13 января
Память мучеников Ермила и Стратоника
Св. Ермил был диаконом в Сингидунуме (близ нынешнего Белграда) при тиране Лицинии, который правил с 308 по 324 г. Язычники донесли на него, и св. Ермил с радостью и готовностью принял солдат, пришедших арестовать его. Св. Ермила привели в амфитеатр, где он смело отвечал на вопросы императора, насмехаясь над неразумным поклонением идолам. За это ему разорвали щеки и заключили в тюрьму.
В узах св. Ермила посетил Ангел, утешил и призвал сохранять мужество до конца духовной брани. Когда святого вновь привели к императору, он показал на допросе, что его вера не только не поколебалась, но даже окрепла. Шесть человек бичевали его розгами, но казалось, что св. Ермил не чувствует никакой боли. Он только молился Богу, прося удостоить его стать причастником спасительных Страстей. Тогда с небес раздался глас, обещавший мученику венец через три дня.
Видя эти чудеса, тюремщик Стратоник обратился в истинную веру и стал другом св. Ермила. Но он еще не решался открыто исповедать веру и пойти на мученичество. На следующий день св. Ермила вновь вывели из темницы и стали подвергать ужасным пыткам. Св. Стратоник заплакал, видя, как его друга растянули на земле и непрерывно бичуют розгами с железными стриями на концах и как орлиными когтями ему распарывают живот до самых внутренностей. Переживания Стратоника вызвали подозрения у солдат, которые стали его допрашивать. Тогда он почувствовал, что пришло его время.
Мученики Ермил и Стратоник. «Минологий Василия II». XI в.
Святой не только сказал, что он друг мученика, но также объявил, что разделяет его веру и готов пойти на смерть из любви ко Христу. Его схватили и стали бичевать. Св. Стратоник исполнялся мужества, глядя на друга, и просил его молиться Господу, чтобы Он дал ему силы претерпеть мучения до конца. Когда их отвели в темницу, Небесный глас возвестил, что их подвиг увенчается победой на следующий день.
На заре пришли за св. Ермилом и, повесив на дыбу, стали разрывать его тело. Наконец, убоявшись нового Божественного вмешательства и отчаявшись вернуть св. Стратоника к идолопоклонству, тиран приказал посадить обоих мучеников в большую корзину и бросить в Дунай. Святые радовались, что теперь смогут вместе предстать пред Господом, и воспевали: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение». Воды реки, освященные телами мучеников, через несколько дней выбросили их на берег к великой радости христиан, которые похоронили святых с почестями в некотором отдалении от города.