иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого мученика Арефы и с ним пострадавших

Во времена императора Юстина I, правившего в Византии с 518 по 527 г., Эфиопским царством управлял святой царь Елесвой754. Соседнее же государство химьяритов, в Счастливой Аравии755, находилось под властью жестокого и воинственного царя Зу-Нуваса. Он обратился в иудаизм с именем Юсуф и непрестанно совершал нападения на христианскую Эфиопию. Одержав ряд блестящих побед, Елесвою удалось победить его, вторгнуться в его владения и вынудить заплатить контрибуцию (518). И все же некоторое время спустя Зу-Нувас собрал сильное войско и напал на христианские города своей страны, чтобы уничтожить всех, кто не отвергнет Христа и не будет попирать святого животворящего Креста.

Зу-Нувас направился к богатому и многолюдному гор. Наджрану756, принявшему христианство во времена Констанция, сына св. Константина Великого (337–360). Городом и прилегающими землями управлял мудрый и почтенный седовласый старец по имени Арефа, всем известный и почитаемый за добродетели. Когда двенадцатитысячное войско осадило Наджран, Зу-Нувас, расположившись у подножия стен города, стал угрожать защитникам, устрашая их и обещая насадить всех на свой клинок, если они не сдадутся и не отрекутся от своей веры. С разочарованием он понял, что его угрозы лишь укрепили христиан в решимости пролить кровь ради Христа.

Опасаясь, что осада будет слишком дорого ему стоить, царь решил сменить тактику и применил хитрость. Лестью и лживыми посулами он убедил видных горожан впустить его в город с небольшой свитой, чтобы совершить официальный визит в качестве государя. Тогда ему открыли ворота, полагаясь на его обещания и на Господа. Царь был приветлив, расточал улыбки и выказал совершенно несвойственную ему любезность. Он осыпал похвалами красоту зданий, цветущий вид города и согласие, царящее меж его жителями. Удаляясь, он пригласил начальствующих и видных горожан посетить на следующий день его лагерь. Когда наутро ворота отворились, чтобы выпустить видных горожан, во главе которых шел св. Арефа, Зу-Нувас отдал приказ их схватить. Пользуясь ужасом и замешательством жителей, воины ворвались в город, мгновенно им овладели и разграбили.

Сперва тиран обрушил ярость на останки св. епископа Павла, скончавшегося за два года до этого. Правитель велел открыть могилу и бросить в огонь святые мощи, благоговейно почитавшиеся жителями Наджрана. Затем он приказал сжечь живыми всех клириков, монахов и монахинь города, общим числом четыреста семьдесят семь человек. Затем сто двадцать семь благочестивых мирян отдали жизни за Христа, усеченные мечом.

После этого Зу-Нувас велел привести богатую и знатную вдову и попытался склонить ее к отступничеству сперва посулами, а затем угрозами ужасных мучений. Дочь этой женщины, видя, как мать терпит издевательства тирана и оскорбления воинов, бросилась к Зу-Нувасу и плюнула ему в лицо. Придя в бешенство, он велел немедленно обезглавить отроковицу, которой было двенадцать лет, и с изощренной жестокостью заставил мать выпить кубок с ее кровью. После этого благочестивой вдове отрубили голову.

На следующий день тиран, восседая на троне, приказал привести св. Арефу и его триста сорок семь сподвижников. Арефа был в столь преклонном возрасте и так ослаб от несчастий, обрушившихся на его сограждан, что его пришлось нести до места судилища. Несмотря на старость, он выказал перед царем твердость и отвагу, достойную пылкого юного воина. Ясными, полными любви словами он побуждал сподвижников принять мученическую смерть как наилучшую для христианина, стойко вынести страдания и соединиться со Спасителем в его Страстях, чтобы удостоиться венца вечной славы. Внимая его увещеваниям, люди рыдали и уверяли святого, что узы любви, соединившие их в этой, временной жизни, останутся нерасторжимыми и в смерти и что все они готовы принять вместе с ним мученический венец.

Видя их неколебимую решимость, царь оставил всякие попытки принудить их отказаться от веры и велел обезглавить всех на берегу реки. Помолившись в последний раз, мученики обменялись лобзаниями, подобно священникам, готовящимся совершить святое Приношение. Первым был обезглавлен Арефа. Прочие благоговейно омочили лоб кровью святого и с радостью приняли смерть.

Некая женщина вместе с трехлетним сыном пришла на место казни вскоре после ее окончания, чтобы также омочить себя каплей крови мучеников. Воины схватили ее и привели к тирану. Тот немедленно отдал приказ сжечь ее живой. Подобно птенцу, лишенному матери, мальчик закричал от ужаса. Плененный красотой и миловидностью ребенка, царь взял его к себе на колени и попытался утешить. Велико же было его удивление, когда на вопрос, каково его самое большое желание, ребенок прошептал, что желал бы разделить с матерью участь и стать мучеником. «Что значит стать мучеником?» – спросил царь. «Это значит умереть со Христом, чтобы воскреснуть»,– объяснил малыш. «А знаешь ли ты, кто такой этот Христос»? – настаивал государь. «Приходи в церковь, и я тебе его покажу», – с уверенностью отвечал ребенок. И ничто не могло поколебать решимости малыша, более мудрого, чем многие старцы в этом мире. Когда он увидел, что его мать бросают в огонь, он разом вырвался из рук царя и бросился прямо в пламя, чтобы вместе с ней соединиться со Христом.

Молва о расправе, учиненной над христианами, достигла Константинополя и императора Юстина. Он написал патриарху Александрийскому Астерию, чтобы тот убедил царя Эфиопии Елесвоя снарядить войско и наказать жестокого Зу- Нуваса. Астерий собрал монахов Нитрийской и иных пустынь. Они совершали бдения и постились ради того, чтобы поход удался и христиане получили освобождение. И все же Елесвой опасался, что не одержит победы, и хотел получить знамение свыше, и поэтому отправился к чтимому отшельнику, жившему в его царстве, чтобы просить о молитве и совете. Святой муж заверил его, что слезными молитвами императора Юстина, патриарха Александрийского и бывших при нем монахов, а также и его собственными Господь предаст нечестивца в его руки. Он был столь в этом уверен, что велел Елесвою не брать припасов для своего войска более чем на двадцать дней.

Христианское войско отважно сражалось и с Божией помощью быстро отвоевало город Наджран и всю область Химьяр (525). Так царь Елесвой послужил бичом гнева Божия против иудеев и врагов христианства. Он поставил в городе епископа757 и велел воздвигнуть новые церкви на средства, оставленные св. Арефой, а затем с миром вернулся в свои пределы.

* * *

754

Эфиопское имя – Калеб Элла Ацбэха (520–540). О первой христианской миссии в Абиссинии см. статью о св. Фрументии [30 н.].

755

Бывшая Саба, ныне Йемен.

756

Ныне в Северном Йемене.

757

См. статью о св. Григентии [19 дек.].


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle