18 декабря
Память святого мученика Себастиана и с ним пострадавших: Никострата, казнохранителя, жены его Зои, Кастория, Транквиллина, пресвитера, и сыновей его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, а также Тивуртия и Кастула
Славный мученик Христов Севастиан родился в Нарбонне в знатной римской семье, затем воспитывался в Милане. Около 287 г. он, благодаря своим выдающимся дарованиям, стал одним из приближенных императора Диоклетиана, который назначил его начальником первой когорты преторианцев. Тайно исповедуя Христа, св. Севастиан пользовался своим высоким положением для того, чтобы навещать томившихся в тюрьмах христиан, утешать и укреплять их в исповедании веры. Так он многим из них придал сил не дрогнуть перед пытками.
Маркеллин и Марк, знатные римские юноши-христиане, были схвачены по приказу префекта Хроматия и после многих пыток приговорены к смерти. В течение месяцев, предшествовавших дню казни, оба мученика Христова подвергались еще более страшному испытанию, слыша стенания и мольбы своих жен и родителей, умолявших не оставлять их. Любовь и сострадание к ближним по плоти едва не заставили святых мучеников совершить то, что они отказывались сделать под пытками. Однако св. Севастиан, в это самое время пришедший в их темницу, расстроил все диавольские козни и убедил Маркеллина и Марка еще недолго претерпеть страдания и скорбь, чтобы наследовать затем вечную славу и радость со святыми. Ему даже удалось обратить в христианство их родителей, язычников Транквиллина и Маркию, исцелив от недуга.
Пламенной проповедью св. Севастиан также привел к вере казнохранителя Никострата и его жену Зою. Они, в свою очередь, способствовали обращению влиятельного императорского чиновника Клавдия и многих других язычников, собиравшихся в их доме, чтобы послушать св. Севастиана. Все новообращенные, шестьдесят восемь человек, приняли святое крещение из рук пресвитера Поликарпа.
Когда наступил день казни Марка и Маркеллина, их отец Транквиллин явился к префекту и открыто объявил о своем обращении в столь убедительных словах, что сердце Хроматия умягчилось и также обратилось к вере. На следующий день он с рвением новообращенного уничтожил в присутствии Севастиана и Поликарпа всех идолов, стоявших в его доме.
Его сын Тивуртий, пораженный внезапной переменой мыслей отца, оставался тем не менее в нерешительности, не смея еще отказаться от своих предрассудков. Тогда он сказал святым, что последует за ними и отречется от идолов в том случае, если его отец исцелится от тяжкого недуга, грозившего со временем совершенно его обездвижить. Хроматий, всем сердцем обратившийся к Богу и забывший о собственной телесной скорби, принялся упрекать сына за его сомнения и убеждал не выдвигать никаких условий, но в эту самую минуту на него с неба снизошел чудесный свет и некий голос произнес: «Блажен ты, ибо уверовал во Христа, Который ныне послал меня исцелить тебя». Потрясенный произошедшим чудом, Тивуртий бросился к ногам святых, моля их о прощении, и принял святое крещение вместе с отцом и всем его домом.
С радостью приняв весть об этих обращениях, архиепископ Римский св. Гаий597 сам пришел приветствовать новых братьев во Христе и сообщить им о том, что вскоре будет назначен новый префект, который получит приказание предать их смерти. Поэтому архипастырь посоветовал им разделиться на две части: пусть одни во главе с Севастианом останутся в Риме, готовые принять мученическую смерть за Христа, другие же под водительством Поликарпа покинут город и попытаются найти убежище на чужбине. Однако же все новообращенные желали остаться со св. Севастианом, убежденные в том, что мученичество есть царский путь, ведущий прямо в Царство Небесное. После долгих споров они решили, наконец, подчиниться решению архиепископа. Только один юный Тивуртий добился позволения присоединиться к остающимся в Риме.
Тогда же Марк и Маркеллин были рукоположены в диаконов, а их отец Транквиллин возведен в пресвитера. С этого часа св. Севастиан и его товарищи, вставшие на путь мученичества, оставили всякое земное попечение и проводили дни и ночи в усердной молитве, посте и хвалебных песнопениях, ожидая своей участи. Многие люди тогда приходили к ним и получали исцеления от душевных и телесных болезней.
Первой из святых мучеников суждено было пострадать блаженной Зое. Схваченная по пути в церковь, она была подвешена вниз головой и удушена зловонным дымом, а тело ее брошено в Тибр. Затем настал черед Транквиллина, которого побили камнями и утопили в реке. Никострат и Клавдий, отправившиеся к Тибру забрать тела казненных, также были схвачены на берегу реки и отведены к новому префекту, а затем и к самому императору, который велел подвергнуть их бичеванию и утопить. Тивуртий, выданный одним из мнимых христиан, был подвергнут пытке на горящих угольях и, мужественно исповедав веру во Христа, обезглавлен. Кастула, укрывавшего верующих в своем доме, мучители погребли заживо, а братьев Марка и Маркеллина, с радостью в сердце перенесших все мучения, пронзили копьями.
Последним из мучеников был св. Севастиан, с нетерпением ожидавший часа свидания с Господом. Приведенный к императору, он с величественным спокойствием свидетельствовал об истине, а в ответ на обвинение, что он противится императорской власти, сказал, что всегда молился о здравии государя. После вынесения смертного приговора св. Севастиан направился к месту казни, сопровождаемый большой толпой народа. Привязав мученика к дереву, его пронзили множеством стрел, усеявших тело святого, «подобно иглам на спине ежа», и оставили там истекать кровью, сочтя уже мертвым.
Однако после того как некая христианка принесла святого мученика в свой дом, все его многочисленные раны промыслительно исцелились, и он снова во плоти явился перед изумленным тираном. По приказу императора св. Севастиана отвели в цирк и там на глазах ревущей толпы забили насмерть дубиной, а тело разрубили на части и выбросили в мусорную яму, чтобы христиане не смогли его найти и воздать святым мощам надлежащие почести.
В тот же день одна благочестивая римлянка получила в видении указание забрать тело св. Севастиана. Исполнив повеление, она затем погребла мощи мученика в одной из римских катакомб. Позднее, при св. Константине Великом, над этим местом была сооружена церковь во имя святого мученика598. У его гробницы на протяжении многих веков совершались неисчислимые чудеса.
* * *
283–296 гг.
Совр. Сан-Себастьяно.