Азбука веры Православная библиотека Богословие Догматическое богословие Христианская богословия для желающих в благочестии высшего успеха
иером. Ювеналий (Медведский)

Христианская богословия для желающих в благочестии высшего успеха

Источник

Содержание

Христианская богословия желающих в благочестии высшего успеха, предложенная иеромонахом Ювеналием

Предисловие

Предварительные рассуждения Рассуждение 1. О богословском учении вообще Глава 1. О предмете Богословии Глава 2. О причине Богословии Глава 3. О конце Богословии Рассуждение 2. О истинах, до естественного благочестия касающихся Глава 1. О бытии Божием Глава 2. О свойствах Божиих Глава 3. О создании миpa Глава 4. О промысле Божием Глава 5. О обязанности человека к богопочитанию Глава 6. О действиях богопочтения Глава 7. О будущей жизни и о праведном в вечности по делам воздаянии Глава 8. О недостатке естественной Богословии Глава 9. О надобности и нужде Божественного откровения Глава 10. О знаках Божественного откровения Рассуждение 3. О Божием откровении, или о Священном Писании Глава 1. О том, что такое есть Священное Писание Глава 2. О Божественности Священного Писания Глава 3. О винах начальной и служебной и о предмете и конце Священного Писания Глава 4. О целости и невредимости Священного Писания Глава 5. О совершенстве, или довольстве, Священного Писания Глава 6. О ясности Священного Писания самого по себе и о средствах к произведению оной в чтущих и слушающих оное, или о толковании Писания Отделение 1. О ясности Священного Писания самого по себе в вещах, для спасения нужных Отделение 2. О средствах к произведению ясности Священного Писания в читающих и слушающих оное, или о толковании Глава 7. О подлинном основании Богословии Часть первая, или Догматическая Рассуждение 1. О свойствах Божиих Глава 1. О непостижимости существа Божия Глава 2. О единстве Божием Глава 3. О духовности Божией Глава 4. О вечности и бессмертии Божием Глава 5. О неизмеримости и вездесущии Божием Глава 6. О неизменности Божией Глава 7. О всесовершенстве Божием Глава 8. О всеведении и премудрости Божией Глава 9. О свободе Божией Глава 10. О всемогуществе Божием Глава 11. О благости Божией Глава 12. О святости Божией Глава 13. О правде Божией Глава 14. О истине, или правдивости Божией Глава 15. О блаженстве Божием Глава 16. О действиях Божиих вообще Рассуждение 2. О тайне Пресвятой Троицы Глава 1. О лице, существе и естестве вообще Глава 2. О доказательствах тайны Троичной Глава 3. О Боге Отце Глава 4. О Боге Сыне Глава 5. О Святом Духе Глава 6. О истинном и подлинном различии трех Лиц Глава 7. О единосущии трех Лиц Глава 8. О присносущном происхождении Божественных Лиц, Сына и Св. Духа, от единого Отца Часть вторая Рассуждение 3. О создании мира Отделение 1. О сотворении всего вообще Глава 1. О Творце миpa Глава 2. О побудительной вине и конце сотворения Глава 3. О том, из чего и как мир от Бога создан Глава 4. О форме и предмете создания Отделение 2. О духах, или об ангелах Глава 1. Об ангелах вообще Глава 2. Об ангелах добрых Глава 3. Об ангелах злых Отделение3. О создании человека и о состоянии его кратко Рассуждение 4. О всеобщем промысле Божием Глава 1. О сущности и бытии промысла Божия. Глава 2. О образе или различных видах промысла Божия Глава 3. О предмете промысла Божия Глава 4. О промысле Божием касательно смерти человеческой Рассуждение 5. О спасительном Божием к человеку Промысле вообще кратко, где и в особенности, во-первых, предлагается о бедствии человеческом и милосердии Божием Отделение 1. О бедствии человеческом по падении Глава 1. О грехе Глава 2. О противлении Богу Глава 3. О казни за грех Глава 4. О безнадежии избавления со стороны человеческой Отделение 2. О милосердии Божием к падшему человеку Рассуждение 6. О Христе Спасителе человеков Отделение 1. О самом Лице Спасителя рода человеческого и что к тому принадлежит Глава 1. О воплощении Сына Божия Глава 2. О едином лице Избавителя нашего в двух естествах Глава 3. О личном соединении двух во Христе естеств Глава 4. О взаимном сообщении естественных свойств Отделение 2. О должности Ходатая Глава 1. О звании, или должности Пророческой Глава 2. О звании Христовом Священническом Глава 3. О звании Христовом Царском Отделение 3. О состояниях Христовых Глава 1. О состоянии умаления, или истощания Глава 2. О состоянии прославления Рассуждение 7. О благодеяниях Божиих, чрез Христа Сына Божия роду человеческому приобретенных, коими совершается наше спасение Глава 1. О благодати Божией вообще Глава 2. О звании ко спасению Глава 3. О благодати просвещающей, или о просвещении грешника, к Церкви призванного Глава 4. О благодати обращающей Глава 5. Об отрождении Глава 6. О оправдании Глава 7. О обновлении Рассуждение 8. О Завете Божием с родом человеческим Глава 1. О завете вообще Глава 2. О Ветхом Завете Глава 3. О Новом Завете Глава 1. О имени и определении Глава 2. О бытии и состояниях Церкви Глава 3. О свойствах Церкви Глава 4. О членах Церкви Глава 5. О учении церковном Глава 6. О правительстве церковном Глава 7. О Соборах Глава 8. О признаках истинной Церкви Глава 9. О преданиях и обрядах церковных Глава 10. О предуставлении Рассуждение 10. О таинствах Глава 1. О таинствах вообще Глава 2. О таинствах Ветхого Завета Глава 3. О тайнах Нового Завета вообще Глава 4. О Крещении Глава 5. О Миропомазании Глава 6. О Евхаристии Глава 7. О покаянии Глава 8. О Священстве Глава 9. О браке Глава 10. О Елеосвящении Рассуждение 2. О делах Божиих, в будущем веке оказуемых Глава 1. О смерти временной Глава 2. О состоянии душ после смерти Глава 3. О воскресении мертвых Глава 4. О последнем всемирном суде Глава 5. О будущем блаженстве святых Глава 6. О вечном мучении грешных Глава 7. О скончании века сего Христианской богословии часть вторая, или нравоучительные наставления Статья 1. О добрых делах вообще Глава 1. О том, что такое есть доброе дело и коликократное оно есть Глава 2. О правиле добрых дел, или о законе Божием Глава 3. О надобности творения добрых дел от христианина Статья 2. О должностях к Богу Глава 1. О богопочтении Глава 2. О вере Глава 3. О любви к Богу Глава 4. О хвале Божией Глава 5. О благодарении Богу Глава 6. О послушании к Богу Глава 7. Об отречении себя самого Глава 8. О страхе Божии Глава 9. О терпении Глава 10. О надежде на Бога Глава 9. О смирении пред Богом Глава 12. О подражании Богу Глава 13. О ревности по Бозе Глава 14. О прославлении имени Божиего Глава 15. О исповедании веры Глава 16. О призывании Божием, или о молитве Глава 17. Об обетах, Богу учиненных Глава 18. О клятвенном подтверждении Глава 19. О обрядах Глава 20. О идолослужении Отделение 1. О идолопоклонстве Отделение 2. О честолюбии Отделение 3. О сребролюбии Отделение 4. О суеверии Глава 21. О призывании святых Статья 3. О должностях к ближнему Глава 1. О должностях к самому себе Глава 2. О правде, к другим показуемой Глава 3. О власти вообще и подвластных Глава 4. О должности государей и подданных их Глава 5. О должности пастырей духовных и им вверенных Глава 6. О должности родителей и детей Глава 7. О должности мужей и жен Глава 8. О должности господ и рабов их Глава 9. О должности воинов и их начальников Глава 10. О должности учителей и учеников Глава 11. О старших и младших летами Глава 12. О должности богатых и убогих Глава 13. О должности дающих и приемлющих взаим Глава 14. О должности продающих и купующих Глава 15. О нанимающих и нанимающихся работать Глава 16. О помоществовании в нуждах Глава 17. О наставлении в недоумении Глава 18. О прощении братних к нам согрешений Глава 19. О запрещении убийства Глава 20. О запрещении блудодейства Глава 21. О запрещении хищения Глава 22. О запрещении грехов, словом бываемых Глава 23. О неосуждении Глава 24. О запрещении злых пожеланий 1  

 
Христианская богословия желающих в благочестии высшего успеха, предложенная иеромонахом Ювеналием

Се стою при дверех и толку, аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним и той со Мною, – глаголет Христос Спаситель наш (Откр. 3:20).

Святейшего Правительствующего Синода

Первенствующему члену, великому господину

высокопреосвященнейшему

Амвросию,

митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому,

Эстляндскому и Финляндскому,

Свято-Троицкой Александро-Невской лавры священноархимандриту,

разных Орденов Кавалеру

Высокопреосвященнейший Владыко, милостивейший мой архипастырь,

уповая на крайнейшее Вашего Высокопреосвященства снисхождение, приемлю дерзновение сей убогий труд мой посвя­тить имени Вашего Высокопреосвященства, мне милостивейшего Отца и Архипастыря, приснобдящего о стаде своем. Удостойте, Высокопреосвященнейший Владыко,

милостивейшего своего приятия, которое будет для меня первейшим удовольствием.

Вашего Высокопреосвященства

всенижайший слуга и богомолец, иеромонах Ювеналий.

Предисловие

Все мы обще ничего так не желаем, как токмо быть благополучными, ибо на кого ни посмотришь, кого ни спро­сишь, всяк ничего больше не ищет, как только единого себе спокойствия и довольствия, что не что другое есть, как только жизнь благополучная. И не довольно того, чтоб другие токмо о нас думали, что мы благополучны, но каждый хочет в самом деле быть благополучным и сего благополучия желает не на краткое время, но на­всегда и вечно. Почему иной суетится о чрезмерном собрании богатств, другой силится на высоту чести взойти, третий друзей как можно более снискать и всяк, как мыслит, так и тщит­ся себе достигнуть благополучия.

Но поистине, сии суть пути, мнящиеся правы быти мужу, обаче последняя их зрят во дно адово. Ибо где мы, кроме Бога, сыщем такое добро, которое бы приобретши, не на короткое токмо время были благополучны, но навсегда и вечно блаженством наслаждалися? Он токмо един есть настоящий Исто­чник, от Которого бытие, силы, дви­жение и всякое совершенство каждой вещи проистекает, а без Его полно­властной воли никакая вещь нам удовольствия принести не может, без Него все приятное, на краткое токмо время повеселив, наконец невозврат­ную скуку и неудовольствие человеку делает.

Чего ради нет ничего нужнее и полезнее смертным в жизни сей, как токмо чтоб все свое внимание, тщание и труд устремить к тому спаситель­ному учению, которое наставляет о Боге, ибо посредством сего найдем мы способ, каким образом в наиприятнейший с Богом союз войти и от того истинное, вечное и никакой перемене не подверженное иметь благополучие.

Правда, наслаждался таким состоянием человек от самого сотворения своего, но мы оное еще в первых пра­родителях своих потеряли, а вместо того несказанному бедствию по душе и по телу подвержены стали, ибо не то­кмо телом трудную и многоболезненную проводим жизнь, но и душою пребываем скверны и безбожны. Чтоб от сего плачевного состояния избавить нас, благоутробный Зиждитель наш Сам открыл способ, который, по Его же самоличному повелению, изображен от Богодухновенных мужей в книгах, Священным Писанием именуемых. Но как сии книги очень пространные, а притом и ради глубины таин и многоразличия вещей, в них заключающихся, не мень­ше, как и для необыкновенного на некоторых местах образа речи, не весь­ма ясные, и потому не всяк их скоро уразуметь может, того ради очень нужно дабы основательное Св. Писания учение предложено было особо и подробно истолковано, что по приличию именует­ся Богословиею. Cиe святейшее учение для не знающих иностранных языков и не могущих иметь, по скудости своей, довольства книг, я убогий из Св. Писания и учителей церковных собрал и в пристойный порядок привел, ко­торое, благочестивый христианин, с горячайшим усердием прияв, употреби в свою пользу, да разумееши о них же научился еси словесех утверждение (Лк. 1:4). Ибо святой Петр повелевает каждому быти готову присно к ответу всякому вопрошающему словесе о нашем уповании ( 1Пет. 5:15), а мы по большой части такие, что иного отчету в сем дать не можем, кроме слов так наши веруют. В делах светских так мы до край­ности бываем рачительны. Например, когда коня покупаем, где потеря бывает только нескольких денег, то сколь прилежный осмотр бывает, что поку­пающий не доверяет, но просит совета и свидетельства искусных в этом деле. А, напротив, в деле столь важном, где или вечного спасения, или вечной погибели ожидать следует, многие так нерадивы, что иного основа­ния веры своей никакого не знают, кроме что от матери с малолетства слыхали.

Почему не смотри на суеверов, кои говорят, что будто без Богословии спастися можно, понеже-де Бог требует, чтоб только добродетельно жить. Ибо хотя и весьма нужно, чтоб добродетельно жить, но отсюда нимало не следует, что будто Богословии учиться не надобно; а еще паче утверждается, что учиться сей святейшей науке каждому человеку есть необхо­димо нужно. Ибо добродетель состоит в том, чтоб всегда в житии угож­дать воле Божией. Но как можно воле Его угождать, не узнав сперва, кто Он таков, и каков, и чего от нас в делах наших требует. Притом главнейшие добродетели суть не те, кои токмо вo внешнем телодвижении состоят, но душевные, как тo: почитать, хвалить и благодарить Бога. Но как можно почи­тать Бога, не уведав, что Он есть Существо всевысочайшее? Ибо в предста­влении сего первоначально почтение состоит. Как хвалить, не знав доброты Его, и как благодарить, не восчувствовав благодеяний Его? Чувствовать же бдагодеяний совсем нельзя без ясного познания тех.

А как можно уведать свойства и дела Божии, не имев прежде подробного о том наставления, когда никакого руко­месла и художества не можно знать без некоторого тому обучения? И посе­му сколь нужно есть познание Бога и Его совершенств, столь нужна для чело­века и наука богословская, поскольку она есть наука о Боге. Да не отвратит тебя от прилежнейшего чтения и то, что некоторые из богословов худого жития, ибо они таковы не от учения богословского, но по природному сво­ему злонравию. Поскольку человек нередко естественному своему к злу стремлению в жизни следует, от чего дабы свободиться, то ничто столько не споспешествует, как Богословия.

Если же cию убогого моего труда книжицу случится взять кому в руки от мужей высокого учения, то я наперед уведомляю его, что оная у меня приготовлена не для таких, от которых я сам требую наставления, но единственно для людей простых и младых юношей. А если, невзирая на то, похочет кто из таковых оную прочитать, то прошу почтенных сих особ, чтоб, ежели где усмотрены будут какие недостатки в слове или разуме, оные своим великодушием и благосклонностию снисходительно при­крыли и поправили.

Впрочем, усердному читателю делаю первое предписание – чтобы при чтении сего моего сочинения неотменно иметь Библию и при каждом приведенном стихе из Св. Писания справляться в оной, а особливо в тех местах, которые здесь токмо означены. Господь же да просветит и управит к благона­меренному концу, усердно желаю!


Источник: Христианская богословия для желающих в благочестии высшаго успеха, предложеная иеромонахом Ювеналием [Текст]: [в трех частях]. - Изд. второе. - Москва: В Синодальной тип., 1826.

Комментарии для сайта Cackle