епископ Артемий (Кищенко)

Источник

Приложение. 3 Подлинность телесного Воскресения Христа (приложение к Пятому члену Символа веры)

Итак, произошло некое событие, которое перевернуло мир. И вполне понятны попытки противников христианства поставить под сомнение действительность телесного Воскресения Христа: если бы им это удалось, то тем самым все христианское вероучение оказалось бы лишенным того значения, на которое оно претендует, получилось бы так, что оно – обман, не имевший себе подобного и обольщавший людей в течение двух тысяч лет.

Христос заранее объявил ученикам: «Слушайте, теперь мы идем в Иерусалим. До ухода Я хочу, чтобы вы знали следующее: Я буду предан врагам Моим и осужден ими. Я буду поруган, надо Мной будут смеяться, будут Меня бичевать. Но через три дня Я воскресну» (Мф.13:17–19, Мк.13:32–34).

В пятницу Иисус действительно умер. После бичевания Он был распят на кресте и через три часа испустил на нем Свой последний вздох. Для большей уверенности в его смерти воин пронзил Ему бок копьем. От сотника Пилат узнал о Его смерти и разрешил погребение. Тело было наспех забальзамировано пятьюдесятью килограммами ароматов – количество более чем достаточное для удушения живого человека в вырытой в скале пещере. Помня о предсказании, враги Его поставили стражу у гроба и опечатали его.

В Пасхальное же утро гроб был пуст. Встревоженные сотрясением земли и ужаснувшиеся появлением сияющего ангела, отвалившего камень от гроба, воины убежали. А друзья Иисуса, придя ко гробу, нашли его, к своему удивлению, открытым. Пелены и плащаница лежали в целости.

Воскресший Иисус доказал, что Он жив, явившись несколько раз Своим ученикам, женщинам, верившим в Него, и даже пятистам ученикам и их друзьям в течение шести недель, которые Он пожелал провести на земле перед восхождением к Своему Небесному Отцу.

Теперь задумаемся о некоторых фактах, связанных с воскресением Христа.

Первый очевидный факт заключается в том, что печать, символизировавшая мощь и силу Римской империи, была сломана. Это было страшное преступление, и поисками виновного или виновных занимались в таких случаях все силы секретной службы империи: если бы виновного нашли, его немедленно распяли бы на кресте ногами вверх. Это была страшная казнь: у преступника внутренности шли горлом. Так что люди боялись даже притронуться к римской печати.

Другой очевидный факт – гробница была пуста. Стоит вспомнить, что ученики не уехали ни в Афины, ни в Рим проповедовать о том, что Христос воскрес из мертвых. Они вернулись в Иерусалим: будь их рассказы выдумкой, их было бы легко опровергнуть. В Иерусалиме же никто ни на минуту не поверил бы в воскресение, если бы гробница Иисуса не была пуста. Враги Христа хотели выйти из положения, говоря, что тело ночью было украдено. Они подкупили стороживших гроб Христа, чтобы те рассказали, что тело было украдено, пока они спали.

Действительно, если принять эту версию, то получается следующая пестрая смесь явных несуразностей. Во-первых, в то воскресное утро людей, подошедших к гробнице, первым делом поразило необычное положение камня весом от полутора до двух тонн, которым был прикрыт вход в нее. Все евангелисты отмечают, что огромный камень был сдвинут. Более того, камень был отодвинут «вверх по склону», как об этом говорят употребляемые в греческом тексте слова. Во-вторых, римские воины были приставлены ко гробу Христа с единственной целью – уберечь мертвое тело от похищения. Получается так, что эти стражи все как один заснули так крепко, что не заметили кражи тела, но, тем не менее, заметили, кто именно украл его, продолжая при этом крепко спать. Задумаемся теперь над таким вопросом: если ученики Иисуса хотели прийти к гробнице, на цыпочках обойти вокруг стражи, сдвинуть камень весом две тонны вверх по склону на такое расстояние от гробницы, что можно было подумать, будто кто-то «поднял его и унес прочь»? Только совершенно глухие солдаты не услышали бы, как кто-то двигает такой камень! Надо также сказать и о том, что римская стража сбежала, бросив свой пост. И это несмотря на то, что римляне отличались необычайно строгой воинской дисциплиной и за ее нарушения наказывались смертной казнью через сжигание на костре. Поэтому трудно представить, чтобы отряд охраны заснул в полном составе, зная, чем это ему грозит. А мы видим, что стражу за преступную халатность при исполнении своих воинских обязанностей, проспавших кражу тела, не только не казнили, но и наградили деньгами. При этом им посоветовали сознаться в своей оплошности, как будто о ней и так не стало бы известно.

Наконец, если укравшие тело могли обмануть других, но себя-то этой кражей они обмануть не могли! Апостолы, проповедуя Воскресение Христово, шли на жестокие лишения, страдания и даже смерть, но от истины Воскресения никто из них при этом не отказался. В истории еще не было такого, чтобы в полном сознании кто-либо умирал добровольно за явную ложь.

Апостол Иоанн, который первый вошел в гробницу, где был погребен Христос, увидел нечто столь поразительное, что немедленно уверовал. Посмотрев туда, где еще недавно лежало тело Иисуса, он увидел только пустой немного помятый саван, сохранивший форму тела, наподобие кокона. Это зрелище любого заставило бы поверить в Воскресение Христа. Так что первое, что осталось в памяти учеников, была не столько пустая гробница, сколько пустой саван, сохранявший форму и положение погребенного тела (ныне известный нам как Туринская плащаница).


Источник: Введение в православное богословие: учеб.-метод. пособие / сост. епископ Артемий (Кищенко). - 2-е изд. - Минск: Зорны Верасок, 2011. - 336 с.

Комментарии для сайта Cackle