прот. Николай Сахаров

Источник

Учение о Боге, как Творце мира и Промыслителе

Понятие о творении. Творение, как свободное дело Божественного всемогущества и благости. Сотворение невидимого мира. Учение об ангелах. Служение добрых ангелов Богу и людям. Ангелы-хранители. Творение видимого мира. Постепенность творений. Отличие человека от прочих живых тварей, как по способу его сотворения, так и по достоинству его природы (образ и подобие Божии) и назначению

Понятие о творении. – Под именем творения, – в строгом смысле этого слова, – разумеется произведение чего-либо из ничего. «В начале сотворил Бог небо и землю», – так начинает Моисей свое повествование о происхождении мира и человека, и уже из этих первых слов Библии видно, что все существующее на небе и на земле, следовательно, и первобытное вещество, имеет свое начало, что до этого начала не было ничего, кроме Бога, и что Бог призвал все из небытия в бытие одним всемогущим словом Своим, без посредства каких-либо сил и орудий. Эта истина принадлежит к числу отличительных истин Божественного Откровения. Естественные религия и философские системы или представляют мир истечением из божественной сущности, (пантеизм), или утверждают, что мир образовался сам собою случайно из вечного хаоса или образован Богом из совечной Ему материи (натурализм), или учат, что Бог нуждался в содействии какого-либо посредствующего существа или посторонней Ему силы для приведения в осуществление Своего творческого плана (дуализм). Никто не мог возвыситься до понятия о произведении мира из ничего всемогущей силой Божьей.

Творение, как свободное дело Божественного всемогущества и благости. – Бог сотворил мир не по какой-либо необходимости внутренней или внешней, но единственно действием Своей всемогущей воли. «Господь», по словам псалмопевца, «творит все, что хочет, на небесах и на земле» (Ис. 134:6). Внешних побуждений не могло быть для Бога никаких, так как Он один только самобытен и всемогущ. Не могло был и внутренних побуждений, потому что Бог, как Существо всесовершенное и всеблаженное, не имеет нужды ни в каком другом отличном от Него бытии для восполнения Своего совершенства и блаженства. Побуждением к творению могла служить лишь бесконечная благость Божия, всесовершенная любовь. Свойство совершенной любви состоит в том, что она не довольствуется собственным блаженством, но желает дары жизни и счастья сообщить и другим. И Бог даровал каждому творению столько жизни, сколько оно может воспринять. Вселенная вышла из рук Творца совершенною, насколько это возможно для ограниченных тварей. По окончании каждого вида творения, Бог обозревал его и находил хорошим, а по совершении творения сказал, что все весьма хорошо (Быт. 1:4,8,10,12,18,21,31).

Сотворение невидимого мира. – Священная история сотворения Богом мира начинается такими словами: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной» (Быт. 1:1–2). Далее говорится об образовании из этой безвидной и неустроенной «земли» всего существующего мира, в том числе и нашей планеты – земли. Таким образом, под «землей» в 1-м стихе Библии следует понимать не нашу планету, а все первозданное вещество, весь видимый, вещественный мир. А под «небом», следовательно, разумеется мир невещественный, духовный, т. е. ангелы. Так именно понимает это слово Ап. .Павел, который говорить о Сыне Божием: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1:16). Что ангелы сотворены ранее вещественного мира, ясно свидетельствуется в книге Иова (38:7), где они признаются уже существующими и славящими Бога при создании небесных светил: «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои».

Учение об ангелах. Служение добрых ангелов Богу и людям. Ангелы-хранители. – По природе своей, ангелы суть чистые, бесплотные духи (Евр. 1:14), более совершенные, чем люди (Пс. 8:6; Мк. 13:32; 2Пет. 2:11). но все-же существа ограниченные (1Кор. 2:11; Иов. 4:18). Мудрость ангелов прославляется в Св. Писании, как идеал для человеческой мудрости (2Цар. 14:20). О глубине и силе их чувство учит Спаситель, когда говорит, что «бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). Ап. Петр говорит, что «ангелы превосходят людей крепостью и силою» (2Пет. 2:11). Свободные, от уз плоти, ангелы с необычайной быстротой и легкостью могут переноситься с одного места на другое (символ быстроты – крылья). Они одарены бессмертием и хотя не бесстрастны по природе, но вследствие постоянного послушания воле Творца, настолько утвердились в добре, что по благодати Божией никогда не отпадут от Него. Они «всегда видят лице Отца небеснаго» (Мф. 18:10), и находятся в ближайшем, непрерывном общении с Богом. – Мир ангельский представляется весьма многочисленным. В Св. Писании упоминаются легионы, тысячи тысяч, тьма тем, целые воинства ангелов (Дан. 7:10; Мф. 26:52; Лк. 2:13; Иуд. 1:14; Апок. 5:11). Будучи однородными по своей природе, они различаются, однако, друг от друга по степени своих духовных сил и способностей. По некоторым указаниям Св. Писания и особенно по преданию, идущему от Ап. Павла (чрез св. Дионисия Ареопагита), различается девять ангельских ликов, разделяемых на три чина: престолы (Кол. 1:16), херувимы (Быт. 3:24), серафимы (Ис. 6:2); власти, господства и силы (Кол. 1:16; Рим. 8:38); ангелы (Рим. 8:38), архангелы (1Сол. 4:16) и начала (Кол. 1:1–6). Кроме того, семи самым высшим ангелам, которые в церковных песнопениях называются архистратигами небесных воинств, усвояются собственные имена: Михаил. Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил. Подобно слугам или воинам, ангелы окружают небесный престол и славят Господа Саваофа (Ис. 6:3; Дан. 7:10; Апок. 7:11–12), готовые и сильные исполнять Его повеления п возвещать Его волю. На такое служение небесных духов указывает самое наименование их ангелами, т. е. вестниками. Являясь людям, ангелы подают им помощь, утешение, подкрепление (Быт. 48:16; Евр. 1:14),приносят их молитвы пред Бога (Тов. 12:15–20). ходатайствуют за них перед престолом Всевышнего п помогают в достижении вечного блаженства. Каждый верующий имеет своего особого ангела, который, пребывая при нем, хранит его и потому зовется ангелом-хранителем (Мф. 18:10; Пс. 90:11).

Вера в невидимый, духовный мир составляет существенную принадлежность всех религий, как древних, так и новых; она присуща всем народам, на всех ступенях развития, и должна быть признана вполне правдоподобной и с точки зрения разума. Наравне с чисто материальным миром и с миром человеческим, представляющим собою соединение материи и духа, естественно предположить чисто духовный мир, т. е. ангелов. Кроме того, если Бог сотворил разумные существа, с той целью, чтобы они были участниками Его внутренней жизни и Его славы, то естественно, что кроме видимого мира и человека Бог создал еще невидимый мир бестелесных разумных духов, в которых образ Божий проявляется в более чистом виде, светлом и близком отношении к своему первообразу – Богу. Приводят еще соображение: в мире мы наблюдаем три вида жизни: растения, животные и человек; в растениях нет индивидуальности, в животных она подавлена видом (espece), в человеке она может господствовать над видом. Не существует ли еще 4-го вида жизни, где индивидуальность подавляет вид или род? Отрицают существование ангелов, конечно, все те, которые ограничивают все существующее лишь чувственным миром и не признают самостоятельного духовного начала. Что-же касается ясных свидетельств об ангелах в Св. Писании, то некоторые мыслители рационалистического направления утверждают, что учение об ангелах заимствовано из персидской религии Зороастра во время плена Вавилонского; но с этим нельзя согласиться, так как, во-первых, учение это встречается уже в самых первых книгах Библии, написанных до плена; во вторых, библейское учение совершенно отлично от учения персидской религии о добрых и злых духах. Другие рационалисты утверждают, что Спаситель и Апостолы не признавали бытия ангелов, а если говорили о них, как о действительных существах, то лишь применительно к пониманию своих слушателей; это утверждение также неверно, так как противоречит ясному евангельскому учению и унижает достоинство н величие нравственного характера Иисуса Христа и Его учеников.

Творение видимого мира. – «В начале сотворил Бог небо и землю (по-еврейски: «берешит бара Елогим»). Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною: и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1–2). «И сказал Бог: до будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3), и так далее. Из этих первых слов Библии видно, 1) что мир создан Богом из ничего, 2) что он создан во времени или, точнее, вместе с временем, а не существует от вечности, 3) что при создании он был в неустроенном виде, и 4) что в создании видимого вещественного мира ясно различается два великих момента или акта: А) творение (бара) в собственном смысле, бывшее в самом начале (берешит), когда Творец, произвел из ничего самое вещество мира («землю» в 1 стихе кн. Бытия, в противоположность «небу», т. е. ангелам), которое было безвидно и не устроено, представляло собою «бездну», несплоченную смесь тех элементов, из которых потом Творец образовал мир, и было покрыто тьмою, и над этой бездною «носился» Дух Божий, оживотворяя ее; Б) образование мира из готового первозданного вещества, совершившееся в течение шести дней (Быт. 1:3–31).

В первый день был создан свет, т. е., выражаясь языком науки, было выделено из хаоса и приведено в движение тончайшее вещество, или эфир, разлитое теперь по всей вселенной. – Во-второй день по творческому повелению Божию явилась твердь посреди воды, те-есть воздушное пространство, которое окружает землю и другие мировые тела во вселенной; хаотическая первозданная масса или «вода» разделилась на части и, между прочим, появилась и наша планета – «земля» в обычном смысле (Быт. 1:10), с окружающею ее атмосферою. Моисей в своем рассказе с этого моменте имеет в виду преимущественно образование именно этой планеты – земли, а на весь остальной мир смотрит только по отношению к ней. В третий день, по слову Творца, произошло на земле отделение воды от суши и, по новому творческому повелению, земля произвела растения всех родов, от мелкой зелени до плодовых деревьев. В четвертый день, по слову Творца, являются солнце, луна и звезды в качестве небесных светил по отношению к земле, а на земле определяются порядок времен и исчисление дней и годов. В пятый день Бог творит первые живые существа: являются рыбы, пресмыкающиеся и птицы. Замечательно, что в повествовании о пятом дне Моисей по второй раз употребляет слово «Бара», т. е. «сотворил» (первый раз – в первом стихе), отмечая этим, очевидно, новый творческий акт: в пятый день получает начало жизнь на земле, как нечто такое, чего не было в первобытном веществе. В шестой лень, по слову Творца, являются земные животные высшего рода, – четвероногие, гады и звери, – и в заключение всего Бог творит лучшее и совершеннейшее из живых существ на земле – человека. В рассказе о сотворении человека, в третий раз употребляется слово «Бара»: совершается в третий раз творческий акт в полном смысле этого слова, так как человек имеет в своей природе нечто такое, чего не было и нет в сотворенной до него природе, – богоподобный дух, отличающий его от всех живых существ.

Постепенность творений. – Указанный порядок миротворения представляет собою постепенное восхождение от общего к частному, от простейшего к более сложному, от низших степеней жизни к высшим. Каждое звено в цепи творений божиих является приготовлением к дальнейшему, следующему за ним. Создание света и тверди и осушение земли – необходимые общие условия для того, чтобы могла явиться жизнь на земле. Растительное царство служит приготовлением для царства животных. Но животными не могло закончиться образование земли: должна была явиться высшая разумная жизнь, такое, существо на земле, которое могло бы понимать чудеса творения Божие и разумно пользоваться всем сотворенным, которое соединяло бы в своей природе вещественное с духовным и носило в себе образ Творца. Словом, в постепенном образовании вещественной природы нельзя не видеть приготовления к созданию человека.

Отличие человека от прочих живых тварей как по способу его сотворения, так и по достоинству его природы (образ и подобие Божие.) и назначению. – По рассказу Бытописателя, человек создан особым образом, не так, как сотворены другие твари. Прежде всего, созданию человека предшествует совет между Лицами Св. Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26); уже этим отмечается высокое значение человека сравнительно с другими земными тварями. Самое тело человека создается не одним только Божественным словом: «да будет», как создан неорганический мир, – не одним только творческим повелением: «да произрастит земля», «да изведут воды» и т. п., как прочие земные твари, но особым творческим действием: «создал Господь Бог человека из праха земного» (2:7). Созданием тела не ограничивается творческая деятельность по отношению к человеку: «Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (2:7). Таким образом, по составу своей природы человек принадлежит к двум мирам, – телесному и духовному: замыкая собою цепь земных тварей, он вместе с тем составляет в ней звено, связующее тварь с Самим Творцом мира. Нο самое важное преимущество человека в ряду прочих созданий Божиих состоит в том, что Творец благоволил украсить его Своим образом и подобием (Быт. 1:26–27; 5:1). Так как Бог по Своей природе есть чистейший, всесовершеннейший Дух, то образ Божий заключается не в теле, а в душе человека, свободе и бессмертии; подобие же Божие нужно видеть в дарованной человеку способности к развитию и усовершенствованию указанных душевных свойств. Эти образ и подобие Божии определяют и высокое назначение человека среди прочих тварей, – стремление к своему Первообразу всеми силами своей разумно-свободной души, богоуподобление, святость (Лев. 11:44) и, как следствие богоуподобления, – вечное блаженство. По отношению к миру, цель человека – быть царем и владыкою всего существующего: «И сказал Бог: «да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:26). По Своей бесконечной любви и благости, Бог даровал человеку и все средства для достижения его высокого назначения. «Он насадил рай в Едеме, на востоке, и ввел в него человека (2:8); посреди рая находилось древо жизни, питаясь плодами которого человек был бы безболезнен и бессмертен. Для укрепления воли в добре и в послушании Богу, человеку дарована была заповедь о невкушении от плодов древа познания добра и зла. Для укрепления вообще в нравственной жизни, Бог являлся ему и открывал Свою Божественную волю. Для развития и укрепления телесных сил Бог определил человеку возделывать и хранить рай. И если бы люди исполнили свое назначение, которое им было определено Богом, то они вечно жили бы на земле и блаженствовали.

Создание второго человека – Евы, так-же, как и созданию Адама, предшествовал совет Лиц Св. Троицы, и само создание является новым творческим актом: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворил ему помощника. соответственного ему» (Быт. 2:18). Эта необходимость второго разумного существа, подобного первому, сознавал и сам Адам: когда перед нам приведены были созданные животные и он дал каждому из них имя, сообразно их особенностям, то оказалось, что «для человека не нашлось помощника, подобного ему» (2:20). Первого человека Господь создал из праха земного; второго Он сотворил из ребра Адама, и в этом заключается глубокий символический смысл, отмечается самая тесная связь между нашими прародителями. Так понял и сам Адам, который, проснувшись от наведенного на него сна и увидев Еву, сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2:23). И прозревая своим пророческим взором в будущие времена, он прибавил, указывая на святость брачного союза: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (2:24).

Разбор натуралистических теорий о происхождений мира и человека. Библия и естествознание. А) Сотворение мира во времени и вечность материи. Б) Порядок мироздания. В) Согласие и разногласие между Библией и наукою в вопросе об устройстве земли и появлении ее обитателей. Г) Теория эволюционизма и ее отношение к Библии. Д) Разногласие между Библией и эволюционизмом в вопросе о происхождении человека. Е) О степени древности мира и человека

«Природа и Библии», – говорит один естествоиспытатель: «это две книги, написанные Богом и предложенные для чтения человеку». Как произведение единого Виновника, они не могут противоречить одна другой; если-же кажутся иногда противоречащими, то причина этого противоречия в том, что человек неправильно читает или ту, или другую, или обе эти книги. Большинство величайших исследователей в области естественных наук находили возможным совмещать веру и знание: Ньютон, Кеплер, Коперник, Галилей, Фехнер, Либих, Менделеев, Пирогов, Кювье и многие другие были люди верующие, глубоко религиозные. В частности, и к повествованию Библии о творении мира и человека многие ученые относились и относятся с глубоким уважением, как к рассказу изумительному не только в смысле религиозно-нравственном, но и чисто-научном. Известный русский естествоиспытатель, профессор-академик К. Э. Бэр говорит между прочим: «нам ничего не завещано от древнего времени, более возвышенного, чем библейское учение о творении (Studien and dem Gebiete der Naturwissenschaften, 465); а новейшие нападки на библейское повествование о творении он называет «комическими анахронизмами, с которыми давно уже справилась новейшая естественная наука». К сожалению, не было недостатка и в возражениях и нападках против этого повествования со стороны людей науки, – особенно за последнее столетие, т. е. за время необычайно быстрого развития естественных наук. Пытались и пытаются доказать не только неправдоподобность рассказа Моисея, но и вообще непримиримость Библии и естествознания, веры и науки.

Чтобы правильно судить об отношении современной науки к повествованию Моисея о творении мира и человека, необходимо, прежде всего иметь в виду следующее:

1) Моисей рассказывает не как ученый естествоиспытатель, а как мудрый и богопросвещенный учитель веры; для него главное значение имеет принципиальная сторона событий. – что мир сотворен из ничего, что все существующее вызвано из небытия в бытие исключительно всемогущей силой Божьей, что акт творения совершен во времени или точнее, вместе с временем, что первый человек сотворен совершенным и украшен образом и подобием Божиим и т. д. Фактическая сторона затронута лишь постольку, поскольку она необходима для главной цели повествователя, и потому напрасно мы будем искать в библейской космогонии точного и подробного пересказа событий, какого мы могли бы требовать от научного трактата. Притом Моисей рассказывает так, чтобы быть понятным для всех: в его повествовании нет научных терминов и оборотов; о высоких действиях Божества он говорит самым простым языком, применительно к общему человеческому смыслу; на предметы мира физического он смотрит так, как они представляются простому глазу наблюдателя, а не как они известны ученому. Поэтому несправедливо было бы видеть противоречие науке в таких, напр., выражениях Библии: «земля во век стоит», солнце «всходит и заходит», «звезды спадут с неба» и т. п.

2) Естествознание, как наука, имеет дело с предметами и явлениями, подлежащими непосредственному человеческому опыту и наблюдению. Пока оно остается в этих пределах, оно вправе говорить языком авторитетным, вправе приписывать своим выводам значение научной истины. Но как только вопрос выходит из границ опыта и научного исследования, он теряет чисто научный характер и вступает в область гипотез и умозаключений.

Если мы будем строго придерживаться этих двух положений, то мы увидим, что пропасть, образовавшаяся, будто бы, между Библией и наукой, вовсе не так глубока, и притом она, несомненно, сглаживается по мере развития естествознания. Мы увидим, что, если между ними и оказываются возможными столкновения, то в существе – это столкновения между двумя различными миросозерцаниями, – теистическим, христианским и материалистическим, безрелигиозным, – а не между верою и естествознанием в точном смысле этого слова.

А) Главнейший пункт противоречия между верою и материалистическою наукою состоит в том, что по Библии мир сотворен Богом во времени, из ничего, а наука признает, что материя вечна. В защиту вечности материи указывается на то, что при всевозможных физических и химических изменениях ни одна частица материи не уничтожается и ни одна не появляется вновь из ничего. Но из того, что в пределах опыта вещество не появляется вновь и не исчезает, заключать к вечности материи – значит делать логический скачок. Подобное заключение напоминало бы рассуждение ребенка, который, забавляясь игрушками и не будучи в состоянии сломать некоторых из них, пришел бы к выводу, что сломанные им игрушки сделаны кем-либо, а не сломанные – вечны. Естествознание не знает и знать не может, продолжались ли нынешние условия вечно или они имеют начало во времени. Вечность материи не есть истина, доказанная опытом. Это не более, как предположение и притом не вызываемое необходимостью. Точно также не более, как предположение, и другая предпосылка материалистической науки – о вечности и неизменности действующих в веществе сил. Если нельзя опытно доказать вечности материи, то нельзя также доказать опытом и вечности силы. Напротив, из выводов естественных наук о происхождении настоящего мирового порядка – с большей необходимостью вытекает заключение о временности, а не о вечности материи и силы. Естественные науки признают, что существующий мировой порядок получил свое начало, что наша планета была некогда несовместима с жизнью. А если так, то совершенно непонятно, каким же образом возможно мировое образование во времени, если бы материя существовала вечной? Что же было с материей до образования мира? Со строго материалистической точки зрения не может быть и речи о каком бы то ни было развитии материи и силы, о какой либо космогонии или постепенном образовании мира, потому что последним необходимо предполагается первоначальное состояние материи, отличное от последующих, предполагаются изменения, а мы не можем составить себе никакого представления о том, что было прежде всяких изменений, – прежде чем началось развитие материи. Мир несомненно, стареет. В частности, относительно температуры небесных тел наука также признает неоспоримый процесс охлаждения. Все тела рано или поздно должны охладиться и окаменеть; и тогда, будто бы, наступит конец мира. «Вселенная», говорит знаменитый физик Гельмгольц, «с этого момента осуждена будет на вечный покой». Но почему же мир еще не дошел до этого момента? Или для этого в пройденном прошлом не хватило времени? Но ведь там – вечность! Значит, времени более, чем достаточно! – Предположим, вместе с большинством новейших естествоиспытателей, что первоначальное состояние материи было газообразное. При этом предположении неизбежно является вопрос, как, каким путем от вечности существующая материя сама собою могла выйти из газообразного состояния; одни физич. и химич. силы материи никогда не могли превратить газообразной, равномерно распространенной в мировом пространстве массы в отдельные мировые тела, сколько бы миллиардов веков ни назначались для этого процесса; физич. опыты над газами показывают, что предоставленные самим себе они никогда не могут перейти в твердые тела. Таким образом, признание материи необходимо ведет к признанию вечности мира в целом его объеме и в том его виде, в каком он существует, и вместе с тем к признанию вечной его неизменяемости, – что противоречит очевидным фактам. Только признание творческого всемогущества и разума делает понятным, каким образом из инертной самой по себе материи могло образоваться все разнообразие видимого мира.

Б) Что касается самого порядка мироздания, то, – независимо от некоторых частностей, не имеющих существенного значения. – рассказ Библии представляет замечательное согласие с наиболее достоверными выводами естествознания. Самою распространенною гипотезою по вопросу о мирообразовании является «КантоЛапласовская». По этой гипотезе, в начале существовала газообразная раскаленная туманность, частицы которой находились в непрерывном движении, вследствие большого удельного веса некоторых частиц (?), к ним стали притягиваться частицы более легкие. Образовалась несколько центров, которые от неизвестного толчка (?) пришли в вихреобразное вращение; при этом, вследствие центростремительной силы, уплотнилось ядро туманности, ставшее потом солнцем. Вследствие уплотнения, оно стало вращаться быстрее своей оболочки. Последняя распалась на части, которые в виде больших раскаленных шаров стали вращаться вокруг солнца, превратившись в планеты. По мере охлаждения, газообразное вещество превращалось сначала в огненно-жидкое, а потом – в твердое...11 Так как библейским повествованием о творении мира не отвергается ни участие естественных сил природы в процессе мирообразовании, ни постепенность этого процесса, и так как Библия, намечая главнейшие моменты мироздания, предоставляет широкий простор и свободу для научного исследования и всякого рода предположений в отношении подробностей космогонии, – то можно сказать, что Канто-Лапласовская гипотеза близко подходит к рассказу Моисея, и во всяком случае не может быть названа абсолютно неприемлемой. Противоречие заключается собственно лишь в двух пунктах: 1) По библейскому повествованию все главнейшие моменты образования мира были результатом особого каждый раз творческого мановения Божественной воли; материалистическая же наука утверждает, что вселенная развилась сама собою от действия только физических и химических сил. Но мы уже видели, что вопрос о вечном движении, о вечности сил и законов природы выступает из пределов чистого естествознания: откуда произошло первоначальное движение, почему некоторые частицы получили больший удельный вес, чем другие, каким образом центры пришли в вихреобразное вращение и пр., – все эти и подобные вопросы неразрешимы с точки зрения научного опыта и принадлежат к области догадок, вероятность которых можно оспаривать. 2) Наука каждый период в развитии мира измеряет миллионами лет, тогда как Библия говорит об образовании всей вселенной и нашей планеты только в шесть дней. Относительно этого нужно сказать, прежде всего, что вопрос о продолжительности дней творения есть открытый вопрос для человеческих умозрений и экзегетических ученых соображений, не имеющий существенного значения для нашей веры. Продолжался ли день творения ровно 24 часа, как мы теперь считаем день, или 24 миллиона лет, – с догматической точки зрения безразлично. Правда, большинство церковных писателей и ученых богословов склонно признавать в рассказе Моисея обыкновенные дни, но немало и таких экзегетов, которые понимают под этими днями неопределенные периоды времени.12 Кроме того, не следует забывать, что по Библии самое вещество материи сотворено до первого дня (Быт. 1:1–2), и продолжительность этого периода не указана. Выражение же: «Дух Божий носился над водою», указывающее некоторую продолжительность и многократность действия, позволяет предполагать, что в бесформенном первобытном веществе происходили какие то медленные процессы (словом «носился» Моисей выражает в другом месте, – Втор. 32:11, – действие птицы, сидящей с распростертыми крыльями над птенцами и их согревающей). С другой стороны, огромные цифры, которые приводят некоторые ученые для обозначения древности мира, подлежат, – как мы увидим ниже, – сомнению.

По мере развития естественных наук, целый ряд возражений, выставляемых прежде против библейского повествования о творении мира, оказались несостоятельными. Напр., когда в физике господствовала гипотеза об истечении света из самосветящих тел, в Моисеевом рассказе о творении находили ту мнимую несообразность, что в нем говорится о сотворении света в первый день, а солнца – в четвертый. В новейшее время явилось другое мнение, почти общепринятое теперь учеными, – что свет есть вовсе не истечение из солнца, а тончайшая (эфирная) жидкость, разлитая в пространстве и независимая от светил небесных; следовательно, в появлении света раньше солнца нет ничего невероятного с научной точки зрения. При этой новой научной гипотезе находит объяснение и рассказ Моисея, – казавшийся прежде невероятным, – что растения созданы в третий день, а солнце – в четвертый, а также упоминание о существовании трех дней, – с поименованием утра и вечера, – прежде сотворения солнца. Особенно смущало прежде верующих то обстоятельство, что по Библии, солнце появилось позднее земли, тогда как по Канто-Лапласовской теории земля есть лишь часть солнечной оболочки, разорвавшейся когда то от действия центробежной силы. Новейшие астрономические исследования доказали несостоятельность Канто-Лапласовской теории именно в этом пункте и уничтожили указанное мнимое противоречие. Французский астроном Фай, на основании астрономических соображений, пришел к заключению, что планета, образовавшаяся из солнечной массы, должна иметь обратное движение, что поэтому земля, имеющая прямое, движение, должна была произойти раньше солнца, когда в центре общей для всех планет туманности еще не было светила. Справедливость своей теории Фай подтверждает данными геологии. В геологии считается установленным, что до средины вторичной (миоценовой) эпохи, тропическая растительность покрывала землю от экватора до полюсов, что было возможно только при равномерно высокой температуре. Значить, в эти отдаленные времена не было ни времен года, ни климатов, и освещение земного шара распространялось за пределы полярных кругов. Фай объясняет это тем, что первозданная земля, когда солнца еще не было, была покрыта корой, настолько тонкою, что через нес свободно проходило внутреннее тепло, необходимое для тропической растительности; а необходимый для растений свет земля получала от светящегося газообразного вещества первобытной туманности, со всех сторон окружавшей землю.

В) С третьего дня творения, рассказ Моисея сосредоточивается почти исключительно на нашей планете – земле, на ее устройстве и появлении ее обитателей. В существенных чертах этот рассказ нисколько не противоречит данным наук, занимающихся землею, – геологии, палеонтологии, биологии и пр. В частности. Библия и наука сходятся в следующих существенных пунктах: 1) материки обособились от морей ранее возникновения органической жизни на земле; 2) растения появились ранее животных 3) жизнь впервые зародилась в море; 4) постепенно возникали: рыбы, пресмыкающиеся и птицы; 5) земные пресмыкающиеся и четвероногие млекопитающие появились позднее водных; 6) человек появился позднее всех других тварей; 7) обладанию над миром он обязан своим духовным способностям. И чем далее развиваются естественные науки, чем менее становится пунктов несогласия между ними и Библией. Не так давно, напр., в естествознании считались сомнительным, чтобы человек появился на свет в один период с вымершими допотопными животными. и более решительные из естествоиспытателей школы Кювье, прямо отвергали существование человека до потопа, на том основании, что в то время ученые долго не находили вместе с остатками допотопных животных остатков человека. Между тем, новейшими, более тщательными геологическими исследованиями поставлено почти вне всякого сомнения существование человека в допотопный период, а также и одновременное происхождение его с допотопными животными, через что подтверждена истина библейского учения, прежде казавшаяся сомнительною.

Разногласие между Библией и наукою заключается в вопросе о причине первоначального возникновения и последующего развития жизни на земле. И та, и другая согласны в том, что была пора, когда на всем земном шаре существовала исключительно лишь природа неорганическая; и затем, с какого то отдаленнейшего, но неопределенного момента (по Библии с 5-го дня образования мира) появился, как новый, и мир органический. Но кто же и как создал на земле жизнь, кто и как вызвал к бытию хотя бы самую простейшую органическую клетку? Библия говорит: «и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной. И стало так». (Быт. 1:20). А как говорит наука, не признающая Бога? Некоторые ученые утверждают, что жизнь возникла и потом развивалась сама собою, вследствие физических и химических сил и законов. Здесь соглашение не возможно. Но на чем основано утверждение, будто жизнь возникла сама собою? До сих пор нигде и никем еще не наблюдалось произвольного самозарождения, т. е. возникновения организмов из неорганической материи. Между живым и безжизненным лежит пропасть, которую еще никому не удалось и, конечно, никогда не удастся перешагнуть. Современная наука твердо установила, что микроорганизмы, на которых прежде ссылались, как на самозарождающихся, всегда возникают из соответствующих зародышей. Незыблемо стоит в природе и в наши дни биологический закон – omne vivum а vivo (все живое от живого). То, что мы называем жизнью, – нечто совсем иное, чем все материальные, химико-физические явления, служащие процессу жизни. Напрасно материалистическая наука указывает на кристаллы, как на переходную ступень между не организмами и организмами: образование кристалла, где частицы просто примыкают одна к другой, не имеет ничего общего с жизнью самого простейшего организма. И не только в природе никем не наблюдалось возникновения жизни из мертвой материи, но и в лабораториях, – несмотря на все удивительные успехи естествознания и на возможность создать какие угодно условия для исследования, – не удалось достигнуть самозарождения организмов. В виду этого, более беспристрастные ученые высказывают предположение, что жизнь явилась в давно прошедшие времена, когда на земле были совсем иные условия; другие ученые думают, что жизнь залетела на землю из мирового пространства, с какого либо другого небесного тела. Но и эти мнения суть лишь гипотезы, не основывающиеся на данных опыта.

Г) Теория произвольного самозарождения организмов оказалась особенно несостоятельной при объяснении происхождения высших организмов, и потому новейшая материалистическая наука приписывает самозарождение лишь низшим, первоначальным формам органической жизни. В вопросе же об образовании высших форм выдвигается теория трансформации или эволюционизма, по которой из первичных форм, путем естественного, постепенного преобразования, развивались более сложные и совершенные организмы, и новейшим, – но не последним, – звеном этого непрестанного процесса являются существующие растения и животные. Теория эта исходить из факта строгой последовательности, какую представляет нам природа в общем строе органического царства; в этом царстве мы видим правильную лестницу восхождения от самых низших и простых организмов до самых высших; видим живую систему, в которой каждый член занимает свое определенное место и тесно связан с другими членами. По мнению эволюционистов, система эта и есть ничто иное, как отображение некогда совершавшегося процесса природы в произведении ею органических существ. Основателями эволюционной теории были французский естествоиспытатель Ламарк и преимущественно – английский натуралист Дарвин, по имени которого она часто носит название дарвинизма. Крайнее развитие свое дарвинизм получил в монизме, главою которого считается немецкий ученый Геккель. По мнению Ламарка, последовательные видоизменения низших органических форм в высшие, вызваны были влиянием на организмы изменяющихся условий жизни: климата, пищи, местности и пр. Дарвин, не отвергая значения этих условий, указывает, еще другие, более важные,–борьбу организмов за существование и естественный и половой подбор. В борьбе за существование и за продолжение рода одолевают те особи или виды, которые оказываются организованными более выгодным образом, чтобы приспособиться к данным наличным условиям; те же организмы, которые устроены менее выгодно, побеждаются или совсем исчезают. Полезные изменения, дающие известным особям преимущество перед другими в сохранении и распространении, передаются наследственно дальнейшим потомкам, постепенно накопляются более и более и после долгого времени упрочиваются в дальнейших поколениях, образуя из них постоянные породы органических существ.

Главное доказательство в пользу своей теории Дарвин и его последователи видят в наблюдениях над искусственным образованием разновидностей растений и животных в настоящее и ближайшее к нам время. Человек, при культуре домашних животных и растений, искусным подбором производителей и изолированием нужных ему экземпляров растений и животных от смешения с другими, как показывает опыт, может удачно производить полезные ему разновидности, которые потом упрочиваются и образуют новые породы растений и животных. Различие между человеческими опытами и работой природы, по мнению Дарвина, заключается только в том, что человек путем искусственного подбора вызывает и сохраняет те изменения, какие полезны для него, а природа путем естественного подбора сохраняет те особенности, которые полезны для самих органических существ в их борьбе за существование.

По существу теория эволюционизма не противоречит Библии. Библия нигде не утверждает, что все существующие разновидности организмов вышли непосредственно из рук Творца; она не отрицает ни приспособляемости организмов к условиям местности, климата и пр., ни влияния наследственности, ни даже борьбы за существование, не отрицает, следовательно, и развития и изменения живых существ. Разногласие между Библией и эволюционизмом заключается в том, что Библия полагает известный предел эволюции, утверждая, что главные категории растений и животных созданы, так сказать, в готовом виде, каждая особым творческим актом, и затем уже предоставлены собственному развитию и размножению. «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его...» и «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее...» «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их...» Между тем, теория эволюции простирает закон разлития на все категории организмов без исключения и допускает, следовательно, и переход одной категории в другую. Но именно в этом пункте и состоит Ахиллесова пята эволюционизма.

Во-первых, если бы весь органический мир, действительно, постепенно развивался от низших форм к высшим, то это должно было бы подтверждаться и данными палеонтологии, т. е. по мере углубления от верхних слоев земли к центру, высшие ископаемые организмы постепенно уступали бы место низшим. Между тем, палеонтология уже в древнейших геологических пластах, где впервые встречаются следы органической жизни, находит одновременное и параллельное существование не только главных отделов растительного и животного царства, но и разных видов в каждом из них. Само собой разумеется, что нигде не удается найти и следов тех первых организмов, которые, по теории Дарвина, считаются родоначальниками ныне существующих организмов. Этот факт до такой степени затрудняет эволюционистов, что многие из них готовы отказаться от последовательного проведения своего учения и согласны допустить, что первоначально существовала не одна какая-либо простейшая органическая форма, годная для превращения во все возможные виды растений и животных, но прототипы целых больших классов их, напр., рыб, птиц, земноводных и пр. Таких прототипов для одного животного царства Дарвин соглашается допустить пять или шесть.

Во вторых, если бы, действительно, совершался постепенный переход от одних пород к другим, то должны были бы остаться следы этого перехода, должны были бы, напр., быть найдены многочисленные формы, составляющие постепенный переход от растений к животным, от червя к рыбе, от рыбы к птице, от инфузории к насекомому, от палеонтологических животных к современным. Но наука таких посредствующих пород не находит. Напротив, научные данные скорее наводят на мысль, что организмы появились целыми группами в известные геологические эпохи; с изменением физических условий, некоторые группы вымирали, уступая место другим, более приспособленным к новым условиям.13

В третьих, против эволюционной теории говорит факт неизменности существенных, родовых признаков в растительных и животных породах. Климат, пища, образ жизни и пр., имеют, конечно, влияние на образование так называемых разновидностей данной породы; они могут, напр., увеличить размеры растения или животного, как всего, так и некоторых только органов в нем, могут несколько видоизменить эти органы. Но наука не указывает ни одного сколько-нибудь достоверного факта, чтобы какая-либо порода животных потеряла свои характеристические родовые особенности и превратилась в другую породу. Точно так же и все опыты искусственного подбора имели в результате лишь образование разновидностей при неизменном сохранении породы. При этом, культурные видоизменения пород не только не могут служить доказательством аналогичного изменения пород естественных, но скорее представляют нам образцы явлений, которых нет и не может быть в природе, предоставленной самой себе: парниковые цветы, если предоставить их рост и размножение природе, – быстро дичают и обращаются в те простые полевые цветы, от которых они произошли путем культуры.14

Д) Разногласие между Библией и эволюционизмом особенно сильно сказываются в вопросе о происхождении человека. Библия не только видит в создании человека особый творческий акт, но и обставляет этот акт такими подробностями (совет Лиц Св. Троицы, образ и подобие Божии, душа живая, владычество над миром и пр.), которые ставят человека в совершенно исключительные условия сравнительно со всеми другими живыми существами и приближают его к Самому Творцу. Эволюционизм не признает за человеком никакого исключительного положения и считает его совершенно таким же животным, как к все остальные, только более развитым. Одни эволюционисты признают прямое происхождение человека от высших обезьян, другие утверждают, что человек и обезьяна имеют отдаленного общего предка. В доказательство происхождения человека от животных приводится целый ряд естественнонаучных данных, но эти данные подбираются односторонне, – поскольку они выгодны для эволюционизма. Сравнительная морфология, напр., указывает, действительно, большие сходства в строении тела человека и высших пород обезьян, но не следует замалчивать и существенного различия между ними, которое так велико, что зоология отводит человеку особое место (положение тела, особенности костей, устройство черепа и мозга и пр.): средняя величина объема мозга самых больших и наиболее развитых и смышленых обезьян (горилл) едва достигает 500 куб. сантим., тогда как объем мозга у самой низшей человеческой расы (австралийские негры) равняется 1628 куб. см.; разница, следовательно, составляет 1128 куб. см., а разница в объеме мозга между самой высшей и самой низшей человеческой расой составляет только 208 куб. см.; объем мозга новорожденного младенца вдвое больше мозга большой взрослой гориллы. Это превосходство человеческого мозга над мозгом обезьян важно потому, что, как установила биология, развитие того или иного органа является результатом развития активности; телесная природа человека совсем иная, чем природа животных, потому, что жизнь его иная: объяснения телесного различия надо искать в различии духовной деятельности. Указывают, далее, на так называемые рудиментарные органы у человека, т. е. такие органы, которые когда то выполняли определенные функции, но потом выродились, как бесполезные и остались в уменьшенном и измененном виде. Но, во-первых, относительно некоторых из таких органов новейшими научными исследованиями установлено, что они выполняют самые важные биологические функции (щитовидная железа, сердечная железа, мозговая железа); и это дает право предполагать, что станет известно и назначение других рудиментарных органов; кроме того, изменение некоторых органов могло произойти от изменения образа жизни человека: напр., отросток слепой кишки мог сделаться короче вследствие перехода человека с растительной пиши на животную. – Заключение о родстве человека с обезьяной на основании сходства их крови также не оправдывается новейшими химическими и физиологическими исследованиями: новейшие опыты, напр., обнаружили, что кровь людей, одержимых сонною болезнью, заражает многих млекопитающих, но совершенно безвредна для некоторых пород обезьян и свиней. – Что же касается данных палеонтологии, то они не только не подтверждают выводов эволюционизма, но и прямо говорят против него: последователям Дарвина, до настоящего времени, при всех их поисках, не удалось открыть в органической природе звеньев, составляющих переход от животных к человеку. В то время, как найдено до 30 родов ископаемых полу-обезьян и до 18 родов ископаемых обезьян, не найдено ни одного промежуточного звена для человека. Самые древние из найденных доселе следов человека в геологических «пластах земли показывают его организацию на той же степени развития, на какой он теперь находится. Из массы найденных доселе человеческих черепов не оказалось таких, которые указывали бы на особую расу, стоявшую на переходе от обезьяны к человеку. Иногда, правда, указывали на «отдельные черепа, как занимающие среднее место между черепом обезьяны и человека. Но исследования более компетентных и беспристрастных ученых доказали, что черепа эти принадлежали или низшей человеческой расе (напр., череп, найденный в Неандертальской долине, близь Дюссельдорфа), или человеко-подобной обезьяне (напр., череп, найденный на острове Яве и названный эволюционистами «человекообезьяной»).

Но еще более непроходимая пропасть между животными и человеком лежит в области психических особенностей. Можно сказать, что душевная жизнь в собственном смысле этого слова начинается только у человека. Один он из всех существ на земле наделен способностью мышления и зависящим от этой способности – даром слова. Животные передают свои ощущения посредством крика, но никогда ни одно животное не произнесла и не может произнести ни одного слова и не потому, что у него недостает для этого физического органа, а потому, что у него нет и не может быть мысли; способность мыслить, выражающаяся в членораздельной речи, свойственна лишь разумному существу, – человеку. Одному только человеку, из всех живых существ, доступны и высшие стремления духа – к истине, добру и красоте; только он наделен жаждой приблизиться к Своему Первообразу.

Е) Одною из трудных задач считается – примирить данные Библии с выводами современного естествознания по вопросу о степени древности мира и человека. Но и в этом вопросе разногласие окажется не так велико, если иметь в виду истинную науку и истинное понимание Моисеева рассказа. Прежде всего, не следует забывать, что вопрос о том, сколько времени существует мир, – больше научный, чем религиозный вопрос. Если признать, что мир появился во времени, а не существует от вечности, то с религиозной точки зрения является уже довольно безразличным, – за сколько веков или за сколько тысячелетий от настоящего времени мир получил свое начало. Кроме того. Библия нигде точно не определяет ни времени сотворения мира, ни продолжительности его образования. Если по данным библейской хронологии вычисляется срок от 5000 до 7000 лет, прошедший от творения мира до настоящего времени, то, ведь, летоисчисление это ведется не сначала, а с конца творения, – с появления на земле человека. Решение же вопроса о том, сколько времени прошло от творения неба и земли (1-ый стих 1-ой главы книги «Бытия) до творения человека, Библия предоставляет человеческой любознательности; она не определяет продолжительности того периода, который предшествовал первому дню мироздания. Экзегеты спорят и о том, понимает ли Моисей словами: «Да будет свет! И бысть свети», – первоначальное сотворение света или только первичное появление его на нашей планете после покрывавшей ее тьмы. А также и в творении четвертого дня некоторые экзегеты видят не первоначальное создание светил небесных, а первичное появление их в этот день для нашей планеты. При таком широком просторе, который Библия представляет нам в вопросе о продолжительности мироздания, – особенно, если еще принять во внимание толкование некоторыми экзегетами дней творения в смысле неопределенных периодов времени, – соглашение между наукою и Библией не представляется, по-видимому, невозможным.

С другой стороны, известно, что гипотеза о громадной древности мира разделяется далеко не всеми естествоиспытателями, и в самом определении этой древности геологические к астрономические исследования представляют поразительное разногласие между собою. У одних геологов древность того или другого геологического периода определяется в 100, у других в 200, у третьих в 300 тысяч лет и так далее до миллионов и биллионов лет. По вычислениям одного геолога (Бишоф), для перехода земли из жидкого состояния в твердое, т. е. для того, чтобы температура земли понизилась с 2000 до 200 градусов, требовалось больше 300 миллионов лет; по вычислениям другого (Фурнье), – только 49 миллионов лет. Французский астроном Фламмарион насчитывает 10 миллионов лет существования нашей планеты – только с тех пор, как она стала обитаема; немецкий геолог Глаубрехт утверждает, что все дело образования нашей земли могло совершиться в период не более 12.000 лет. Особенно крупные цифры при вычислениях древности мира и земли показывают дарвинисты, что вполне естественно, так как эти цифры необходимы им для оправдания их теорий: ни перерождения видов, ни, в частности, перерождения человека из обезьяны нигде и никогда в исторически известное время не замечалось, и потому эволюционистам приходится обращаться к необычайно отдаленным эпохам и признавать необычайно медленное развитие организмов. – В том, что ученые совершенно расходятся, между собою в определении древности мира и земли, нет ничего удивительного, так как естествознание при современном состоянии его не может дать сколько-нибудь точных для этого определения сведений. Геология, напр., указывает несколько способов определения древности различных формаций: измерение степени нарастания земляных пластов, измерение поднятия и понижения материков, углубление рек, образование окаменелостей и пр. Но все эти способы определяют лишь сравнительную древность геологических формаций, т. е. устанавливают, что, напр., один пласт земли древнее другого; но сколько именно лет нарастал тот или другой пласт при данных условиях, – установить едва ли возможно. Астрономические вычисления касательно древности мира значительно точнее геологических, особенно те, которые основаны на законах распространения света; эти вычисления доказывают, что для достижения до земли света от некоторых отдаленных звезд требовалось громадное число лет. Но, если и признать эти вычисления не подлежащими сомнению, то все же и в этом пункте соглашение между Библией и наукою возможно при том просторе, который предоставляет Библия человеческой любознательности в вопросе о древности мира.

Значительно труднее согласит науку и Библию в вопросе о времени происхождения человека. Обе они сходятся в том, что человечество не вечно существует на земле, что было время, когда человека не было, и что он появился позднее всех других живых существ. Но в определении продолжительности пребывания рода человеческого на земле Библия и наука (точнее, ученые, которые стараются решать этот вопрос) резко расходятся. По библейской хронологии, человек существует на земле не более семи с половиной тысяч лет;15 что же касается представителей материалистической науки, то самые скромные из них не мирятся на цифре менее 100.000 лет, другие же возвышают ее до 200.000, 300.000 к так далее до бесконечности. Не трудно понять, какое важное значение, с точки зрения религиозной, имеет этот вопрос: если до Адама и одновременно с Адамом существовали уже люди, т. е. если Адам не есть родоначальник всего человеческого рода, то, очевидно, этим самым подрывается учение о единстве человеческого рода, о грехопадении первых людей, о первородном грехе, об искуплении рода человеческого, об универсальном значении христианства, – одним словом, подрываются в корне многие основные догматы христианской веры. Ученые материалистической школы к этому именно и ведут свои вычисления: они утверждают, что библейский Адам, – если не есть мифическое лицо, – может быть признан разве только родоначальников какого-нибудь отдельного племени, или народа, явившегося в позднейшее время, и, таким образом, библейское учение как о падении в Адаме всего человечества, так и о необходимости для всего человечества искупления от первородного греха, – не имеет для себя исторического основании. Но чтобы выступить с такой разрушительной теорией, они должны были опираться на самые точные и неопровержимые научные доказательства. Между тем, ни одного строго проверенного научного факта в пользу баснословной древности человеческого рода они не приводят, ограничиваясь лишь догадками и умозаключениями из области геологии, археологии и истории. Если геологическая хронология имеет вообще лишь относительное и условное значение, то в особенности по отношению к происхождению человека. Геологи спорит все еще даже о том, действительно ли существовал допотопный человек, так как вполне точных данных для решения этого вопроса в том или другом смысле не найдено. Известный геолог Пфафф, напр., смиренно сознается в этом. «Все числа, – пишет он, – которые заимствуются из геологических периодов времени для определения древности человеческого рода, в высшей степени не достоверны; из них заслуживающие наибольшего доверия не констатируют большей древности существования человека на земле, как от 5 до 7 тысяч лет».16 В защиту баснословной древности человека ссылались на хронологические данные древних народов. Древние египтяне насчитывали целые десятки тысяч лет своего политического существования, а индийцы и китайцы насчитывают даже целые миллионы. Кроме того, халдеи еще во дни Александра Македонского имели у себя астрономические наблюдения, восходившие за 472.000 лет, а индийцы и китайцы имеют астрономические наблюдения, обнимающие миллионы лет. Но, по новейшим изысканиям, все эти числа оказались ложными и нестоящими никакого доверия. Народ, историческим памятникам которого ученые специалисты новейшего времени приписывают наибольшую древность, – это египтяне; но если и признать, как полагают некоторые египтологи, что начало истории египтян относится приблизительно к 4.000 лет до Р. X., то эта цифра во всяком случае ближе подходит к библейской хронологии, чем к сотням тысяч лет материалистической хронологии. – Признание сто тысячелетней древности человека невероятно уже потому, что оставляет неразрешимым вопрос о том, почему древние люди не оставили никакой памяти о своих деяниях, несмотря на столь свойственное человеку стремление увековечить себя. Почему не осталось от них ни одного обломка, с полной и несомненной достоверностью свидетельствующего о их существовании за сотни тысяч лет назад? Далее, если бы древность человека, действительно, простиралась на такое громадное расстояние времени, то науки и искусства должны были бы достигнуть значительной зрелости в несравненно отдаленнейшую эпоху, чем с какой начинается их появление. Все человеческие изобретения, по достоверным данным истории, не восходят дальше, как за три-четыре тысячи лет до христианской эры. При постепенном прогрессе, какой замечается в развитии человеческих знаний, при вечных усилиях человеческого духа к открытиям и изобретениям, – совершенно невероятно, чтобы люди в течение целых сотен тысячелетий, предшествовавших исторической эпохе, ни до чего не додумались, ничего не изобрели и все это время оставались на степени дикого состояния, близкого к состоянию скотов, а затем почему то вдруг, в какие-нибудь 6.000–7.000 лет, достигли такого необычайного развития.

Единство человеческого рода

По рассказу Моисея, Бог создал двух людей, – мужа, и жену, благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь к наполняйте землю и обладайте ею». (Быт. 1:28). Адам и Ева, таким образом, являются родоначальниками всего человечества. Истина единства человеческого рода – одно из основных истин как догматического, так и нравственного христианского мировоззрения. На ней утверждаются важнейшие догматы о падении всего человеческого рода в Адаме и об искуплении всего человеческого рода через Христа. При свете ее весь род человеческий является как один целый организм, имеющий один общий корень в Адаме, как одна великая семья, члены которой должны быть связаны между собою узами мира и любви. С точки зрения материалистических теорий, отрицающих единство человеческого рода и допускающих множество различных низших и высших пород людей, происшедших от разных видов, – самые возмутительные явления, как напр., позорное рабство, истребительные воины, уничтожение беззащитных племен и пр., должны казаться нормальными явлениями, проистекающими из естественной розни человеческих племен. Между тем, по учению христианскому, которым признается не только физическое, но вместе и высшее, духовное, нравственное единство человеческого рода, – этот варварский принцип не может найти себе никакого оправдания. Истина единства человеческого рода много раз подтверждается в Св. Писании, составляя один из существенных пунктов библейского учения о человеке. Особенно ясно выразил эту истину Апостол Павел в своей знаменитой речи, произнесенной в Афинском ареопаге: «От одной крови Бог произвел весь род человеческий для обитания но всему лицу земли» (Деян. 17:26).

Но и наука дает целый ряд доказательств в пользу этой истины, а) От смешанных браков людей, принадлежащих к самым различным племенам, как показали многочисленные наблюдения, может происходить плодородное потомство, б) Если сравнить различные человеческие племена, то окажется, что они близко походят друг на друга по множеству существенных признаков: одинаковое анатомическое строение тела, одинаковая средняя продолжительность жизни, одинаковая средняя скорость биения пульса, одинаковый средний рост людей и пр. Основные духовные способности: разум, воля, самосознание, чувства – у всех людей одни и те же; замечается только различие в степени их развития, происходящее от внешних условии, в) Сравнительное изучение языков, религий, древних преданий и пр., также свидетельствует о первоначальной связи всего человеческого рода, об одном корне и одной общей колыбели его. г) Наконец, одним из важных доводов в пользу единства человеческого рода, служит то, что различные расы переходят одна в другую; отсутствие постоянных и неизменных отличительных признаков у различных племен служат причиной того, что ученые никак не могут сговориться между собою, сколько собственно человеческих рас существует на земле: одни насчитывают три расы, другие – пять, третьи – восемь и так далее до 60 и более. – Несомненно, что, при всем сходстве между собою, человеческие расы в некоторых отношениях отличаются одна от другой, напр., по цвету кожи, по форме и объему черепа, по наклонностям к различным болезням, также по нравам, вкусам, наклонностям, привычкам, вообще по характеру; но все эти различия не дают достаточного основания для признания видового отличия между различными расами.

Некоторые ученые, допуская единство человеческого рода, признавали, однако, невозможным, чтобы все люди произошли от одной первоначальной четы, и предполагали многих родоначальников. В подтверждение своего мнения они, между прочим, ссылаются на многочисленность человеческого рода и на распространение его по всей земле. Но по новейшим исследованиям, то и другое вполне допустимо при признании одной прародительской четы. Выходя из совершенно вероятного предположения о большем долголетии и большей плодовитости людей первобытных времен, сравнительно с позднейшими, более ослабленными поколениями, ученые путем вычислений пришли к тому заключению, что от одной первоначальной человеческой четы не далее, как через 50 поколений, могло произойти несколько миллиардов людей; а в настоящее время население земного шара, по приблизительным статистическим вычислениям, едва ли превышает 1.500 миллионов людей. – Что касается возможности распространения человечества из одного первоначального пункта, то и в этом отношения в настоящее время нет поводов сомневаться. Прежде, вследствие неполноты географических сведений, высказывалось недоумение по вопросу о том, откуда и какими путями могли, проникнуть в Америку ее поселенцы. Теперь и этот вопрос можно считать решенным: люди могли переселиться в Америку из Азии, которая большинством ученых считается общею колыбелью человеческого рода, или через Берингов пролив и цепь Алеутских островов, или через группы островов Тихого океана.

Некоторые, на основании самой Библии, пытаются доказать, что были на земле люди и до Адама (преадамиты), и одновременно с Адамом (коадамиты). Высказываются, напр., следующие соображения. О Каине и Авеле говорится в Библии, что первый возделывал землю, а последний был пастырь овец; но для того, чтобы возделывать землю, необходимы разные орудия, изобретенные, очевидно, другими людьми, жившими прежде; а пасти стада Авель мог только от воров, т. е. опять таки от других людей, не принадлежащих к семейству Адама. Каин, решившись умертвить брата своего, говорит ему: «пойдем в поле»; очевидно, поле противополагается городу или селу, вообще месту, населенному людьми. Совершив убийство, Каин говорить: «всякий, кто встретится со мною, убьет меня»; очевидно, он не мог бояться отца или матери, а имел в виду других людей. Оставив Едем, Каин поселился в земле Нод, с женой своей и построил там город; откуда же он взял жену и кем населил город, если не было других людей? Но все эти и другие подобные соображения вовсе не доказывают существования преадамитов и коадамитов: для возделывания девственной почвы не было необходимости в сложных орудиях, а самые примитивные мог изобрести и Адам, и сам Каин. Авель мог охранять стада не от воров, а от хищных зверей. Что же касается боязни Каина, построения им города, переселения с женой в другую землю и пр., то все это, действительно, предполагает существования

многих людей, но не коадамитов, а тех же потомков Адама, хотя Моисей и не перечисляет их по имени. А людей чужих, если бы они тогда существовали, Канну нечего было бояться, так как они могли не знать об убийстве, а если и знали, то могли отнестись к нему равнодушно.

Промысл Божий в отношении к миру и в особенности к человеку. Естественный и сверхъестественный способы промышления

Рассказав о творении мира и человека, Моисей прибавляет: «И почил Бог в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2). Эти слова означают, что шестым днем закончилось дело творения и что, следовательно, создание. Адама и Евы было последним творческим актом. Но в словах «почил от всех дел Своих», нельзя, конечно, видеть указания на то, что Бог, сотворив человека, совсем устранился от мира и человека и всецело предоставил их собственной судьбе. Напротив, вся Библия, каждая библейская книга, – можно сказать, каждая глава, каждый стих ее свидетельствует, что Творец не оставляет Своего творения, но непрестанно отечески заботится о нем. «Забудет ли женщина грудное дитя свое?, но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», говорит Бог человеку через пророка Исаию, представляя самую беззаветную любовь матери лишь слабым отображением Своей любви к людям (Ис. 49:15). «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11). «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). Это попечение Бога о мире и человеке называется промыслом Божиим. По определению Катехизиса, промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее, через удаление от добра, зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям. Промысл Божии заключается: 1) в охранении мира, в поддержании неизменного действия его законов и сил, и 2) в управлении миром, в содействии к достижению предназначенных ему целей. Простирается промысл Божий на все существующее в мире: на великое и малое, на мир невидимый и видимый, на общие мировые события и на отдельные незначительные проявления жизни, на весь человеческий род и на каждое живое существо, на всякого человека порознь. Существа свободно-разумные, т. е. ангелы и люди, испытывают на себе особенное попечение Божие и особенно нуждаются в нем, так как для них существует не необходимое, бессознательное исполнение законов Творца, а или свободное послушание Его воле, или столь же свободное отступление от нее, противление ей. (См. псалом 90-й).

Язычники признавали промысл Божий, но не могли возвыситься до признания частного, т. с. простирающегося на отдельных лиц, на отдельные вещи и события: они думали, что признание такого промысла оскорбительно для величия Божия. Цицерон, напр., неоднократно повторяет: «боги заботятся о великом, а малым пренебрегают». Христианство не допускает такого деления. Перед бесконечным величием Божиим нет в мире ничего великого (Прем. 11:23), а перед безграничной благостью и любовью Божией – ничто не мало, чему Он благоволил даровать бытие (Прем. 6:7: Мф. 6:26; 10:29; Лк. 12:25–29; Пс. 146:9; Иов. 38:39–40).

Естественный н сверхъестественный способы промышления. – По тому, каким способом Господь проявляет Свое попечение о мире и человеке, различаются (различение, конечно, только с человеческой точки зрения), два вида промысла – естественный и сверхъестественный. Если мы читаем в Евангелии, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над добрыми и злыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45), что Он «подаст нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняет пищей и веселием сердца наши» (Деян. 14:17); если мы видим, вообще, что естественные силы природы, действуя по неизменным, Богом установленным законам, служат орудиями воли Божией, исполнителями Его промыслительных действий; если мы видим, что Бог вразумляет грешников, посылая на них разного рода бедствия и несчастия, располагает события нашей жизни так, что переживаемые нами испытания ведут к добрым последствиям (праведный Иов, Товит и др.) и пр., – то все это естественные пути промысла Божия. – Второй, сверхъестественный, способ промышления Божия о мире и человеке состоит в чудесном, превышающем естественный порядок вещей, проявлении Божией силы для осуществления высших Божественных планов мироправления и, в особенности, спасения человека. Таковы все чудеса, о которых повествуется в Ветхом и Новом Заветах, и особенно чудо искупления рода человеческого Сыном Божиим и спасительные действия благодати Духа Святого, подаваемые нам в таинствах св. Церкви.

Вера в промысел Божий составляет всеобщее достояние человечества. Без нее невозможна никакая религия, так как в основе религии лежит уверенность в непосредственной близости Бога к миру, в Его попечении о мире. Тем не менее, есть люди, отрицающие промысел, представляющие Бога равнодушным созерцателем мировой жизни (деисты). В доказательство своего учения они указывают: 1) на существование зла и разного рода нестроений в мире физическом (бури, землетрясения, болезни и пр.) и нравственном (войны, преступления, ссоры и пр.), и 2) на противоречие учения о промысле неизменности законов природы. Но зло и всякие бедствия в мире произошли не от Бога, а от самого человека и были следствием его грехопадения; притом, все нестроения в мире физическом не могут нарушить общей стройности и законосообразности мира, и в мире нравственном, несмотря на все пороки и заблуждения, род человеческий, хотя медленными и трудными шагами, идет к совершенствованию. А что касается неизменных законов природы, то не они управляют вселенной, а сами основываются на всемогущей воле Божией, создавшей эти законы. Если некоторые явления жизни своей видимой несправедливостью возмущают нашу душу и вызывают мятежный вопрос, как это могло случиться, когда всем управляет премудрый и благой промысел Божий, – будем искать успокоения в тех кротких словах, какими Спаситель некогда вразумлял пылкого Петра: «Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих» (Ин. 13:7).

* * *

11

В настоящее время теория Канто-Лапласовская сильно поколеблена; теперь, напр., многие ученые доказывают, что меньшие тела, как наша земля, сформировались ранее своих солнц.

12

Основаниями для понимания дней творения в смысле периодов служат след. соображения: 1) День в 24 часа мог быть только со времени появления солнца, как центра для вращения земли, т. е. не раньше 4-го дня творения; 2) Днем в Библии называется и 7-й день творения, день покоя, под которым необходимо разуметь неопределенное время; 3) Дни творения – Дни дел Божиих, а пред очами Божиими «тысяча лет, яко день един» (Пс. 89:5; 2Пет. 3:8).

13

В частности, не хватает необходимых переходных звеньев в наиболее дорогом для крайних дарвинистов пункте, – генеалогии человека (утверждают, что Геккель, наиболее яркий представитель монизма, вынужден был в этом случае вставить поддельные звенья).

14

Искусственный подбор идет и поддерживается только, пока о нем кто то заботится. Отнимите направляющую руку естествоиспытателя или хозяина, – тотчас же это культивирование и совершенствование прекратится, и не только остановится и замрет, но с железною необходимостью начнется противоположный процесс – деградация.

15

Утверждение это не есть догмат; оно основывается на данных библейской хронологии; но данные эти, сообщаемые по разным поводам (жизнь патриархов, судей, царей, их родословия, замечательные истории, события и пр.), нигде в Свящ. Писании не обобщены и являются лишь приблизительными. Притом разные тексты Библии представляют некоторые разности в летоисчислениях.

16

Как легко при таких вычислениях допустить весьма крупную ошибку, – показывают хотя бы следующие два примера. 1) В Австрии найден был совершенно окаменелый ствол дерева, толщиною в 6 футов. Желая определить древность его, венские ученые сравнили его с одной из свай, вынутых из илистой почвы Дуная: свая эта была вбита для постройки моста во времена римского императора Траяна, т. е. за 1700 лет, и так как она оказалась окаменелою только на полдюйма, то отсюда уже не трудно было вывести, что ствол дерева в 6 футов, чтобы совершенно окаменеть, должен был пролежать в земле более 200.000 лет. Но вычисление это казалось заслуживающим доверия только до тех пор, пока не было доказано, что процесс окаменения при некоторых условиях происходит несравненно быстрее, чем на полдюйма в течение 1.700 лет. Между прочим, найдены были такие окаменелости, для образования которых геологи, – в силу приведенного вычисления, – могли-бы потребовать нескольких тысячелетий, если бы при раздроблении некоторых из них, внутри их не оказались монеты, по чекану и году относящиеся не далее как к 16–17-ому столетию нашей эры. 2) В Египте на глубине до 39 футов найдены были черепки глиняной посуды. Один ученый, чтобы определить древность этих следов человека, употребил следующий оригинальный способ: он обратил внимание на то, что базис огромной статуи египетского царя Рамзеса 2-го покрыт теперь Нильскими осадками вышиной более 9-ти футов; так как время постройки статуи известно, – 1300 год до Р. X., – то уже ничего не стоит высчитать, сколько лет отделяет нас от того древнего египтянина, которому принадлежали найденные черепки. Оказывается, – около 13.000 лет; другими словами, человек этот жил раньше библейского Адама больше, чем на 5.000 лет! Вычисление это сильно подрывало бы достоверность рассказа Моисея, если бы в нем не допущено было упомянутым ученым маленькой ошибки; он считает наслоение нильских осадков со времени построения статуи, когда она стояла среди цветущего города, между тем как Мемфис, очевидно, был защищен от нильских наводнений, и они могли заливать город, – а, следовательно, и оставлять наслоения ила, – лишь с тех пор, как город был разрушен и оставлен жителями, т. е. не ранее пятого века по Р. X. А при этой поправке получается, что таинственный египтянин жил не 13.000 лет тому назад, а значительно позднее и во всяком случае позднее библейского Адама. Притом еще надо доказать, что черепки лежали на поверхности земли; если же предположить, что они были брошены в колодец или в одну из расщелин, которых так много по берегам Нила, то древность их придется еще убавить в несколько раз.

В числе новейших открытий в области доисторической археологии и антропологии, особенное внимание обратило на себя открытие (в 1854 г.) в Швейцарии и в некоторых других странах, так называемых свайных человеческих построек, т. е. зданий, строившихся некогда на сваях в реках и озерах. Открытие это возбудило тем большее внимание к себе любителей древности вообще и особенно любителей слишком большой человеческой древности, что даже в Швейцарии, где упомянутые древние постройки найдены в наибольшем количестве (около 200), не сохранилось не только письменных свидетельств, но даже и местных каких-нибудь преданий о их былом существовании. Обстоятельство это сразу отодвинуло их древность в глазах некоторых на слишком большую отдаленность. Однако скоро последовало в этом отношении разочарование в кружках приверженцев баснословной человеческой древности. Историки нашли у Геродота, который жил в 5-ом веке до Р. X., свидетельство о свайных жилищах у фракийцев, найдены были свайные постройки у некоторых арабских племен, у негров, у папуасов и пр.; оказалось, что и в Европе, в некоторых местностях, эти постройки существовали еще до 11-го и даже 12-го века нашей эры. В новейшее время наиболее древние из свайных построек относятся – более осторожными исследователями – не далее, как за 1.000 лет до Р. X., а большая часть – не далее, как ко 2-ому и 3-ему веку нашей эры.


Источник: Христианская вера и христианская жизнь / Николай Сахаров. - Париж : Сахаров, 1939-. / Ч. 1: Христианская вера : (очерки догматического богословия). - 1939. - 137, [7] с.

Комментарии для сайта Cackle