16 сентября
Память святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси
Свт. Киприан родился в окрестностях Тырнова ок. 1331 г. в знатной болгарской семье242. Первые уроки духовной жизни он получил в Келифаревском монастыре, центре исихазма в Болгарии, у прп. Феодосия [27 ян.], знаменитого ученика прп. Григория Синаита. Здесь Киприан познакомился со свт. Евфимием, будущим патриархом Тырновским [20 ян.], и между ними возникла крепкая духовная дружба. Желая приобщиться к источнику духовных благ, свт. Киприан отправился в Константинополь вместе со свв. Евфимием и Феодосием.
По смерти последнего, в 1363 г., свт. Киприан поселился в Студийском монастыре. Примерно через год он отправился на Афон, где около десяти лет с большим усердием предавался внутренней молитве в местах, освященных подвигами святых отшельников. Здесь он участвовал в переводах писаний отцов Церкви и литургических книг с греческого на церковно-славянский язык, как заповедал ему прп. Феодосий. Подвижничество свт. Киприана, его усердные молитвы и размышления над словом Божиим, его привычка во всяком деле смиренно спрашивать совета старцев – все это позволило ему приобрести глубокий духовный опыт и обширные знания Священного Писания и творений отцов Церкви243. Вероятно, именно на Афоне свт. Киприан познакомился со св. патриархом Филофеем [11 окт.], который жил там после своего первого низложения в 1354–1364 гг. и стал его духовным отцом.
Когда в 1364 г. свт. Филофей снова взошел на патриарший престол, он призвал свт. Киприана в Константинополь и взял к себе на службу в качестве синкелла и личного секретаря для помощи в общении со славянскими Церквами.
Так, свт. Киприан участвовал в переговорах, во время которых удалось востановить общение с Церквами Сербии (1368, 1371) и Болгарии (1375). Ранее эти Церкви воспользовались ослаблением Византии и про возгласили себя независимыми Патриархиями.
В 1362 г. Киев захватил литовский князь Ольгерд. Сам он был еще язычником, но многие из его подданных исповедовали православное христианство. Желая упрочить свою власть, он обратился к патриарху Константинопольскому с просьбой поставить митрополита в Киев и подчинить юрисдикции киевского предстоятеля княжества Смоленское, Тверское и Нижегородское. И в церковных делах Ольгерд претендовал на соперничество с Москвой, где находилось местопребывание св. митрополита Алексия [12 фев.]. Князь упрекал святителя за то, что тот оставил без попечения его православных подданных. Следуя примеру польского князя Казимира, недавно добившегося таким образом подавления митрополита Галицкого, Ольгерд угрожал патриарху в случае отказа обратиться в католичество. Св. патриарх Филофей предвидел славное будущее Русской Церкви и желал сохранить ее единство. Он отправил на Русь свт. Киприана в качестве своего посла, поручив ему примирить Литовского и Тверского князей с митрополитом Алексием (1373). Под давлением князя Ольгерда, который продолжал угрожать переходом в католичество, патриарх нашел компромиссное решение. Он рукоположил свт. Киприана в митрополита Литовского (1375) с условием, что тот станет митрополитом всея Руси после свт. Алексия, достигшего тогда уже весьма преклонного возраста.
Поселившись в Киеве, новый митрополит быстро приобрел доверие Ольгерда и принялся за восстановление церковной жизни в Литве. Он исправлял порочные нравы, рукополагал священников и отправлял их проповедовать язычникам.
Сразу после смерти свт. Алексия (1378) св. Киприан отправился в Москву, чтобы занять митрополичий престол, как того хотел патриарх Филофей. Но в пути свт. Киприана задержали и, обойдясь с ним довольно грубо, посадили в холодную и сырую камеру. Это был приказ св. князя Димитрия Донского [19 м.], который счел Киприана союзником Литовского князя. Вернувшись в Литву, свт. Киприан отправил письма своим друзьям – прп. Сергию Радонежскому [25 сен.] и его племяннику свт. Феодору Симоновскому [28 н.]. В них он писал о случившемся, а также заявлял о своей верности Великому князю и Московскому княжеству, в доказательство чего говорил об освобожденных им в Киеве московских пленниках.
Затем он отправился в Константинополь, где в это время царила неразбериха как в политических, так и в церковных делах. Патриарх Макарий (1376–1379), неканоническим образом поставленный императором на место свт. Филофея, заявил св. Киприану, что желает сделать митрополитом всея Руси архимандрита Михаила, прозванного Митяем. Это был человек властный и враждебно настроенный по отношению ко всему монашеству. Народ резко выступал против него. Со времени смерти митрополита Алексия Митяй поселился в митрополичьем дворце и носил архиерейские облачения, даже не будучи еще рукоположен в епископа. Патриарх призвал Митяя в Константинополь для рукоположения, но тот умер, едва добравшись до столицы. Члены его свиты не отличались большой щепетильностью и договорились представить одного из них, Пимена, как кандидата от Великого князя Московского. Для осуществления своего плана они использовали чистые листы с подписью князя Димитрия. Сменивший Макария патриарх Нил Керамевс (1380–1389) не знал о положении дел на Руси и, не вдаваясь в подробности, рукоположил Пимена, а за свт. Киприаном закрепил юрисдикцию над Литвой и нынешней Украиной. Таким образом он утвердил разделение Русской Церкви, против которого столь усердно боролся св. патриарх Филофей.
Во время славной битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 г., ознаменовавшей начало освобождения от татарского ига, св. митрополит Киприан убедил Литовского князя Ягайло не воевать на стороне татар. Таким образом, блестящей победой Русь была отчасти обязана и ему. После этого, по совету Феофана Никейского и прп. Сергия Радонежского, Великий князь Димитрий отправил св. Феодора к свт. Киприану, чтобы пригласить его занять престол митрополита всея Руси.
Свт. Киприан торжественно въехал в Москву 23 мая 1381 г. Посреди народного ликования князь Димитрий прилюдно просил у него прощения. Несколько позже свт. Киприан составил «Похвальное слово» святителю Московскому Петру [21 дек.], в котором подчеркнул моменты, сходные с событиями его собственной жизни. Он также предпринял канонизацию св. Александра Невского [23 н.], знаменовавшую единство Русской Церкви.
Однако вскоре ситуация вновь ухудшилась. На следующий год татары заключили союз с восточными монголами и напали на Москву, сожгли Кремль и учинили страшный разгром. Митрополит Киприан укрылся в Твери, бывшей постоянной соперницей Москвы. Узнав об этом, князь Димитрий впал в гнев и решил низложить Киприана, а во главе Церкви снова поставить Пимена, которого он держал все это время в заключении. Тогда, подчиняясь воле Божественного Провидения, свт. Киприан вернулся в Киев.
Тем временем незаконные поборы и недостойное поведение Пимена вскоре навлекли на него немилость Великого князя, который обратился к патриарху Константинопольскому. Тот призвал Пимена и Киприана к себе, чтобы Святейший Синод разрешил спорную ситуацию. Св. Феодор немного опередил свт. Киприана и передал патриарху письмо от Великого князя, который не желал ни при каких условиях принимать Пимена в качестве митрополита.
Во время пребывания в Константинополе свт. Киприан был отправлен императором в Литву с дипломатической миссией, так как князь Ягайло вследствие династического брака объединил свое княжество с Польским королевством и обратился в католичество, что поставило под угрозу будущее Православия в Западной Руси.
Когда свт. Киприан вернулся в Константинополь в 1388 г., новый патриарх Антоний (1389–1390; 1391–1397) уже низложил Пимена, отказавшегося предстать перед Собором. Тогда Киприан был утвержден в сане митрополита Киевского и всея Руси. Однако только после смерти св. Димитрия (1389) и затем Пимена свт. Киприан смог вернуться в Москву, где был принят Великим князем Василием Дмитриевичем и всем народом, приветствовавшим его как своего духовного отца (6 мар. 1390).
Проявляя великодушие и милосердие, свт. Киприан утвердил рукоположения, совершенные при Пимене, и стал трудиться над тем, что заповедал ему свт. Филофей, превращая Москву в центр церковной жизни Руси и в верную наследницу византийской цивилизации244. Свт. Киприан осуществил на Руси те литургические преобразования, которые свт. Филофей осуществил в Византии. Св. Киприан ввел Устав св. Саввы, уподобив таким образом богослужение Русской Церкви константинопольскому245. Он также включил в Синодик Православия положения учения свт. Григория Паламы о нетварных энергиях, дополнил сборник правил, действовавший в Русской Церкви (Номоканон), и способствовал развитию разных сфер церковной жизни, в частности искусства. Он пригласил на Русь Феофана Грека и покровительствовал прпп. Андрею Рублеву и Даниилу Черному [4 ил.], которые в иконах воплощали учение исихастов о нетварном свете. Свт. Киприан регулярно объезжал разные епархии, не оставляя и западные земли, восстанавливал справедливость и утверждал единство Церкви. Он многократно организовывал сборы пожертвований в помощь византийской столице, в частности, когда она была осаждена Баязидом I (1400).
Многие годы свт. Киприан мудро руководил Церковью, направляя ее к славному будущему. Затем он удалился на покой в свою любимую деревню Голенищево, где предался ученым занятиям и молитве. Рукоположив в епископов Илариона Коломенского и Митрофана Суздальского, он вскоре заболел и почил в мире 16 сентября 1406 г. За четыре дня до смерти свт. Киприан продиктовал духовное «Завещание» в виде письма, которое было зачитано на его похоронах. В нем он смиренно просил прощения у друзей и недругов, благословлял их всех и обнимал в Господе. Это «Завещание» читалось также на похоронах многих преемников свт. Киприана.
Его чудотворные мощи были положены в Успенском соборе Кремля. Их обретение в 1472 г. ознаменовало начало официального почитания свт. Киприана.
* * *
Долгое время считалось, что Григорий Цамблак, будущий митрополит Литовский (+ 1419) и биограф свт. Киприана, был его племянником. Однако более вероятно, что их связывали узы духовного родства, поэтому слова Григория не следует считать свидетельством о принадлежности свт. Киприана к известному болгарско-византийскому роду Цамблаков.
Впоследствии св. Киприан переписал рукопись «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника, сохранившуюся до наших дней, и перевел некоторые сочинения Ареопагитского корпуса, способствовав таким образом укоренению на Руси основ православной духовности.
Считается, что именно по инициативе свт. Киприана в Москву была перенесена знаменитая Владимирская икона Божией Матери, которая защитила город от нашествия Тамерлана (1395), – чудо, поминаемое 26 августа.
Вклад свт. Киприана в литургическую традицию неотделим от исихастского богословия и духовной практики.