28 сентября
Память святителя Фавста, епископа Регийского398
Св. Фавст жил в V в. и был родом из Британии. Он преуспел в занятиях философией, но более всего заботился о том, чтобы обрести истинную мудрость, поэтому принял монашеский постриг. В знаменитом Леринском монастыре его духовными отцами стали св. Гонорат [16 ян.] и св. Капрасий. Смирение, послушание, кротость и усердие Фавста в подвижнических трудах позволили ему быстро возрасти в монашеских добродетелях и снискать уважение настоятеля, св. Максима399, и всей братии.
Когда св. Максим был рукоположен в епископа Рьеза (Регия) в Провансе, он передал управление монастырем св. Фавсту (433). На протяжении двадцати семи лет святой заботился о том, чтобы в Леринском монастыре царил порядок и верность традициям восточных отцов. Он защищал независимость монастыря от притязаний епископа Фрежюса Феодора. Последний созвал Собор в Арле (453) для суда над поведением настоятеля Лерина, но Собор утвердил св. Фавста в его звании и постановил, что епископ Фрежюса должен уважать независимый статус Леринского монастыря и довольствоваться управлением своей епархией.
Возвратившись в обитель, св. Фавст продолжал направлять жизнь братий, являясь для них примером всех добродетелей. После смерти св. Максима он должен был, вопреки своему смирению, стать его преемником и на епископской кафедре Рьеза (ок. 460).
Новый епископ был далек от мысли оставить монашеское воздержание ради пышности епископского двора.
В постах и молитвах он мог бы состязаться с самыми строгими отшельниками. В своей церкви он установил тот же богослужебный устав, который был принят в Лерине, и сохранил тесные связи с монастырями, в которые нередко удалялся на какое-то время. Ежедневно по окончании ночных молитв он одевался как простой священник и шел на помощь нуждающимся, посещал заключенных. Он не гнушался уносить на своих плечах брошенные на проезжей дороге мертвые тела бедняков и хоронил их. Кротостью и доброжелательностью св. Фавст покорял сердца всех приходивших к нему и неустанно убеждал народ оставить языческие нравы и жить по заповедям Божиим. Во время страшного голода 474 г. он сделал все возможное для спасения прихожан: в течение трех дней служил молебны с крестными ходами, раздал то немногое, что имел сам, и обратился за помощью к своему другу, св. Патиенту400, чтобы привезти нужное количество хлеба из Лиона.
На протяжении тридцати лет епископского служения св. Фавст участвовал во всех церковных делах Галлии. Его считали первым среди епископов и лучшим оратором своего времени. Он успешно противостоял ересям ариан и македониан и победил в споре тех богословов, которые, основываясь на писаниях блж. Августина, отрицали содействие свободной воли и благодати. Как и св. Иоанн Кассиан, и все греческие отцы Церкви, св. Фавст считал, что человек, созданный по образу Божию, призван встать на путь добродетели и быть в свободном и динамичном общении со своим Создателем для того, чтобы этот образ украшался и просиял подобием Божиим401. Это учение было одобрено двумя поместными Соборами галльского духовенства, которые собирались в Арле и в Лионе.
Когда вестготы под предводительством Эриха захватили юго-восточную Галлию, св. Фавст вместе с четырьмя епископами был в составе посольства, проводившего переговоры о мире. Но им не удалось вразумить охваченных кровожадным пылом варваров, которые грабили Прованс и распространяли арианскую ересь. Тогда св. Фавст повел борьбу с помощью поста и молитвы. Каждый день он собирал духовенство и мирян и увещевал их сохранить православную веру даже ценой собственной крови. Он продолжал свое дело невзирая на угрозы Эриха, который в конце концов выслал его в Лимож и заключил в тюрьму.
По смерти Эриха (485) св. Фавст вернулся в епархию и был принят духовными чадами с восторженными приветствиями и слезами радости. Он мирно почил в своей Церкви, когда ему было почти сто лет (ок. 495).
* * *
В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Это учение впоследствии стало считаться еретическим (полупелагианским) в Западной Церкви, где восторжествовала традиция, восходящая к блж. Августину. На самом деле оно находится в согласии с общей традицией Церкви. См. статью о св. Иоанне Кассиане под 29 февраля.