодушевил претерпеть мучения до конца.
Правитель Амиса Дометиан вынужден был признать свое бессилие. Он отослал мучеников в Тарс, где в это время находился соправитель Диоклетиана Максимиан. По пути святые молитвой извели воду из земли, чтобы напоить охранявших их солдат, а больные, подходившие прикоснуться к их ранам, сразу получали исцеление.
В Тарсе свв. Климент и Агафангел невредимыми вышли из раскаленной печи, подобно трем отрокам в Вавилоне. Затем их протащили по земле через весь город, и многие язычники, изумленные их подвигом, обратились ко Христу. Снова и снова безупречно перенося заключения, допросы и мучения, подвижники веры оставались тверды как алмаз, который испытывают ударами молота и огнем. Эти испытания во свидетельство о Христе продолжались двадцать восемь лет, что было предречено св. Клименту в видении.
После многолетнего заключения мученики снова были посланы в Анкиру и в девятый раз предстали перед правителем. После пыток св. Агафангелу отсекли голову, а св. Климент был заключен в темный каземат.
В день Богоявления его приемная мать София нашла способ проникнуть в тюрьму вместе с другими христианами. Они уговорили тюремных стражей отпустить св. Климента в церковь. Здесь, облачившись в белые одежды, он отслужил всенощное бдение и подал всем собравшимся святое Причастие. Затем добровольно вернулся в темницу.
Несколькими днями позже, 23 января 296 г., св. Климент снова совершал святую Евхаристию в церкви. Внезапно появились языческие воины, и один из них обезглавил епископа в тот момент, когда он склонил голову перед алтарем. Так священномученик, подобно Христу, стал агнцем для жертвоприношения. Диаконы, сослужившие св. Клименту, тоже были казнены. Благочестивая София похоронила тела всех троих неподалеку, в месте, называемом Криптон.
* * *
Ныне Самсун.