4 декабря
Память святой великомученицы Варвары и мученицы Иулиании
Св. Варвара жила в царствование императора Диоклетиана на рубеже III-IV вв. Она была дочерью богатого язычника из Гелиополя410 по имени Диоскор. Ревниво оберегавший замечательную красоту дочери, Диоскор, отправляясь однажды в дальний путь, велел запереть Варвару в высокой башне своего дворца, чтобы ни один человек не смог ее увидеть. Богатый отец дал дочери прекрасное образование и ни в чем ей не отказывал, однако был не в силах помешать проницательному разуму девушки рассуждать согласно Божественному образу, заключенному в каждом человеке. Наблюдая отражение присутствия Божия в явлениях природы, Варвара сама пришла к познанию Бога, Единого в трех Лицах, и, отвращая ум от суетных помыслов, обращалась всем сердцем ко Христу, Небесному Жениху.
Диоскор, задумавший выстроить баню у подножия башни, повелел перед своим отъездом прорубить в ее восточной стене только два окна. Несмотря на это, Варвара приказала строителям устроить еще и третье окно, дабы внутренность здания освещалась тройственным светом. Он был призван знаменовать нетварный Свет Пресвятой Троицы, озаряющий каждого приходящего в мир.
Возвратившись из дальних стран, Диоскор предложил дочери богатого жениха, но, к своему удивлению, услышал отказ Варвары, желавшей посвятить девство единому Христу. Узнав же о том, что Варвара велела сделать в его постройке третье окно, язычник пришел в страшный гнев и потребовал у нее отчета. Тогда Варвара изобразила перед ним знамение креста и, указывая отцу на три соединенных перста, сказала: « Отец, Сын и Дух Святой суть тот Единый Свет, Которым освещается все творение, и этим знамением спасаются люди». Не в силах сдержать ярость, Диоскор схватился за меч и готов был рассечь им собственную дочь, но девушка сумела убежать. Варвара скрылась в горах, где скала чудесным образом расступилась, укрыв ее от преследователей.
В конце концов, отцу удалось с помощью пастуха отыскать то место, где скрывалась Варвара. Он велел схватить дочь и выдал ее правителю провинции, перед которым святая бесстрашно исповедала Христа и выказала презрение к идолам. После этого Варвару подвергли жестоким мучениям: бичевали, терзали плоть железными скребками, жгли огнем и били по голове камнями, так что все ее тело превратилось в одну большую кровоточащую рану, после чего еле живую мученицу бросили в темницу.
Ночью перед святой предстал Господь Иисус Христос, осиянный Небесным светом, и, исцелив все раны Варвары, обещал быть рядом с ней до конца.
На следующий день христианку вновь привели на суд. Ко всеобщему изумлению, от страшных ран на ее теле не осталось и следа. Тогда правитель велел вновь подвергнуть святую пыткам, а затем сорвать с нее одежды и вывести на всеобщее посмеяние. Однако Господь укрыл Свою целомудренную невесту от нескромных взглядов, низведя с неба огненный шар, который окутал св. Варвару наподобие светоносных одежд. Видя столь великую стойкость и явленные свыше чудесные знамения, одна молодая женщина, по имени Иулиания, также исповедала себя христианкой, исполненная решимости разделить мученический подвиг св. Варвары. Ее немедленно схватили и подвергли тем же самым мукам, после чего тиран повелел обезглавить обеих мучениц.
По оглашении приговора Диоскор, все это время безжалостно наблюдавший за жестокой расправой, испросил у правителя разрешения собственными руками казнить дочь. Мученицы были отведены на вершину горы и казнены: одна – палачом, другая – собственным жестокосердым родителем. Возмездие Божие не замедлило обрушиться на голову Диоскора: по дороге домой он был испепелен ударом молнии.
* * *
Возможно, в Финикии, ныне Баальбек в Ливане. Однако большийство ее «Мученичеств» (например, BHG 213, 2l4c-d, 216, 218с) ясно говорит о Гелиополе, находившемся в двенадцати милях от Евхаиты в Пафлагонии.