1 декабря
† Память преподобного Антония Младшего379
Св. Антоний родился в 785 г. в Фоссате, небольшом селении под Иерусалимом. Благочестивые родители нарекли сына именем Иоанн и с раннего детства отдали в услужение жившему в горах отшельнику. Тот предсказал мальчику блестящее будущее в миру, при том что большую часть жизни он проведет монахом.
Поселившись после смерти родителей в малоазийском гор. Атталии (ныне Анталия), юноша вскоре был замечен патрикием византийского флота, который взял его к себе на службу. Сделав стремительную блестящую карьеру, Иоанн был поставлен императором Михаилом II (820–829) управлять фемой Кивирриоты380. Окруженный почетом и славой, Иоанн уже вознамерился жениться, когда получил письмо от старого отшельника. Инок напоминал ему о данном некогда предсказании. Повинуясь воле Божией и Его Промыслу, Иоанн решился бежать из мира. Дабы его уход остался незамеченным, он созвал большой пир и, когда все гости уже изрядно захмелели, незаметно скрылся вместе со своим слугой Феодором.
Оба они приняли монашеский постриг от столпника Евстратия с именами Антоний и Савва, а затем отправились в долгий путь через всю Малую Азию, чтобы укрыться от императорских гонцов, отправленных на их поиски. Наконец Антоний поселился в отшельнической келье на горе Олимп в Вифинии, недалеко от монастыря Евнухов. Там он поступил под духовное руководство к известному святостью и строгостью отшельнику Иакову, бывшему епископу Анхиальскому.
Однако Антония несправедливо обвинили перед императором Феофилом в незаконных поборах в бытность его правителем фемы. Поэтому служителю Божию пришлось провести несколько месяцев в темнице. Затем он возвратился на гору Олимп, чтобы быть рядом с духовным отцом в его последние часы. После кончины Иакова Антоний поселился в одной келье с Саввой, своим старым слугой, вместе с которым он некогда ступил на монашескую стезю.
Уже закаленный в подвижнических трудах отшельничества, св. Антоний решил стяжать плоды послушания в общежительном монастыре. Это случилось после того, как он прочитал слова св. Иоанна Лествичника: «Тот, кто на опыте познает свою слабость, живя в уединении, и покидает его, ища предаться послушанию, тот удобнейшим образом отверзает очи свои, ранее подобные очам слепца, навстречу Христу»381.Скрыв свое мирское имя и знатное происхождение, Антоний поступил в Кийский монастырь в Вифинии. Он с усерднем и готовностью брался за самую тяжелую и грязную работу, удивляя своим рвением даже юных послушников.
Терпеливо перенося самые суровые испытания, которым подвергал его игумен, он безропотно служил всей братии, ожидая утешения и награды в конце своих трудов от одного лишь Бога. Одевался святой в лохмотья и дырявую обувь.
Однажды ночью он увидел во сне человека, держащего в руке весы. На левой чаше были сложены все прегрешения, совершенные Антонием с юношеских лет, на правой же лежала мотыга, которой он обычно выкорчевывал из монастырского огорода сорняки. Правая чаша перевешивала, и державший весы сказал ему: «Видишь, Господь принимает твои труды и прощает тебе грехи».
После смерти святого игумена Игнатия Антоний возвратился в отшельническую Пандимскую обитель на горе Олимп, спасаясь от жестоких преследований, которым подвергались в то время почитатели святых икон. Там он вновь обратился к уединенной жизни, вплоть до смерти императора Феофила.
В 843 г., когда в империи было восстановлено иконопочитание, монахи получили возможность вернуться в свои монастыри. Антоний был принят игуменом Макарием в Ираклийскую общину, находившуюся на той же горе Олимп. Однако здесь монахи окружили его почетом и уважением, тогда как он ничего не желал, кроме насмешек, поношений и прочих испытаний. Поэтому верный раб Христов просил позволения вернуться в пустыню. Однако настоятель счел лучшим отослать его в монастырское подворье Всех Святых в Константинополе. Именно там Антоний неожиданно для себя обрел тот желанный покой и уединение, в котором дух его мог взыскать Господа.
Живительным образом святой будто бы обрел пустыню посреди большого города. Проведя семь лет в строгом затворе, он вновь стал принимать посетителей и даже наносить визиты другим отшельникам, жившим в той же округе, рассуждая с ними о различных божественных предметах. Хотя святой со всем тщанием старался избегать мирской славы, Провидение Божие ниспослало ему дар чудотворения.
Среди совершенных им чудес было и исцеление знаменитого военачальника патрикия Петроны, брата императрицы Феодоры, ставшего затем его духовным чадом. По совету Антония Петрона вступил в достопамятную битву с арабами при Посоне (3 сен. 863), завершившуюся блестящей победой византийского войска и гибелью арабского эмира Омара, правителя Мелитины, злейшего врага Византии. С триумфом встреченный в столице империи, прославленный полководец, не желая более расставаться со святым старцем, поселил его в собственном доме, чтобы всегда научаться его мудрым словам и ощущать благоухание его святости.
Некоторое время спустя, в 865 г., св. Антоний, изнуренный подвижническими трудами и достигший уже восьмидесяти лет, занемог и, чувствуя приближение смерти, удалился в один из столичных монастырей. Узнав об этом, Петрона тотчас поспешил вслед за ним и со слезами умолял старца просить милосердного Господа, да не судит ему Владыка пережить духовного отца. Вернувшись к себе, он внезапно заболел – и оба, учитель и ученик, скончались в один и тот же час. Божий угодник обрел в Небесной обители святых вечный покой и воздаяние за все подвиги и труды, забрав с собой душу верного ученика и духовного сына, дабы и она, по молитвам старца, упокоилась в Господе.
* * *
Чтобы отличить этого Антония от соименного ему святого, празднуемого вместе со св. Антонием Великим 17 января, мы именуем первого Антонием Младшим, а второго – Антонием Новым. В Meсяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Фемами назывались военно-административные территориальные единицы, составлявшие Византийскую империю. Фема Кивирриоты с центром в Атталии (совр. Анталье) охватывала часть западного и южное побережье Малой Азии от Милета до Киликии, а также внутренние области Карии, Ликии, Памфилии и частично Исаврии.
Лествица. Ст. 4, гл. 125.