2 октября
Память священномученика Леодегара, епископа Отенского483
Св. Леодегар484 жил на рубеже VI-VII вв. Он происходил из знатного и могущественного франкского рода, жившего на территории Бургундии485. Еще в детстве его отправили ко двору Хлотаря II (584–629), где он был воспитан клириками придворной школы, которые готовили детей знатного происхождения к высшим должностям в королевстве.
В один из своих визитов к дяде, епископу Пуатье Дидону, юноша почувствовал зов Божий и, отринув светские почести, избрал служение Богу, став архидиаконом при Дидоне. Святой епископ посеял в нем основы добродетели и любовь к целомудрию. И молодой клирик, ведомый опытным наставником, открыл сердце сияющему образу Господа нашего Иисуса Христа и сделался живым храмом Святого Духа.
Леодегар заботился о благосостоянии епископства, оказывал помощь бедным и руководил епископальной школой. Помимо этого он часто читал проповеди вместо дяди. Когда его голос раздавался под сводами собора, можно было подумать, что говорит сам великий св. Иларий [13 ян.], поэтому прихожане благодарили Господа, пославшего им такого проповедника.
Возведенный в пресвитера, Леодегар удалился в небольшой монастырь Сен-Мэксен, бедный и малоизвестный, в надежде провести жизнь в молитве и созерцании. Вскоре он стал настоятелем обители и мудро управлял ею шесть лет.
В 663 г. св. королева Батильда (Бальдехильда) [30 ян.], взявшая на себя заботы по управлению объединенными королевствами Нейстрией и Бургундией, пожелала привлечь Леодегара к восстановлению государства. Она попросила его оставить спокойную монастырскую жизнь и занять епископскую кафедру в бургундском гор. Отене.
Сразу по возведении в сан новый епископ созвал Собор, дабы восстановить порядок в епархии, распавшейся на части, и устранить злоупотребления, которые возникли за время отсутствия епископа. Он также добился осуждения манихейской и монофелитской ересей и обязал монастыри соблюдать Устав св. Венедикта. Затем предстоятель распорядился восстановить собор Святого Назария, куда торжественно перенес мощи св. Симфориана, покровителя Отена [22 авг.]. Усердие, с которым он украшал церкви и почитал святых, могло сравниться разве что с его заботой о бедных. Для них он основал несколько приютов, которые постоянно снабжал всем необходимым для жизни.
В кафедральный собор и другие храмы города св. Леодегар определил клириков, подчиняющихся общему образу жизни, в основании которого были бедность и послушание. Епископ сам готовил их к проповеди слова Божия и просвещению благочестивых людей. Кроме того, по его приказу были приведены в порядок общественные здания и укрепления города. С подлинно отеческой заботой святой вникал в городские дела, столь же тщательно, сколь пекся о душах.
Благодаря качествам, проявленным при управлении епархией, св. Леодегар приобрел огромное уважение при нейстрийско-бургундском дворе и потому оказывал мощное влияние на св. королеву Батильду. Такое положение епископа при дворе оказалось спасительным в тот момент, когда майордом Нейстрии Эброин, движимый честолюбием, попытался распространить свою власть на Нейстрию и Бургундию. С этой целью он добился удаления от королевы ее советников-епископов и приказал убить Сигебранда, епископа Парижского (664). Затем он заставил святую королеву отказаться от регентства и удалиться в монастырь в городе Шелль. Таким образом, Эброину оставалось устранить лишь епископа Отенского, который сопротивлялся его притязаниям на безраздельную власть и отстаивал независимость Бургундии. Когда Эброин захотел возвести на трон этих двух королевств Теодориха III, бургундская знать подняла восстание (673). Однако перед грядущим сражением Эброин в страхе стал просить пощады. Благодаря вмешательству св. Леодегара его не лишили жизни, а лишь принудили принять монашеский постриг в обители Люксей.
Новый король Хильдерик, правивший ранее в Австразии и призванный на помощь мятежной нейстрийско-бургундской знатью, призвал епископа Отенского содействовать объединению трех франкских королевств. И св. Леодегар приложил всю свою мудрость к тому, чтобы устранить бедственные последствия правления Эброина. Но когда король, вопреки правилам, предписанным Церковью, взял в жены двоюродную сестру, священнослужитель не побоялся обратиться к нему с суровыми упреками, а затем в знак протеста удалился в Отен.
Однако враги Леодегара не удовлетворились удалением епископа от двора. Они обвинили святого в заговоре против короля и до такой степени разожгли ненависть к нему Хильдерика, что в день Пасхи король, опьяненный гневом и вином, направился в собор, чтобы предать смерти епископа. Тот как раз приступал к крещению новообращенных. Невозмутимый и излучающий уверенность, которую Господь дает мученикам, святой епископ не прерывал Таинства. Он двинулся навстречу королю, который кричал, размахивая мечом. И вдруг, по вмешательству Господа, Хильдерик ослеп и перестал видеть св. Леодегара. Обезумев, король выбежал вон и укрылся в доме епископа.
По окончании Таинства св. Леодегар, не сумев переубедить короля и развеять его подозрения, решил бежать, чтобы избавить Хильдерика от ответственности за преступление, которая пала бы на все королевство. Король, не в силах сдержать диавольской ярости, приказал приближенным преследовать епископа, а затем отправил его в Люксей.
Там Леодегар вновь встретился с Эброином. Пока епископ наслаждался царившим в монастыре спокойствием, бывший майордом обдумывал план мести. Через несколько месяцев Хильдерик, чья ненависть нисколько не улеглась, отдал приказ вывести Леодегара из монастыря и предать смерти. Но посланцы короля, пораженные величественным обликом святого, будто сошедшего с Небес, не осмелились поднять на него руку.
После того как в 675 г. Хильдерик был убит, святой получил свободу и смог вернуться в Отен. Жители города встретили его со слезами радости. В это же время Эброин, бежав из Люксея, опять призвал единомышленников, которые сумели вновь подняться к вершинам власти подобно тому, как змеи выползают весной из норы. Тогда Леодегар распорядился освободить низложенного ранее короля Теодориха из монастыря Сен-Дени, где тот находился в заключении, и поставить его во главе двух королевств. Но как только епископ покинул двор, Эброин добился смещения короля и приказал убить его майордома, а затем подверг притеснениям все государство и держал его в страхе, предав смерти девять епископов и множество священников и монахов.
И вновь один лишь епископ Отенский угрожал его тирании. Тогда Эброин приказал войску осадить город, требуя выдачи святого епископа. Понимая, что настает час последних испытаний, св. Леодегар раздал свое имущество бедным и постился на протяжении трех дней, в то время как жители города обращались к Богу, устраивая процессии и молебны. Епископ обратился к прихожанам в соборе с такими словами: «Если есть между вами такие, кого я оскорбил, слишком усердно выговаривая, или ранил обидными словами, прошу простить меня. Ибо, собираясь следовать кровавыми следами Спасителя, я должен помнить, что мученик будет страдать напрасно, если сердце его не преисполнится божественной любви к ближнему».
Вскоре враг предпринял решающее сражение, которое продолжалось до вечера. На следующий день, 26 августа 675 г., святой, которому невыносимо было смотреть, как его подданные страдают из-за него, сдался с такой молитвой на устах: «Благодарю Тебя, Господи Всемогущий, Тебя, который ныне удостоил славы слугу Своего!» Когда враги привели св. Леодегара на холм, находившийся напротив крепостной стены, он пел псалмы и не издал ни малейшего крика боли, когда ему выкололи глаза и изувечили глазные впадины железным острием. Следующую ночь он провел в молитвах, вознося хвалу Богу за избавление от света мирского, потому что это сильнее разожжет в его душе свет Божией милости.
Сперва епископа отправили в монастырь, где он провел два года. Вызванный на суд, возглавляемый Эброином, он был обвинен в убийстве короля Хильдерика. Св. Леодегара заставили ходить босиком по острым камням, потом Эброин приказал отрезать ему губы, изранить лицо и вырвать язык. С него сорвали всю одежду и протащили по грязным улицам, после чего выставили на всеобщее обозрение на площади, еще живого, покрытого грязью и кровью, но сияющего славой мученика.
Когда настоятель монастыря Святого Симфориана посетил Леодегара в тюрьме, тот вполне отчетливо беседовал с ним, хотя у него уже не было ни губ, ни языка. Обретя приют у монахов Фекампа, он мирно провел два месяца в молитвах, воодушевляя окружающих своими речами. Однако Эброин, постоянно жаждущий крови и одержимый лютой ненавистью, добился, чтобы святой предстал перед тайным собранием епископов, состоявших у Эброина на жалованье. Те лишили Леодегара сана и приговорили к смерти, не услышав никаких возражений со стороны епископа. Святой хранил молчание, подобно Христу перед Пилатом.
Второго октября 679 или 680 г. четверо вооруженных людей привели его в чащу леса, но в ту минуту, когда они должны были привести приговор в исполнение, трое из них пали перед святым на колени, прося у него прощения. Когда Леодегар закончил молиться за своих гонителей, он наклонился – и тут четвертый из людей Эброина, самый черствый и бесчувственный, отрубил ему голову. Тело мученика некоторое время оставалось стоять. Палач ударом ноги повалил его и тут же, охваченный приступом безумия, бросился в огонь.
Через некоторое время Эброин был убит, а вскоре после этого св. Леодегара прославили как мученика. Тело епископа перевезли в Пуатье, где в его честь воздвигли храм. С тех пор его почитание широко распространилось во Франции и Бельгии. Городу Отену сщмч. Леодегар не прекращал оказывать отеческое покровительство, совершая чудеса и являясь местным жителям.
* * *
В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Фр. Леже.
Франкская Галлия в то время распалась на Нейстрию на севере, Австразию на северо-востоке и Бургундию в центральной части и на востоке.