М.В. Корогодина

Источник

Глава 12. Семейные отношения

Статей, касающихся взаимоотношений в семье и неподобающего поведения с родными, в исповедных вопросниках немного. Широчайшее распространение имела статья, говорящая о поведении по отношению к родителям. Ещё две статьи, касающиеся жизни супругов и роли, которую каждый из них играет в семье, также имели относительно широкое распространение. Остальные статьи, посвящённые отношениям супругов и поведению с детьми, сосредоточиваются в текстах второй половины XVI–XVII в. Только начиная с этого времени составители покаянных текстов стали систематически обращать внимание на отношения в семье.1006

1. Ссоры с родителями и другими родственниками

«Отцю или матери лаял, или клял, или бил?» – статья, которая встречается почти во всех исповедных вопросниках, адресованных мужчинам, и во многих текстах для женщин. В некоторых вопросниках помимо отца и матери упоминаются и другие члены семьи: «сродники», «ближние свои», «братия и сестры» В одном из текстов спрашивается, не кляла ли женщина не только отца и мать, но и «ближних своих, или скот, или нища, или убога».1007 Таким образом, родные и близкие стоят в одном ряду с наиболее беззащитными существами, теми, на ком легче всего сорвать гнев. В других текстах уточняется, кляла ли женщина кроме родных «всякого человека», «всякого чина»?1008 Уточнения встречаются в текстах, появившихся в конце XVI–ХѴII в., когда составители стали больше внимания уделять взаимоотношениям между людьми.

Постепенно формальное исполнение заповеди «Почитай отца и мать твоих» отходит на второй план по мере того, как в статью вводятся новые действующие лица: «ближние», «чужой человек», нищие и убогие, скот, так что вопрос о почитании родителей превращается в вопрос об агрессии, направленной на тех, кто слаб и беззащитен.

Достаточно разнообразны глаголы, описывающие происходящее: «не любил», «не слушал», «досаживал», «лаибою досадил», «до матерна лаял», «лаивала по-жидовъски матерны», «бранила, укорила чем, осудила и дияволу предавала», «похулила», «кляла», «гневался», «руку воздынул», «ударила». Обратим внимание на упоминание матерной брани, которая воспринимается как «нерусская». Обычно даётся конкретное описание того, что произошло (бил, ругал); расплывчатое определение «не любил» встречается только в одном тексте, появившемся не ранее конца XVI в.

Лишь в одном тексте конца XVI в., вошедшем в состав печатного требника, уточняется, произошёл ли инцидент «без вины» родителей. Во всех остальных текстах проблема виновности или невиновности тех, кто является объектом гнева, вообще не рассматривается. Епитимья, назначаемая за этот грех и записанная в некоторых текстах, относительно невелика: 15–20 дней поста.1009

2. Ссоры между супругами

«На мужа своего зло помыслила?»1010 – статья, встречающаяся в нескольких вопросниках, обращённых к женщинам. В тексте Ж-Печ. тр. добавляется: «или зло что ему сотворила?».1011 В чем именно заключалось возможное «зло», уточняется только в одном тексте: «отравою и убииством».1012 Можно вспомнить и другие статьи, в которых говорилось об убийстве мужей, отравлении, краже у мужа и т. п. В других текстах находим статью: «Мужа не любила и гневалася на него?», не «кляла» ли, не «похулила» ли.1013 Статья встречается нечасто, но появляется достаточно рано – с XV в. Епитимьи за подобные грехи ни в одном известном тексте не предусматриваются.

В вопросниках для мужчин статья, посвящённая поведению мужа по отношению к жене, встречается единственный раз, в тексте, вошедшем в состав печатного требника: «Не мучивал ли еси ю напрасно, а не по закону?»1014 В одном из списков этого текста, относящемся к первой половине XVII в., читаем дополнение: «Или не по любви ти есть жена?»1015 Такие вопросы, обращённые к мужчинам, появляются намного позже, чем вопросы, обращённые к женщинам. Формулировка «мучивал напрасно, а не по закону» отсылает нас не только к святоотеческим посланиям, которые говорили о необходимости послушания жены мужу и использовались как литература для церковного и домашнего чтения. Здесь подразумевается и Домострой, фактически вобравший в себя наиболее характерные для «книжных» людей того времени представления о том, как должна строиться семья, и говоривший об обязанности мужей «учить» жён.1016

3. Плохое обращение с детьми

В основном статьи о детях читаются в вопросниках, обращённых к женщинам, что ещё раз подтверждает, что дети находились в ведении женской половины семьи, а не мужской: «Бела ли еси дети?», «Или чад своих лаяла?»1017 В качестве варианта к слову «лаяла» используется глагол «кляла». В текстах для мужчин мы находим только одну статью на эту тему: «Детем статки не равно делил?»1018 Текст, в котором она читается, редактировался одновременно с одним из вопросников для женщин, также содержащим статью о детях. Следовательно, статьи, касающиеся детей, вносились автором-составителем одновременно в тексты для мужчин и для женщин. Интересно, как, по мнению составителя, распределяются наиболее характерные обязанности отца и матери, касающиеся детей. Составитель категорически порицает наказание, исходящее от матери, в то время как в текстах, предназначенных для мужчин, нет запрета на наказания, в том числе телесные.

* * *

1006

В Главе 3 Части II, посвященной убийствам детей и плода, также рассматриваются статьи, имеющие непосредственное отношение к семейным проблемам и взаимоотношениям между супругами.

1007

Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482.

1008

Ч-Ж-Погод. 308: Погод. 308, л 313–314 об.; Ж-Соф. 1065: Соф. 1065, л. 1–3; Ж-Q.I. 235: Q.I. 235, л. 12–12 об.

1009

М-КБ 224099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л 131–433 об.; Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; М-Соф. 839: Соф. 839, л. 195 об.–197, Соф. 1088, л. 358–360; Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.

1010

Ж-Соф. 1065: Соф. 1065, л. 1–3; ЖВдовХлуд. 120: Хлуд. 120, л. 415 об.–418; Ж-Погод. 314: Арханг. Д 71, л. 165 об.–166. Погод. 314, л. 181–181 об, Солов. 1099/1208, л. 180–180 об., Соф. 1089, л. 105–105 об.; Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

1011

Ж-Печ. тр.: Синод (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270; Ж-Соф. 1065: Соф. 1065, л. 1–3.

1012

ЖХлуд. 120: Хлуд. 120, л. 382 об.–385.

1013

Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об., Ж-Погод. 439: Погод. 439, л. 179 об,–181; ЖСоф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482.

1014

М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.

1015

М-Печ. тр.: Погод. 308, л. 278 об.–281 об.

1016

О дурном обращении с жёнами, приводившем к сексуальному насилию, см.: Левина Е. Секс и общество в мире православных славян, 900–1700 // «А се грехи злые, смертные...» М., 1999. С. 376–382.

1017

Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482; Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74–76, Арханг. Д. 72, л 50–53, Арханг. Д. 73, л. 42 –44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061, л. 222–224. Q.I.851, л. 185 об.–188 об.; Ж Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.

1018

М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об. Статък наследство; имущество (Срезневский И.И. Материалы для Словаря. Т 3, ч. 1. С. 509).


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle