26 ноября
† Память святого Сила, епископа Коринфа Персидского315. † Память преподобного Никона Черногорца316
† Память преподобного Никона Черногорца
Св. Никон родился близ Халкидона ок. 1025 г. в знатной семье. Получив хорошее образование, он стал военным в правление Константина Мономаха. Но через некоторое время, благодаря чудесному вмешательству Богоматери, он отрекся от мира и вступил в Небесное воинство.
Покинув родину, святой ок. 1049 г. отправился в Антиохию, которая после освобождения от арабов переживала краткий расцвет. Там он избрал себе духовного наставника – Луку, бывшего митрополита Аназарбского. Тот удалился в Богородичный монастырь, основанный им на Черной Горе близ Антиохии, где в то время подвизались около ста пятидесяти монахов317. Там Никон совершил немало славных подвижнических деяний, следуя советам святых отцов, чьи жития и писания он усердно изучал. Вскоре он стал первым помощником Луки. Однако тот не озаботился устроением общины по какому-либо уставу, поэтому к концу его жизни в обители совсем не стало порядка. После его смерти Никон возглавил общину, но не сумел привить монахам любовь к дисциплине. Они, по наущению светских правителей (харистиариев), дошли до разрыва евхаристического общения с патриархом.
Никону пришлось покинуть это место. Он нашел прибежище в монастыре прп. Симеона Дивногорца [24 м.] – средоточии духовной жизни того края. Святой поселился в тесной келье неподалеку от столпа, на котором подвизался Симеон. Там он ревностно предался молитве и изучению писаний святых отцов, в чем достиг небывалых высот.
На него обратил внимание патриарх Антиохийский Феодосий III Хрисоверг318 и поставил его наставником монахов и мирян. Много сил Никон приложил к борьбе с ересями и начатками раскола среди монахов, зачастую просто несведущих в канонах и традиции. Этим он приобрел себе недругов, которые не остановились даже перед поджогом его кельи.
После захвата Антиохии турками сельджуками в 1084 г. преподобный вернулся на Черную Гору и поступил в Роидийский монастырь, где жили монахи-армяне, оставшиеся верными Православию319. Но из-за невзгод, вызванных нашествием турок, он не смог долго наслаждаться безмолвием.
Повинуясь решению Священного Синода, святой стал проповедовать, главным образом для восстановления канонического порядка в монастырях. Когда же на Антиохийский престол взошел многомудрый Иоанн IV Оксит, то из уважения к учености и святости Никона он предложил ему стать католикосом Багдада. Получив отказ, патриарх назначил его архимандритом с полномочиями управления всеми монастырями, как мужскими, так и женскими, в Антиохии и всей ее области. Никон отказался и от этого поста, однако согласился не уходить на покой, чтобы мудростью без всякой корысти поддержать патриарха.
Прп. Никон присутствовал при взятии Антиохии крестоносцами (ок. 1097). Он почил в мире ок. 1100 г., вскоре после отбытия Иоанна Оксита на Принцевы острова.
Святой оставил в наследство значительный корпус сочинений, в котором он, опираясь на многочисленные и тщательно подобранные цитаты из святых отцов, неустанно защищает предание и каноническое устроение Единой Православной Апостольской Церкви.
* * *
Память св. Сила содержится в некоторых Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Его часто путают со св. Никоном Метаноите. Никона Черногорца называют святым переписчики его творений, а также авторы, использовавшие его произведения. Поминается он при этом только один раз, в написанном по-арабски Календаре Антиохийского патриарха Макария III ибн аль-Заима († 1672): Cod. British Museum, Add. 9965. Творения прп. Никона представляют собой обширный и ценный патристический сборник: «Толкование на заповеди Господни» и «Тактикон» (или Типикон) – и уже давно частично переведены на арабский, церковнославянский и эфиопский языки. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Область Антиохии была тогда прославлена тремя средоточиями монашеской жизни: это Дивная Гора, Гора Скопел и Черная Гора (см. житие св. Феодосия [3 фев.]), где находились по меньшей мере тринадцать монастырей, названия которых известны нам из источников. Там жило множество грузинских монахов, работавших над переложением византийской традиции на язык своего народа (см. житие св. Георгия Святогорца под 27 июня).
1057–1059 гг.
Так называемые «цаты» – те, кто признает Халкидонский Собор, до наших дней не принимаемый большинством армян.