Здесь сейчас собрались очень уважаемые, известные пастыри, слово которых является весомым

Выступление Марка, епископа Егорьевского, заместителя Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии.

Ваше Высокопреподобие, дорогие отцы, братия и сестры!

Вопросы, которые мы сегодня пытаемся здесь обсуждать являются давно назревшими. На протяжении многих лет тема Евхаристии, которая является центром жизни Церкви, не обсуждалась широко, а решалась и решается каждым духовником по-своему, в зависимости от его личных представлений. И я считаю хорошим знаком то, что мы начали обсуждать эту тему.

Мне представляется, что эта тема и вопросы, связанные с ней, более важны и интересны, чем утверждение тексов определенных богослужений и последований тем или иным святым. Это, конечно, тоже важно, но все-таки подобные вопросы носят локальный характер, а вопросы, которые мы сегодня затрагиваем, являются жизненно важными для каждой христианской общины, для каждого верующего православного человека. Надеюсь, что нынешнее обсуждение даст импульс к тому, чтобы в дальнейшем появились некоторые тексты не только на уровне подобного круглого стола, но и на уровне более солидных учреждений: Священного Синода, Архиерейского собора. Что позволило бы как-то регламентировать эту важнейшую сторону нашей церковной жизни.

Множество вопросов требует обсуждения, существует много различных практик, больных тем, противоречий. В частности отношение к посту – то, о чем говорил отец Петр. Получается, что мы, пастыри, часто своими действиями оправдываем слова Христа, сказанные про ветхозаветное священство: «Что говорят вам слушайте, но по делам их не поступайте». Часто оказывается, что пастыри не только не постятся, но позволяют себе даже праздничный стол с возлияниями, и на этом фоне призывают остальных верующих неукоснительно соблюдать пост в течение трех дней. Отсюда возникает привычка к лицемерию, что вообще недопустимо в церковной жизни, а во взаимоотношениях между пастырями и пасомыми просто разрушительно, вводит неискренность в среду Церкви.

Безусловно, правила должны быть определены и разобраны соборным голосом Церкви. Дело в том, что традиция трехдневного поста, о которой мы часто говорим, идет от той традиции синодального периода, когда причащались раз в год, максимум три-четыре. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попоститься 3 дня. Но сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.

Затем тема исповеди. С одной стороны, исповедь пред причастием – это очень важная практика, которая у нас существует, в отличие от некоторых восточных церквей, где нет практики постоянной исповеди или не каждый священник может ее проводить. Потому что на Востоке, где традиции сохранялись длительное время, люди понимают, как много вреда может принести неопытный духовник, который начинает запрещать или благословлять направо или налево.

Просто приведу два примера: как-то одна женщина, корреспондент на радио, рассказала мне такую историю. Одна ее знакомая, которая работала на телевидении, пришла в храм, не в какой-то глухой деревне, а в городе Москве. Она хотела исповедоваться и причаститься, а батюшка спрашивет ее: «Где вы работаете?», – «На телевидении», – отвечает она. Батюшка сразу переменился в лице и заявил ей: «Вон, уходите, никто из вас не спасется!» Конечно, у человека был страшный шок.

Вспоминается мне и другой случай. Когда я еще служил в Русской духовной миссии в Иерусалиме, приехал к нам в паломничество настоятель одного монастыря. Поскольку паломников было много, и мне нужно было заниматься организационной деятельность, я попросил его провести исповедь богомольцев вместо меня. И он пошел в храм, но как-то очень быстро вернулся: «Знаете, – говорит, – там очень много смертных грехов». И потом монахиня из Горницкого монастыря, которая сопровождала эту группу паломников, рассказала мне, что это были достаточно светские люди, всю субботу они практически ничего не ели, вообще в паломничестве старались поститься очень строго. Многие из них первый раз пришли на исповедь и причастие, а батюшка их спрашивал: «Венчаны?.. Не венчаны?! – Ступайте отсюда». И люди, которые первый раз в жизни хотели рассказать о своих грехах, причаститься, испытали такой шок духовный и ушли, обливаясь слезами. К сожалению, такая практика продолжается, и некоторые духовники продолжают благословлять вещи, противоречащие Священному Писанию и церковной традиции.

Исповедь, конечно, необходима, особенно у нас, в Русской Церкви, в нашей стране, где сейчас многие духовно неграмотны, эта традиция крайне важна. Мне приходилось общаться со священниками на Западе, с представителями Католической Церкви, которые говорили, что исповедь теряет свое значение, что все чаще из жизни даже религиозных людей уходит понятие греха. И они находятся в некоем протестантском состоянии, когда надо просто радоваться и все, не заботясь о своих грехах.

Все эти вопросы чрезвычайно важны, и хотелось бы, чтобы, с одной стороны, не было тех противоречий, духа лицемерия и разделения между пастырями и пасомыми. С другой стороны, не хотелось бы чрезмерно резких движений, потому что резкие перемены порождают проблемы и вопросы. Перед глазами пример Католической Церкви, где почти не осталось постов, где люди очень редко приходят на исповедь, этот пример должен призывать нас к осторожности.

Эта тема вообще связана с множеством разных нюансов. Порой приходится слышать, как человек говорит, что ему запрещают причащаться в других храмах – только у духовника. Я считаю, что подобные веяния являются нездоровыми. Конечно, лучше, если человек причащается в своей общине, где он всех знает, и его тоже все знают. Но вполне нормально, когда человек исповедовался у своего духовника и поехал в паломничество или в другое место и там причастился. В общем, больных тем и нюансов действительно очень много, и принципиально важно, что здесь сейчас собрались очень уважаемые, известные пастыри, слово которых является весомым, и хотелось бы, чтобы эта тема, этот вопрос чрезвычайной важности, вышел на другой уровень и стал предметом очень взвешенных, продуманных, трезвых рекомендаций и благословения Священного Синода. Благодарю за внимание.

Комментарии для сайта Cackle