10 января
Память святителя Феофана Затворника Вышенского, епископа Тамбовского и Владимирского
Святитель Феофан Затворник Вышенский. Современная икона
Отец Церкви нашего времени, св. Феофан родился в 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии и происходил из семьи священника. Его готовили к священному служению и отправили учиться в семинарию. С юных лет свт. Феофан имел характер кроткий и молчаливый, любил молитву и одиночество и этим отличался от соучеников. После семинарии он четыре года обучался в Киевской духовной академии. Здесь он приучился любить монашескую жизнь, часто посещая Киево-Печерскую лавру, где нашел духовного отца – прп. Парфения [17 мар.].
Тот начал наставлять юношу в таинствах духовной премудрости. Получив диплом, Феофан принял постриг и священный сан.
Обладая незаурядным умом и большой любовью к ученым занятиям, он стал преподавателем Петербургской духовной академии. Затем семь лет служил в Русской миссии на Ближнем Востоке, в основном в Палестине. За это время он в совершенстве изучил греческий язык и писания святых отцов. По возвращении в Россию Феофан стал ректором Петербургской духовной академии и вскоре был рукоположен в епископа, сначала Тамбовского, а затем Владимирского (1859). Однако святитель питал гораздо большую склонность к отшельнической жизни, чем к административной работе. Через семь лет он ушел на покой и удалился в небольшой Вышенский монастырь, где подвизался вплоть до блаженной кончины в 1894г.
Сначала он участвовал в литургической жизни общины, но с 1872 г. ушел в затвор и не виделся ни с кем, кроме своего духовника и игумена монастыря. Свт. Феофан жил в двух комнатах, где были только книги его богатой библиотеки. Образ жизни святого был очень строгим. Каждый день он служил Божественную литургию. Все то время, которое не было занято внутренней молитвой, свт. Феофан посвящал переводу на современный русский язык творений отцов Церкви, в первую очередь «Добротолюбия», сочинений об Иисусовой молитве и о подвижнической жизни. Он также вел обширную переписку с благочестивыми мирянами со всей страны. Дух свт. Феофана был открыт и западной философии, и современным ему интеллектуальным течениям. Тем не менее он оставался верен традиционному учению, умея разумно изложить его таким образом, чтобы не утратить самую суть.
В собственных сочинениях об Иисусовой молитве он не описывает подробно психосоматические методы или те наиболее умозрительные аспекты, которые можно найти в писаниях древних исихастов, но больше подчеркивает необходимость сосредоточивать ум в сердце на словах молитвы ко Господу, так чтобы «сердце слышало то, что думает ум». Таким образом оставляется место для чувства сердечного умиления и нежного тепла, которое происходит от присутствия Божия. Тем не менее свт. Феофан настаивает на необходимости отбросить все иллюзии, уча, что главные плоды молитвы – это страх Божий и сокрушение. Благодаря такому мудрому отношению к учению святых отцов, свт. Феофан сделал и до сих пор делает доступным самое драгоценное сокровище православной духовной традиции для многих ищущих Бога душ. Поэтому его по праву считают одним из тех, кому Русская Церковь обязана духовным возрождением накануне величайшего испытания революцией.