26 декабря
Память преподобного Константина Синадского
Прп. Константин родился в IX столетии в гор. Синаде, во Фригии. Он происходил из иудейской семьи. Однажды, когда ему было девять лет, мать взяла сына с собой на базар. Там мальчик приметил торговца-христианина. Часто позевывая, он каждый раз при этом осенял свой рот крестным знамением. Ребенок принялся подражать ему, еще не разумея значения крестного знамения. Затем он стал повторять этот жест при всяком случае, и осенение себя крестом вошло у него в привычку, через которую мало-помалу вся его жизнь преисполнилась благодатью Христовой.
Тогда мальчик стал с еще большим усердием и все возрастающей верой подражать и прочим делам христиан, живших по соседству с ним. Вскоре Константин начал различать в своем сердце таинственный голос, тихо рассказывавший ему о таинствах христианства и возжигавший в его душе пламенную любовь к Господу, имя Которого он часто призывал. Смиряя плоть суровым подвижничеством, он достиг того, что мог в течение нескольких дней обходиться без всякой пищи.
Когда умерла мать прп. Константина, ему явился в видении мч. Трофим Синадский, святой покровитель города [19 сен.]. Святой утешил его и произнес такие слова: «Сын мой, не оплакивай свою мать, не будь рабом сего бренного естества, ибо ты уже принял залог благодати!» Исполнившись решимости следовать и далее по пути, предначертанному Господом, и не связанный более узами семейной любви, преподобный тайком покинул родной город, дабы избежать женитьбы.
Он направился на гору Олимп в Вифинии, в IX в. славившуюся монастырями. По этому пути его вел огненный столп. Остановившись недалеко от Никеи во Флувутийском монастыре, где подвизались опытные монахи, он поведал свою историю игумену. Тот, желая убедиться в правдивости рассказа, поднес ему для целования крест. Когда юноша поднял голову, крест запечатлелся на его челе неизгладимым образом.
В крещении он был наречен в честь св. Константина Великого, также приведенного к познанию истины чудесным явлением святого креста [21 м.]. Когда преподобный вышел из купели, стопы его оставили на мраморном полу крестильни глубокий след. С той поры прп. Константин, несмотря на молодость, с ревностью предался духовной брани. Вскоре он превзошел добродетелями и, прежде всего, смирением даже наиболее искушенных в подвижнической жизни монахов. Всякое место, где он останавливался для молитвы, наполнялось тонким благоуханием, двери храма сами собой отворялись перед ним, а за душевную чистоту он стяжал дар различения самых сокровенных сердечных помыслов. Получив благословение продолжать подвиг в уединении, подвижник удалился на безлюдные склоны горы Олимп. Но через некоторое время игумена призвали в столицу, и его сменил другой, который приказал вернуть подвижника в монастырь как беглеца.
Однажды во время молитвы преподобному явился свт. Спиридон Тримифунтский, повелевший отправиться в паломничество на о. Кипр, родину святителя [12 дек.]. Желая получить пользу для души, прп. Константин посетил по пути Миры Ликийские и Атталию, после чего прибыл к берегам Кипра. Там Константину было видение: св. Паламон призвал его и повелел взять чудотворную святыню – его руку и доставить ее в Иакинфов монастырь возле Никеи.
На протяжении некоторого времени прп. Константин старался привести к вере Христовой многочисленных иудеев, живших в Вифинии. Однако обращение некоторых из них возбудило такую ненависть к преподобному в его прежних единоверцах, что его даже пытались убить.
Избавленный от смерти чудесным заступлением Пресвятой Богородицы, прп. Константин оставил свои миссионерские начинания и поселился в некоем пустынном месте на горе Олимп. Там он подвергался столь жестоким нападениям бесов, что ему казалось, будто все силы ада устремились сюда вслед за ним. Не теряя присутствия духа, преподобный неизменно отражал вражеские нападения знамением креста Господня. Он изнурял свое тело столь суровыми подвигами, что однажды провел сорок дней без пищи, стоя по пояс в мутном заболоченном пруду.
Проведя год в подобных подвигах, он покинул это место и отправился в окрестности Атрои, где поселился в келье неподалеку от монастыря Святого Андрея, куда приходил в дни больших праздников. Бесы и здесь ни на час не оставляли его в покое, но не могли поколебать дух святого, украсившего себя победным венцом и стяжавшего великий дар бесстрастия. Соединенный отныне с Господом нерасторжимыми узами любви, прп. Константин пребывал невозмутимым никакими соблазнами и искушениями и не нуждался более в уединении для ведения духовной брани.
Некоторое время он прожил вместе с несколькими другими подвижниками неподалеку от Балийского монастыря, а затем был приведен знамением огненного столпа в безлюдное место. Там Константин поселился отшельником, вкушая лишь немного хлеба и воды. Но и в этом уединении его вскоре стали навещать многочисленные посетители, каждого из которых он заботливо оделял каким-либо душеполезным поучением или советом. Постепенно вокруг прп. Константина собрались несколько учеников, образовавших некое подобие монашеской обители. Руководя ими преподобный во всем полагался на благую волю Божественного Провидения и нередко получал чудесную помощь в повседневных нуждах.
Время от времени Господь посылал ему откровения о том, что тому или иному монаху грозит опасность впасть в тяжкое согрешение. Преподобный старец незамедлительно отправлялся в путь и преодолевал пешком большие расстояния ради того, чтобы спасти брата от вечной погибели. В 884 г. преподобный направился в Константинополь, дабы успокоить смятение умов, вызванное поступками императора Василия Македонянина (862–886). Правитель имел слабость принимать клевету. Послушался он и клеветы на Льва, любимейшего из своих детей, и гневался на сына, которого все желали бы видеть преемником власти, велел стеречь его в заточении и угрожал смертью. Это и вызвало недовольство многих. Св. Константин пророчески предсказал покаяние и скорую кончину императора Василия.
До конца дней прп. Константин не переставал удивлять окружающих чудесами и пророчествами. Он почил в Господе во время празднования Рождества, восемью годами ранее предсказав свою кончину. Перед смертью преподобный сказал ученикам: «Господь зовет меня войти в радость празднества Своего»,– и в минуту отшествия св. Константина на Небеса по келье разлилось чудесное благоухание.
Впоследствии святые мощи прп. Константина источали чудотворное миро, исцелявшее от множества недугов.